Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 5.16 КоАП РФ
Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (действующая редакция)
Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судебная практика по статье 5.16 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 93-АПГ15-6, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Магадана от 13 июля 2015 г поверенное лицо избирательного объединения Казаков В.Ю. привлечен к административной ответственности по статье 5.16 КоАП РФ за подкуп избирателей...
-
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД17-76, Судебная коллегия по административным делам, надзор
...
Комментарий к ст. 5.16 КоАП РФ
Комментируемая ст. 5.16 КоАП РФ устанавливает ответственность за:
а) подкуп избирателей, участников референдума (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния);
б) либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Объектом правонарушения по ст. 5.16 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с проведением избирательной кампании, подготовкой и проведением референдума.
Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления (п. 2 ст. 56 Закона N 67-ФЗ).
Под подкупом избирателей, участников референдума в соответствии с п. 2 ст. 56 Закона N 67-ФЗ, ч. 2 ст. 69 Закона N 20-ФЗ, п. 2 ст. 56 Закона N 19-ФЗ понимается осуществление следующих действий:
а) вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей избирателям, участникам референдума, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу);
б) вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание такого вознаграждения;
в) проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума;
г) предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Вышеуказанные разъяснения даны в протоколе заседания ЦИК России от 27.09.2006 N 187-4-4 "О Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями".
Совершение вышеуказанных действий составляет объективную сторону правонарушения по ст. 5.16 КоАП РФ.
При этом, при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указывается, что судам надлежит выяснять следующие обстоятельства:
а) подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с п. 2 ст. 56 Закона N 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;
б) совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;
в) позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
г) в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;
д) относятся ли лица, осуществившие названные в п. 2 ст. 56 Закона N 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в п. п. 2 и 4 ст. 77 Закона N 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.
Субъектами административного правонарушения являются все лица (физические и юридические).
Субъективная сторона правонарушения по ст. 5.16 КоАП РФ характеризуется лишь умышленной виной в форме прямого умысла.