Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление (действующая редакция)
1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
2) военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации;
3) военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.27 (в случае непосредственного обнаружения либо обращения граждан или организаций), частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьей 11.7 (в части нарушения границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов, а также правил, установленных для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов), статьей 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), статьей 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9 - 17.13, 18.2 - 18.4, 19.3, 19.7, 19.13, 19.20, 20.1 - 20.3, 20.5, 20.8 - 20.24, частями 1, 2 и 5 статьи 20.25, статьями 20.30 - 20.32, 20.34 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение войск национальной гвардии Российской Федерации, помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) или специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку);
4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;
5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - в помещение военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части;
6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации - в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации - в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
9) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;
10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил - в служебное помещение таможенного органа;
10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море - в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, - в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);
12) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;
13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;
14) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), - в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);
15) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;
16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение;
17) должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части.
2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Судебная практика по статье 27.2 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Постановление N 85-АД16-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор
Ссылка заявителя на отсутствие в материалах дела протокола о доставлении и записи о доставлении в протоколе об административном правонарушении несостоятельна, так как предусмотренная статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления к Блажко А.Я. не применялась...
-
Решение Верховного суда: Определение N 84-О09-55, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация
Считает, что он должен быть оправдан по ч. 4 ст. 290 УК РФ за отсутствием события преступления. Не согласен он и с осуждением по ч. 1 ст. 318, ст. 319 УК РФ. Ему, как действующему сотруднику милиции, известно, что он согласно ст.ст. 2.2, 27.1, 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть привлечен к административной ответственности за мелкое хулиганство, он несет за это дисциплинарную ответственность по месту службы...
-
Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-245, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
оспариваемых положений нормативного правового акта действующему законодательству об административных правонарушениях. В соответствии с частью 4 статьи 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ что подтверждает необходимость доставления лица в каждом случае принятия решения о его задержании. При совершении лицом административного правонарушения, влекущего административный арест...
Комментарий к ст. 27.2 КоАП РФ
Комментируемая ст. 27.2 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление.
1. Доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.
Доставление осуществляется применительно к физическим лицам, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 комментируемой статьи, - в отношении судна и других орудий совершения административного правонарушения.
Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления физических лиц обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным. В то же время в случае применения после доставления задержания необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В части 1 комментируемой статьи определен круг должностных лиц органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять доставление. К числу таких лиц относятся:
- должностные лица органов внутренних дел (полиции);
- военнослужащие и сотрудники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации;
- военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации;
- должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;
- должностные лица военной автомобильной инспекции;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- должностные лица пограничных органов, военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также другие лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации;
- должностные лица таможенных органов;
- военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
- должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;
- должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
- должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Ведомственными актами может быть установлен исчерпывающий детализированный перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении по конкретным составам административных правонарушений при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения. Так, в соответствии с Приказом Росрыболовства от 12.04.2010 N 326 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" доставление физических лиц для составления протокола по статьям 27.7, 27.8, 27.9, 27.10, 27.14, 27.16 КоАП РФ вправе осуществлять следующие должностные лица:
1) в центральном аппарате Росрыболовства: руководитель и заместители руководителя Росрыболовства;
- начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции;
2) в территориальных органах Росрыболовства:
- руководители и заместители руководителей территориальных органов Росрыболовства;
- начальники отделов территориальных органов Росрыболовства и их заместители, главные государственные инспектора, старшие государственные инспектора, государственные инспектора, а также другие должностные лица территориальных органов Росрыболовства, осуществляющие функции контроля и надзора, в пределах своей компетенции.
Следует учитывать, что перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
Порядок разбирательства уполномоченных должностных лиц с доставленными лицами регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами. Так, последовательность действий уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России определена Наставлением о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденным Приказом МВД России от 30.04.2012 N 389.
В частности, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специально оборудованном помещении (п. 4). При этом оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью, и возможность самовольного оставления ими данных помещений (п. 7). Кроме того, Наставлением закреплен исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты оперативным дежурным в отношении доставленного по результатам выяснения обстоятельств его задержания и доставления (п. 5), основные обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурную часть (п. 8), обязанности оперативного дежурного перед размещением лиц, доставленных в дежурную часть, в помещения для задержанных (п. п. 9 - 17) и после размещения (п. п. 18 - 28).
Особый порядок разбирательства предусмотрен в отношении лиц, обладающих иммунитетом от задержания. Так, в случае, если при установлении личности доставленного лица выяснится, что в соответствии с законодательством Российской Федерации данное лицо обладает иммунитетом от задержания, оперативный дежурный обязан незамедлительно освободить такое лицо, о чем в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, производится соответствующая запись. О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника территориального органа МВД России, информируется дежурная часть вышестоящего территориального органа МВД России (п. 8.3.1).
В случае доставления в дежурную часть военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, за совершение административных правонарушений на основании ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ несут дисциплинарную ответственность, оперативный дежурный обязан известить командира воинской части (военного коменданта) либо начальника соответствующего органа (учреждения) о произведенном доставлении, вызвать, при необходимости, представителя воинской части или указанных органов (учреждений) для передачи доставленного лица в целях привлечения его к дисциплинарной ответственности (8.3.2). При совершении указанными лицами административных правонарушений, перечисленных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на общих основаниях.
В комментируемой статье специально определены служебные помещения (помещения), в которые может осуществляться доставление: служебное помещение органа внутренних дел (полиции); помещение органа местного самоуправления сельского поселения; служебное помещение охраны; служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления войск национальной гвардии Российской Федерации; служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации; помещение военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части; служебное помещение пограничного органа; служебное помещение воинской части, находящееся в порту Российской Федерации; служебное помещение таможенного органа; служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации; служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы; служебное помещение органа, осуществляющего контртеррористическую операцию. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения доставляются в порт РФ, а иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов.
Служебные помещения, в которые может осуществляться доставление, оборудуются в соответствии с нормативно установленными требованиями. Так, в приложении N 1 к Наставлению, утвержденному Приказом МВД России от 30.04.2012 N 389, содержатся Правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России.
2. Часть 2 комментируемой статьи не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Указывается только, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Срок применения доставления складывается из времени принудительного препровождения доставляемого лица (судна, орудия совершения правонарушения) в служебное помещение компетентного органа (порт Российской Федерации).
Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях невозможно предусмотреть и учесть конкретные обстоятельства, влияющие на его продолжительность (территориальная удаленность, наличие и/или техническое состояние транспорта, пропускная способность автодорог, климатические условия, состояние здоровья доставляемого и пр.), может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть; наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п. (Определение Конституционного Суда РФ от 17 января 2012 г. N 149-О-О "По жалобам граждан Гудимова Александра Валерьевича и Шуршева Александра Олеговича на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 и статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации").
В научной литературе в целях эффективной защиты прав и интересов личности и устранения умышленного "затягивания" доставления предлагается установить предельный срок его применения в пределах одного часа (Хвастунов К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 7), трех часов, а с учетом погодных условий - до 12 часов (Барашев В.В. Институт административного принуждения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 126). Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа (см., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152).
По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же, если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.
3. Фиксация доставления как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении является обязательной. В части 3 комментируемой статьи указываются основные варианты фиксации факта доставления:
1) составление протокола доставления;
2) запись в протоколе об административном правонарушении;
3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Как показывает судебная практика, если доставление оформлено должным образом в соответствии с ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не являлся надлежащим доказательством по делу (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2006 по делу N А56-22783/05).
Поскольку в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.