Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 21.3 КоАП РФ

Статья 21.3 КоАП РФ. Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (действующая редакция)

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Комментарий к ст. 21.3 КоАП РФ

Комментируемая ст. 21.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Объектом правонарушения по ст. 21.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области воинского учета.

Объективная сторона правонарушения по ст. 21.3 КоАП РФ выражается в непредставлении в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Согласно Закону N 53-ФЗ руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете (п. 2 ст. 4 Закона N 53-ФЗ).

Также руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

- оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

- направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Как следует из п. 21 Положения о воинском учете в целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:

- осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев) на их территории;

- выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев) на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;

- ведут учет организаций, находящихся на их территории, и контролируют ведение в них воинского учета;

- ведут и хранят документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.

Необходимо обратить внимание, что согласно п. 17 Положения о воинском учете первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета:

- для призывников - по учетным картам призывников;

- прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса - по алфавитным карточкам и учетным карточкам;

- офицеров запаса - по карточкам первичного учета.

Согласно пп. "г" п. 50 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны в том числе сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

Решением Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N АКПИ13-558 пп. "г" п. 50 признан недействующим в части, устанавливающей обязанность граждан, подлежащих воинскому учету, сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о состоянии здоровья (получении инвалидности). Однако Определением Верховного Суда РФ от 31.10.2013 N АПЛ13-450 указанное решение оставлено без изменения.

Вместе с тем п. 1 ст. 8 Закона N 53-ФЗ устанавливает, что граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ;

- проходящих военную службу;

- отбывающих наказание в виде лишения свободы;

- женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

- постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В связи с этим федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

- о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

- вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Особо следует отметить, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации (п. 1.1 ст. 8 Закона N 53-ФЗ).

В целях реализации предусмотренных в данной статье положений следует также обратиться к Приказу Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007 "Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности" (далее - Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов военных комиссариатов, органов внутренних дел) (отметим, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России).

Данная Инструкция определяет организацию и порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению мероприятий, связанных с постановкой граждан на воинский учет и призывом их на военную службу.

Например, согласно п. 3 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов военных комиссариатов, органов внутренних дел военные комиссары районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований (далее именуются - военные комиссары) и начальники отделов (управлений) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации (далее именуются - горрайорганы внутренних дел):

- организуют взаимодействие военных комиссариатов районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований (далее именуются - военные комиссариаты) и горрайорганов внутренних дел по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу;

- разрабатывают (до 15 января) и реализуют ежегодные планы совместных мероприятий по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу.

Военные комиссары в том числе:

а) составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан:

- уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года;

- которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (далее именуются - повестки), не представилось возможным вручить в установленном порядке;

- не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и выявленных в ходе совместных мероприятий.

Указанные списки уточняются не реже двух раз в месяц;

б) анализируют сведения, получаемые из горрайорганов внутренних дел о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также о гражданах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;

в) информируют горрайорганы внутренних дел о результатах проведенного анализа, полноты и качества представляемых сведений о гражданах, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете;

г) принимают меры по оповещению и постановке на воинский учет граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и граждан, приобретших гражданство Российской Федерации;

д) организуют оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, ведут учет результатов оповещения и др.

Начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители), в частности:

а) при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

б) направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с подписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

в) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пп. "к" п. 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов военных комиссариатов, органов внутренних дел, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению и др.

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях в соответствии с п. 30 Положения о воинском учете:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 21.3 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектами правонарушения по ст. 21.3 КоАП РФ могут быть должностные лица, ответственные за ведение первичного воинского учета граждан, подлежащих воинскому учету и призыву на военную службу, не оповещающие их о вызове в военный комиссариат либо нарушающие указанные сроки представления в военный комиссариат учетно-воинских документов, необходимых для постановки на воинский учет или снятия с учета, а также должностные лица органов местного самоуправления, в обязанности которых входит предоставление соответствующих сведений органам воинского учета.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 21.3 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8581/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
    При принятии постановления от 17.04.2012 суд кассационной инстанции указал, что в соответствии с частью 2 статьи 21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частью 2.6 статьи 19.5 названного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье...