Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 5.46 КоАП РФ

Статья 5.46 КоАП РФ. Подделка подписей избирателей, участников референдума (действующая редакция)

Подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, а равно заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Комментарий к ст. 5.46 КоАП РФ

Комментируемая ст. 5.46 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за подделку подписей избирателей, участников референдума.

Объектом правонарушения по ст. 5.46 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов.

Объективную сторону правонарушения по ст. 5.46 КоАП РФ составляют 2 состава (если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 142 Уголовного кодекса РФ), различаемые по субъектам привлечения к ответственности и по совершаемым ими действиям:

а) подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума;

б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом.

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума регулируется ст. 37 Закона N 67-ФЗ, согласно положениям п. 1 ст. 37 Закона N 67-ФЗ которой:

а) количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 Закона N 67-ФЗ, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных п. п. 1.1 и 1.2 ст. 37 Закона N 67-ФЗ;

б) количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с п. 10 ст. 16 Закона N 67-ФЗ;

в) количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с п. 10 ст. 16 Закона N 67-ФЗ, но не может быть менее 25 подписей.

Установленное законом субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может составлять менее 0,5% и более 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 Закона N 67-ФЗ (п. 1.1 ст. 37 Закона N 67-ФЗ).

На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей (п. 1.2 ст. 37 Закона N 67-ФЗ).

Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума (п. 7 ст. 37 Закона N 67-ФЗ).

Порядок заполнения и заверения подписных листов устанавливается Федеральным законом (п. 8 ст. 37 Закона N 67-ФЗ). Согласно ст. 37 Закона N 67-ФЗ:

а) каждый подписной лист с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидата, должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 12 ст. 37 Закона N 67-ФЗ);

б) каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем политической партии. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель политической партии, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 13 ст. 37 Закона N 67-ФЗ).

При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя (п. 14 ст. 37 Закона N 67-ФЗ).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований Закона N 20-ФЗ при выдвижении политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам. В случае представления подписных листов с подписями избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение требований Закона N 20-ФЗ к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах (п. 1 ст. 48 Закона N 20-ФЗ).

При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого федерального списка кандидатов. Количество отбираемых для первоначальной проверки подписей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов устанавливается решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Выборка проводится в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после выдачи уполномоченному представителю политической партии документа, подтверждающего прием подписных листов. Процедура проведения выборки определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (п. 9 ст. 48 Закона N 20-ФЗ).

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. Если в этих подписных листах содержится большее количество подписей избирателей, чем установленное для проверки, в последнем отобранном для проверки подписном листе проверяются подписи, начиная с первой, до достижения установленного количества подлежащих проверке подписей (п. 11 ст. 48 Закона N 20-ФЗ).

По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 12 ст. 48 Закона N 20-ФЗ).

Субъектами правонарушения по ст. 5.46 КоАП РФ являются:

а) за подделку подписей избирателей, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов - лица, в соответствии с п. 7 ст. 37 Закона N 67-ФЗ обладающие правом сбора подписей, то есть дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие к моменту сбора подписей возраста 18 лет;

б) за заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) - лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, либо уполномоченное лицо.

С субъективной стороны правонарушение по ст. 5.46 КоАП РФ характеризуется прямым умыслом (в случае подделки подписей избирателей), а в случае заверения подделанных подписей - умыслом и неосторожностью.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"