Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 15.15.9 КоАП РФ
Статья 15.15.9 КоАП РФ. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи (действующая редакция)
Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи, за исключением случаев, когда такое несоответствие допускается Бюджетным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарий к ст. 15.15.9 КоАП РФ
Комментируемая ст. 15.15.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом лицо не может быть привлечено к административной ответственности по рассматриваемой статье, в случае если его действия подпадают под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются финансовые интересы государства, правопорядок в сфере юридической техники ведения бюджетной росписи для обеспечения единства всех звеньев бюджетной системы.
Объективная сторона правонарушения по ст. 15.15.9 КоАП РФ характеризуется совершением виновным лицом действий по составлению бюджетной росписи, сводной бюджетной росписи без соблюдения установленных законодательством требований, повлекшее несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи.
Понятие бюджетной росписи раскрывается в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой под бюджетной росписью понимается документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
Комментируемая ст. 15.15.9 БК РФ корреспондирует со ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, определяющей правовые основы составления и ведения сводной бюджетной росписи, которые детально регламентированы в Порядке составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств, утвержденном Приказом Минфина России от 27.08.2018 N 184н.
В свою очередь, сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение в них изменений, устанавливается соответствующим финансовым органом. Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств. Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств (ст. 219.1 Бюджетного кодекса РФ).
Следует отметить, что данная статья в большей степени имеет предупредительное и воспитательное значение и может быть отнесена к "спящим", если случаи ее применения так и не возникнут. Обусловлено это тем, что согласно ст. 217 Бюджетного кодекса РФ существует обширный перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, при этом решение принимается самостоятельно руководителем финансового органа.
Субъектами правонарушения по ст. 15.15.9 КоАП РФ являются должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере - Федеральное казначейство (ч. 3 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ) и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ):
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.
Протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.9 КоАП РФ вправе составлять должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
В случае если дела об административных правонарушениях по ст. 15.15.9 КоАП РФ возбуждены инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, они рассматриваются судьями.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.9 КоАП РФ, в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса введен двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности.