Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 14.20 КоАП РФ

Статья 14.20 КоАП РФ. Нарушение законодательства об экспортном контроле (действующая редакция)

1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к ст. 14.20 КоАП РФ

Комментируемая ст. 14.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства об экспортном контроле.

Объектом правонарушений в данном конкретном случае выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и проводимого в соответствии с действующим законодательством контроля экспортных операций. Согласно Федеральному закону от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ) объектом рассматриваемого правонарушения могут выступать принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Объективная сторона предусмотренного ст. 14.20 КоАП РФ правонарушения заключается в несоблюдении установленных Законом N 183-ФЗ правил и требований. Так, ст. 30 Закона N 183-ФЗ устанавливает, что нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:

осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст. ст. 6 и 20 Закона N 183-ФЗ распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений;

получение лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст. ст. 6 и 20 Закона N 183-ФЗ распространяется экспортный контроль, посредством предоставления поддельных документов или содержащих недостоверные сведения документов;

нарушение требований и условий лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со ст. ст. 6 и 20 Закона N 183-ФЗ распространяется экспортный контроль;

неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;

необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой федеральными органами законодательной и исполнительной власти для целей экспортного контроля, ее умышленные искажение или сокрытие;

нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля.

Объективная сторона ч. 1 ст. 14.20 КоАП РФ выражается в осуществлении внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.3, 16.19 КоАП РФ.

Объективная сторона ч. 2 ст. 14.20 КоАП РФ выражается в несоблюдении установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов. При этом она может быть выражена как в форме действий, так и бездействия, поскольку нормами комментируемой статьи она определяется как несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок, а равно нарушение условий хранения учетных документов.

Учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля заключается в документировании сведений о необходимых для идентификации контролируемых товаров и технологий особенностях (свойствах) товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся предметом внешнеэкономических сделок, об иностранных лицах, участвующих в этих сделках, и о лицах, в интересах которых они совершаются (если имеются такие сведения). Документы, содержащие сведения, на основании которых осуществляется учет внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством РФ (п. 3, п. 4 ст. 23 Закона N 183-ФЗ).

Субъектом данного правонарушения выступают субъекты, участвующие во внешнеэкономической деятельности, причем перечень таких субъектов является достаточно широким и включает в себя граждан, должностных и юридических лиц. Тем самым, с одной стороны, закон не ограничивает возможности участия во внешнеэкономической деятельности различных категорий субъектов, с другой стороны, отнесение граждан к числу субъектов ответственности по настоящей статье свидетельствует о том, что они могут участвовать во внешнеэкономической деятельности. Поскольку данный вид деятельности выступает в качестве предпринимательской, то закономерно в данном случае говорить о мерах ответственности индивидуальных предпринимателей, т.е. граждан, которым в силу действующего законодательства предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Однако в отношении предписаний ч. 2 круг субъектов сужается, он исключает из их числа граждан, определяя ответственность лишь в отношении должностных и юридических лиц.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины, хотя не исключает в отдельных случаях совершение нарушения по неосторожности. Практика деятельности уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц свидетельствует о том, что предусмотренные комментируемой статьей деяния совершаются умышленно.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 14.20 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 304-АД16-21240, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Судами проверены процедура и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, нарушений положений КоАП РФ не установлено. Размер назначенного заявителю штрафа соответствует санкции нормы части 1 статьи 14.20 КоАП РФ, оснований для освобождения общества от ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения, вопреки доводам последнего, суды не усмотрели...