Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (действующая редакция)
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Судебная практика по статье 153 ЖК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 527-ПЭК15, Судебная коллегия по экономическим спорам, надзор
Судебная коллегия указала также, что требование истца о взыскании оплаты за оказанные коммунальные услуги с администрации противоречит части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений...
-
Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС14-2601, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Выводы судов основаны на положениях статей 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), статей 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-3591/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Отклоняя довод товарищества о применении пункта 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды апелляционной и кассационной инстанций указали, что указанный пункт введен в действие в июне 2011 года Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ следовательно, не подлежит применению к спорным правоотношениям...
Комментарий к ст. 153 ЖК РФ
1. Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", "Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, возможность реализации которого обусловливает в том числе установление доступной платы за жилое помещение определенным категориям граждан (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации)".
В ч. 1 комментируемой статьи говорится об обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги своевременно и полностью. Плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов ТСЖ или жилищного кооператива (см. комментарий к ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 11 июня 2013 г. N 15066/12 по делу N А55-21717/2011, от 19 ноября 2013 г. N 7111/13 по делу N А13-6157/2012 разъяснено, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень лиц, у которых возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент возникновения такой обязанности для них - физических и юридических лиц.
Собственники жилых помещений, в силу того что они таковыми являются, не платят за пользование жилыми помещениями (исключение составляют взносы на капитальный ремонт).
Согласно ч. 3 ст. 169 (см. комментарий к ней) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса.
В отдельных случаях жилое помещение может находиться в общей (долевой или совместной) собственности нескольких лиц и могут возникнуть конфликтные ситуации по поводу оплаты коммунальных услуг. Однако действующим законодательством не предусмотрена солидарная ответственность долевых собственников по оплате жилищно-коммунальных услуг, что отражено в судебной практике.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по ее содержанию и сохранению. В связи с этим каждый из них вправе требовать раздела лицевого счета на оплату коммунальных услуг. Для этого следует обратиться в ЕИРЦ (управляющую компанию, ТСЖ, ресурсоснабжающую организацию) с соответствующим заявлением. При необходимости можно обратиться в суд.
3. В силу ч. 3 комментируемой статьи до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 июня 2013 г. N 15066/12 по делу N А55-21717/2011 было отмечено, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Также в судебной практике указано, что неправомерен вывод о том, что неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает орган местного самоуправления как собственника от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Требование о взыскании соответствующих расходов с собственника фактически направлено на освобождение нанимателя, проживающего в квартире, от внесения платы за занимаемое им жилое помещение (Определение ВАС РФ от 11 февраля 2014 г. N ВАС-591/14 по делу N А56-15258/2013).