Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 13.2 КоАП РФ

Статья 13.2 КоАП РФ. Самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (действующая редакция)

Подключение без специального разрешения к сети электрической связи оконечного оборудования -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией оконечного оборудования или без таковой; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией оконечного оборудования или без таковой; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оконечного оборудования или без таковой.

Комментарий к ст. 13.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 13.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 13.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области связи. Дополнительным объектом является право на получение, поиск, распространение информации (в том числе посредством сетей электросвязи).

Объективная сторона рассматриваемого нарушения заключается в подключении к сети электрической связи оконечного оборудования, совершенном без специального разрешения. Указанное деяние предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа от 300 до 500 рублей на граждан, от 500 до 1 000 рублей на должностных лиц, от 5 000 до 10 000 рублей на юридических лиц. Дополнительно может быть наложено взыскание в виде конфискации незаконно подключенного оконечного оборудования.

Разрешением на подключение оконечного оборудования к сети электросвязи можно считать:

1. Договор между оператором связи и абонентом (пользователем), дающий абоненту (пользователю) возможность получения услуг электросвязи с использованием средств сети оператора связи, определяющий номенклатуру услуг, предоставляемых данному абоненту, и закрепляющий за ним индивидуальные атрибуты (например, абонентский номер, пароль, идентификатор, адрес почтового ящика, в т.ч. электронного, и т.п.).

2. Регистрацию оператором связи факта подключения оконечного оборудования пользователя (для тех случаев, когда взаимоотношения не оформлены договором) с момента открытия абонемента на пользование услугами электросвязи.

3. Для сетей подвижной радиотелефонной связи помимо договора между оператором и абонентом (пользователем) необходимо разрешение регионального органа Госсвязьнадзора на эксплуатацию абонентской радиостанции (наличие обоих документов обязательно).

К числу самовольных подключений оконечного оборудования относятся перечисленные ниже варианты подключений:

1. Самовольное подключение к цепи абонента на местной телефонной сети (на уровне кросса АТС, абонентского магистрального или распределительного кабеля, распределительного шкафа, распределительного ящика, распределительной коробки или кабеля абонентской проводки).

2. Самовольное подключение к цепи таксофона (местного, междугородного, международного, универсального) на местной телефонной сети (на уровне кросса АТС, абонентского магистрального или распределительного кабеля, распределительного шкафа, распределительного ящика, распределительной коробки или кабеля проводки к таксофону, а также самого таксофона).

3. Самовольное подключение (путем использования или модификации соответствующих программно-технических средств) к системе подвижной радиотелефонной связи на уровне радиотракта.

4. Самовольное подключение к сети передачи данных или телематическим службам путем использования индивидуальных абонентских атрибутов других пользователей с целью получения услуг электросвязи.

Вышеуказанное установлено указанием Минсвязи РФ от 13.02.1997 N 21-у "О порядке взаимодействия операторов электросвязи и органов Госсвязьнадзора России по вопросу обеспечения реализации статьи 136.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях".

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных выше действий.

На практике в последние годы достаточно распространенным является совершение рассматриваемого правонарушения путем незаконного подключения к сетям кабельного вещания.

ПРИМЕР.

Лебедев М.И. обратился с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка N 96 в г. Лесосибирске Красноярского края от 29 февраля 2012 года, которым он привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей без конфискации оконечного оборудования, мотивируя тем, что к данному правоотношению никакого отношения не имеет.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Лебедев М.И. на доводах жалобы настаивал, обстоятельства, изложенные в ней, подтвердил, дополнительно пояснил, что около года назад неизвестные лица за плату в размере 300 рублей установили кабельное телевидение, позднее выяснилось, что данные лица работниками КТВ ООО не являлись. По факту незаконного подключения Лебедева М.И. в марте 2011 года привлекли к административной ответственности. С указанного времени кабелем он не пользуется, сначала установил антенну "тарелку", а в январе 2012 года заключил договор с... На момент выявления нарушения в январе 2012 года уже фактически был подключен к цифровому телевидению, однако ранее проведенный кабель остался в стене и был обрезан в квартире.

Оставляя решение в силе, суд указал, что из протокола об административном правонарушении от 30 января 2012 года следует, что 18 января 2012 года в 10 часов 45 минут Лебедев М.И. произвел самовольное подключение к сети кабельного телевидения оконечного оборудования, принадлежащего ООО "Прима-Телесеть", в свою квартиру, расположенную по адресу: г. Лесосибирск, не имея на то специального разрешения и договора (л.д. 6).

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются заявлением директора Лесосибирского филиала ООО от 20 января 2012 года о привлечении жильцов по адресу г. Лесосибирск к административной ответственности за самовольное подключение к сети СКТ, поскольку договор с их предприятием на услуги кабельного телевидения не заключался (л.д. 7), актом комиссии в составе работников Лесосибирского филиала ООО от 18 января 2012 года, согласно которому в результате осмотра монтажной сети кабельного телевидения по адресу г. Лесосибирск выявлено самовольное подсоединение к сети кабельного телевидения ООО жителя квартиры N (л.д. 8), нарядом на неисправности, настройки и подключения Ф1, составленным диспетчером Лесосибирского филиала ООО от 18 января 2012 года (л.д. 21).

Протокол об административном правонарушении, иные материалы дела оценены судом первой инстанции в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод Лебедева М.И. о том, что оконечное оборудование к сети электрической связи не подключал, кабель заведен в квартиру, но не используется, суд находит необоснованным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются материалами дела, объяснениями свидетелей. Из показаний представителя ООО ФИО6 следует, что при проверке 18 января 2012 года Лебедев М.И. в квартиру их не пригласил для удостоверения факта неиспользования кабеля, иными данными доводы Лебедева М.И. не подтверждены.

Разрешением на подключение оконечного оборудования к сети электросвязи считаются договор между оператором связи и абонентом (пользователем), либо регистрация оператором связи факта подключения оконечного оборудования пользователя с момента открытия абонемента на пользование услугами электросвязи. Подключение к сети передачи данных или телематическим службам путем использования индивидуальных абонентских атрибутов других пользователей с целью получения услуг электросвязи без соответствующего разрешения является самовольным.

Учитывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, а также жалобы на постановление мирового судьи, Лебедевым М.И. не представлено доказательств отсутствия его вины, суд признает доводы жалобы заявителя необоснованными, мировой судья правильно пришел к выводу о виновности Лебедева М.И. в совершении административного правонарушения, и его действия правильно квалифицированы по статье 13.2 КоАП РФ как подключение без специального разрешения к сети электрической связи оконечного оборудования (Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 3 апреля 2012 г.).

Субъектом рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 13.2 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-593/11, Судебная коллегия по административным делам, надзор
    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.2 КоАП города Москвы. В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18115/10, Судебная коллегия по административным делам, надзор
    Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/ (информация о движении дела, справочные материалы и др.). предусмотренной статьей 13.2 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее – КоАП города Москвы). Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано...
  • Решение Верховного суда: Определение N 305-АД15-11824, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    округа от 15.06.2015 по тому же делу по заявлению АО "НТЦ ПС" о признании незаконным и отмене постановления Департамента культурного наследия города Москвы от 06.06.2014 № 16-35 АД 2014 о привлечении к административной ответственности предусмотренной статьей 13.2 Кодекса об административных правонарушениях города Москвы, руководствуясь частями 1, 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...