Статья 23.49 КоАП РФ. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (действующая редакция)
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16, статьей 10.8 (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства), статьей 14.2, частью 1 статьи 14.3.1, статьей 14.4, частью 1 статьи 14.5, статьями 14.6 - 14.8, 14.15, частями 2.1 - 3 статьи 14.16, статьей 14.17.3, частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 14.34, статьей 14.39, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, частями 1 - 4 статьи 14.46.2, статьей 14.53, частью 1 статьи 15.46 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, его заместители;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, их заместители;
4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в городах, районах, на транспорте, их заместители.
Судебная практика по статье 23.49 КоАП РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД17-145, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Правонарушения, административная ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 14.44 КоАП РФ, перечислены одновременно в части 2 и абзаце третьем части 3 статьи 23.1 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что административный орган, в силу части 1 статьи 23.49 КоАП РФ, обладает самостоятельными дискреционными полномочиями на привлечение общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ. Полномочием на передачу дела на рассмотрение в арбитражный суд административный орган не воспользовался...
-
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД17-145, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами административный орган отмечает, что в силу части 1 статьи 23.49 КоАП РФ он обладает полномочиями на привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ, и не передавал дело на рассмотрение в арбитражный суд. Доводы административного органа заслуживают внимания...
-
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД15-18852, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
При этом, учитывая, что событие вменяемого обществу правонарушения было выявлено непосредственно прокуратурой, которая в соответствии с положениями части 1 статьи 23.49 КоАП РФ передала дело об административном правонарушении на рассмотрение в административный орган...
Комментарий к ст. 23.49 КоАП РФ
Часть первая комментируемой ст. 23.49 КоАП РФ устанавливает компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является функция по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2006 N 308 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека").
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ по представлению руководителя службы.
К административным правонарушениям в данной сфере относятся:
- нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ч. ч. 1 и 2 ст. 9.16 КоАП РФ);
- нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8 КоАП РФ - в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства);
- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ);
- спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака (ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ);
- нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ);
- обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);
- нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ);
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ);
- нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. ч. 2.1 - 3 ст. 14.16 КоАП РФ);
- нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ч. ч. 2 - 4, 6 - 8 ст. 14.34 КоАП РФ);
- нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (ст. 14.39 КоАП РФ);
- нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ч. ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ);
- недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ);
- нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ);
- нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ);
- непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (ч. ч. 1 - 4 ст. 14.46.2 КоАП РФ);
- несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (ст. 14.53 КоАП РФ);
- нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14 КоАП РФ - в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих).
2. Часть вторая ст. 23.49 КоАП РФ определяет категории должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. К ним относятся:
1) руководитель Роспотребнадзора, его заместители;
2) руководители территориальных органов Роспотребнадзора, их заместители;
3) руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора, их заместители.