Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 5.37 КоАП РФ
Статья 5.37 КоАП РФ. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (действующая редакция)
Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судебная практика по статье 5.37 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N 72-АД11-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор
городского суда Забайкальского края от 13 августа 2010 г. и постановление заместителя председателя Забайкальского краевого суда от 17 мая 2011 г вынесенные в отношении Семибратова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене...
Комментарий к ст. 5.37 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.37 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.
Объектом правонарушения по ст. 5.37 КоАП РФ являются общественные отношения в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Объективную сторону правонарушения по ст. 5.37 КоАП РФ составляют незаконные действия по:
а) усыновлению (удочерению) ребенка;
б) передаче ребенка под опеку (попечительство);
в) передаче ребенка в приемную семью.
Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 Семейного кодекса РФ).
В силу п. 2 ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление допускается только в интересах детей с соблюдением требований абз. 3 п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.
При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае суду следует, в частности, выяснять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, а также проживающих совместно с ним членов его семьи (обстоятельства, характеризующие их поведение на работе, в быту, факты привлечения к уголовной, административной ответственности и т.п.), состояние здоровья усыновителя и указанных лиц, сложившиеся в семье взаимоотношения, взаимоотношения, возникшие между усыновителем и ребенком, а также отношение к ребенку членов семьи усыновителя. Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.
Выяснению и проверке подлежат также жилищные условия усыновителя.
Закон не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья. Вместе с тем, если усыновляемый ребенок страдает какими-либо заболеваниями, суду необходимо выяснить, известно ли усыновителям об имеющихся у ребенка заболеваниях, а также смогут ли они обеспечить такому ребенку надлежащий уход и соответствующее лечение (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (абз. 1 п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ).
При этом Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" установлен запрет:
а) на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки;
б) а также на осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 3 ст. 122 Семейного кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ).
Согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет.
Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (п. 1 ст. 152 Семейного кодекса РФ).
Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка (п. 1 ст. 153 Семейного кодекса РФ).
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 "Опека и попечительство над детьми" Семейного кодекса РФ.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Субъектами правонарушения по ст. 5.37 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение по ст. 5.37 КоАП РФ может быть совершено только в форме умысла.