Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 7.5 КоАП РФ

Статья 7.5 КоАП РФ. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней (действующая редакция)

Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, либо транспортировка или хранение в целях сбыта незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, либо сбыт незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

Примечание. Перечень полудрагоценных камней в целях настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 7.5 КоАП РФ

Статья 7.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.

Объект правонарушения - отношения государственной собственности на недра в границах территории Российской Федерации, которая установлена ст. 1.2 Закона РФ N 2395-1.

Предметом правонарушения является янтарь. Янтарь - это природная ископаемая смола хвойных деревьев различных оттенков от светло- до темно-желтого цвета. Янтарь - ценный поделочный материал для изготовления украшений и других изделий. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается добыча и сбыт янтаря, не отнесенного в установленном порядке к драгоценным камням.

В соответствии с Порядком отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8, основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:

масса - свыше 1 000 граммов;

форма - разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;

целостность - относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;

включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;

цвет - разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.

Операции с уникальными янтарными образованиями, отнесенными к драгоценным камням, их учет, хранение, транспортировка, составление отчетности осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 "Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням").

В целях применения ст. 7.5 КоАП РФ Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1029 "Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения ст. 7.5 КоАП РФ" утвержден Перечень полудрагоценных камней, в который включен берилл, в том числе аквамарин, гелиодор.

Лицензионный порядок предоставления недр для добычи полезных ископаемых устанавливает ст. 7 Закона N 2395-1. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

В соответствии с положениями названного Закона пользование недрами, в том числе путем добычи полезных ископаемых, осуществляется на основании специального разрешения в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Объективную сторону комментируемого правонарушения образуют два альтернативных запрещенных действующим законодательством действия:

самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней;

сбыт незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде.

Самовольной признается добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии), за пределами границ предоставленного горного отвода, из месторождений, на которых сбор янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней запрещен, из мест его промышленной разработки.

Самовольной признается добыча янтаря, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии) либо в определенных местах - из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки. Основное промышленное месторождение янтаря находится в Калининградской области. Сбор янтаря на побережье и в других местах не влечет административной ответственности (см., например, Определение N 5-13/2017 5-312/2016 от 17 ноября 2016 г. по делу N 5-13/2017).

Сбыт янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней означает их продажу, обмен как в натуральном, так и (или) в переработанном виде как самим лицом, самовольно добывшим янтарь, нефрит или иные полудрагоценные камни, так и другими лицами. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается сбыт только незаконно добытого янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.

Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие самовольную добычу или сбыт незаконно добытого янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла.

Санкция комментируемой статьи предусматривает дополнительную меру ответственности в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения.

Правовую основу применения такого вида административного наказания составляет ст. 3.7 КоАП РФ.

В силу ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 указанного Кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", конфискация орудия совершения административного правонарушения может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом надлежит учитывать положения ч. 4 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ПРИМЕР.

В Постановлении Верховного Суда РФ от 01.08.2017 N 71-АД17-2 излагается следующее: "Вопреки утверждению заявителя, вопрос о принадлежности Чередниченко Р.В. орудия совершения административного правонарушения - экскаватора мировым судьей в рамках рассмотрения дела разрешался.

До обращения с жалобой на постановление мирового судьи в районный суд Чередниченко Р.В. не заявлял, что собственником экскаватора является иное лицо. Как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и в рамках его рассмотрения мировым судьей Чередниченко Р.В. последовательно утверждал, что экскаватор принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи, заключенного примерно за три года до произошедших событий, соответствующий договор и паспорт самоходной машины у него (Чередниченко Р.В.) имеются (л. д. 7, 41, 52).

Приложенные к настоящей жалобе копии договоров купли-продажи и паспорта самоходной машины объяснения Чередниченко Р.В., данные при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела мировым судьей, не опровергают.

Аналогичные копии документов (копия договора купли-продажи гусеничного экскаватора ЭО-4225А, 1997 года выпуска, заключенного 2 мая 2012 г. между ООО "Техпром" и г., и копия акта приема-передачи к нему, копия договора купли-продажи экскаватора, заключенного 14 мая 2014 г. между г. и Чередниченко Р.В., и копия акта приема-передачи к нему, копия паспорта самоходной машины), представленные Чередниченко Р.В. при подаче жалобы в районный суд, оценены судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ в совокупности с иными имеющимися по делу доказательствами и с учетом фактических обстоятельств дела.

При этом в ходе производства по делу установлено, что экскаватор фактически передан Чередниченко Р.В. в момент оплаты первого платежа, находится у него во владении, пользовании и распоряжении с 14 мая 2014 г., срок полной оплаты по договору был установлен до 31 декабря 2015 г. и истек, каких-либо требований о возврате экскаватора либо взыскании денежных средств по договору Чередниченко Р.В. не предъявлялось, претензий у сторон договора друг к другу нет.

Судебные инстанции обоснованно признали отсутствие оснований для применения положений ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ".

Повышение эффективности деятельности по пресечению самовольной добычи нефрита может быть достигнуто путем перекрытия каналов сбыта нефрита за счет отнесения к административным правонарушениям сбыта незаконно добытого нефрита, в том числе для физических лиц. Также пресечению незаконной добычи нефрита может способствовать конфискация орудий совершения правонарушения (пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в ст. 7.5 КоАП РФ").

Распространение действия ст. 7.5 КоАП РФ в отношении нефрита должно обеспечить усиление административной ответственности за самовольную добычу нефрита и сбыт самовольно добытого нефрита при возможной конфискации средств совершения правонарушения. Указанная мера направлена на декриминализацию нефритовой отрасли.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 7.5 КоАП РФ: