Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 1.4 КоАП РФ

Статья 1.4 КоАП РФ. Принцип равенства перед законом (действующая редакция)

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 1.4 КоАП РФ

Комментируемая ст. 1.4 КоАП РФ устанавливает принцип равенства всех перед законом. Принцип равенства всех перед законом провозглашает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), не может предусматривать каких-либо исключений для отдельных категории лиц, которые не могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения.

При этом согласно ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ:

а) физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Физические лица подлежат привлечению к административной ответственности в случае, если к моменту совершения административного правонарушения они достигли возраста 16 лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в качестве должностных лиц. При этом должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ);

б) юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 1, ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Особенности данной процедуры закреплены в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"; Законе РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации могут быть привлечены к административной ответственности при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания.

Судьи могут быть привлечены к административной ответственности в 10-дневный срок по представлению Генерального прокурора РФ по решению судебной коллегии в составе трех судей.

В соответствии с п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Частью 3 ст. 1.4 КоАП РФ допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Так, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

То есть из буквального содержания вышеуказанных норм следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 1.4 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 46-АПГ17-4, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
    Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности правового регулирования, а также о нарушении закрепленного в части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения...
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-485, Апелляционная коллегия, апелляция
    Следовательно, Приказ издан в рамках предоставленных Генеральному прокурору Российской Федерации статьей 17 Закона № 2202-1 полномочий. Утверждение заявителя (административного истца) в апелляционной жалобе о том, что оспариваемое положение противоречит статье 1.4 КоАП поскольку вводит особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности прокуроров, которые должны устанавливаться исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, несостоятельно...
  • Решение Верховного суда: Определение N 44-АПГ15-21, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
    Удовлетворяя требования прокурора, суд правомерно исходил из того что оспариваемые правовые нормы Закона Пермского края № 460-ПК не отвечают принципу определенности, а неопределенность законодательного регулирования влечет нарушение закрепленного в части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения...