Градостроительный кодекс РФ, N 190-ФЗ | ст. 5 ГрК РФ

Статья 5 ГрК РФ. Субъекты градостроительных отношений (действующая редакция)

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Комментарий к ст. 5 ГрК РФ

1. В комментируемой статье определен состав субъектов (участников) градостроительных отношений. Исходя из представленного перечня, субъектами таких отношений потенциально могут быть любые субъекты гражданских правоотношений, а именно публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), а также физические лица и различные организации (юридические лица).

1.1. Специфика статуса и особенности указанных субъектов предопределяют их участие в различных видах градостроительных отношений. Так, Российское государство и иные публично правовые образования (субъекты РФ и муниципальные образования) могут выступать в законотворческих (правотворческих) отношениях по поводу градостроительства как своеобразные регуляторы конкретных и общих градостроительных отношений. В рамках своей законотворческой (нормотворческой) компетенции указанные субъекты регулируют градостроительные, а также смежные с ними отношения (земельные, жилищные и др.) соответственно на федеральном, региональном и местном уровнях (см. комментарий к ст. 3).

Кроме того, указанные субъекты в рамках установленной компетенции участвуют также в иных (то есть смежных с градостроительными) отношениях, в частности, организационно-распорядительных (управленческих) отношениях (см. главу 2 ГрК РФ), контрольно-надзорных отношениях (см. ст. ст. 53 - 55, статьи главы 6.1 ГрК РФ), информационных отношениях (см. главу 7 ГрК РФ), отношениях по поводу ответственности за нарушения градостроительного законодательства (см. главу 8 ГрК РФ). Таким образом, целями и задачами участия Российского государства, субъектов РФ и муниципальных образований в указанных отношениях является законодательное (нормотворческое) регулирование градостроительства, государственное и муниципальное управление градостроительной деятельностью и ее информационное обеспечение.

Помимо участия в законотворческих и иных вышеуказанных отношениях Российское государство, субъекты РФ и муниципальные образования могут непосредственно участвовать в конкретных градостроительных отношениях (по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по строительству объектов капитального строительства и т.п.), состав которых определен в ст. 4 комментируемого ГрК РФ. В названных отношениях (в том числе договорных отношениях гражданско-правового характера) публично-правовые образования выступают в статусе заказчиков, застройщиков, подрядчиков по соответствующим договорам в сфере градостроительства, собственников градостроительных ресурсов и др. Как застройщики, заказчики, подрядчики они (в качестве стороны в договоре) непосредственно участвуют в процессах строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений.

1.2. Статус физических лиц характеризуется такими категориями, как правоспособность и дееспособность. Для участия в градостроительных отношениях физическим лицам необходимо обладать полной дееспособностью либо действовать через законного представителя. Особенности реализации гражданами (физическими лицами) своих прав и обязанностей определены нормами главы 3 (ст. ст. 17 - 47) ГК РФ.

Юридические лица для участия в градостроительных отношениях должны обладать правоспособностью, которая возникает с момента их государственной регистрации. Гражданско-правовой (имущественный) статус и особенности различных юридических лиц установлены нормами главы 4 ГК РФ и соответствующими федеральными законами о конкретных коммерческих и некоммерческих организациях (например, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ФЗ "О саморегулируемых организациях" и др.).

Обычно физические и юридические лица участвуют в тех или иных градостроительных отношениях (проектирование, строительство, реконструкция и т.п.) договорного характера (то есть по договорам строительного подряда, возмездного оказания услуг, аренды и др.) в качестве заказчиков, подрядчиков, поставщиков и т.п. Юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности, участвуя в градостроительных отношениях, через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (см. ст. 53 ГК РФ). Физические лица в некоторых случаях могут выступать в градостроительных отношениях в качестве индивидуальных предпринимателей (осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), что возможно после прохождения государственной регистрации в установленном порядке.

2. В ч. 2 комментируемой статьи законодательно определено, что от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

В целом правовой статус, компетенция, порядок организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются Конституцией РФ, федеральными законами (в том числе конституционными), законами субъектов РФ, а также подзаконными нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного уровня.

2.1. О полномочиях федеральных органов государственной власти в области градостроительной деятельности говорится в ст. 6 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье). Полномочия, порядок деятельности федеральных органов в градостроительной сфере регламентируются также нормами других правовых актов.

Перечень федеральных органов государственной власти, выступающих от имени РФ, установлен ст. 11 Конституции РФ, это: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды. Президент РФ функционирует на основании Конституции РФ (глава 4, федерального конституционного закона о его статусе - нет) и издает правовые акты (в том числе нормативные) - указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Правовой статус Федерального Собрания РФ как представительного и законодательного органа определен также только Конституцией РФ (глава 5). Законотворческая деятельность (в том числе в сфере градостроительных отношений) Совета Федерации и Государственной Думы регулируется их внутренними регламентами.

Правительство РФ действует (в том числе в сфере градостроительства) на основании главы 6 (ст. ст. 110 - 117) Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ". Именно Правительство РФ принимает многочисленные нормативно-правовые и исполнительно-распорядительные документы, касающиеся управления и решения конкретных вопросов в сфере градостроительства (см. комментарий к ст. 3).

Правительство РФ возглавляет всю структуру органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, агентства и службы. Чаще всего от имени Российского государства в градостроительных отношениях участвует Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ), реже - такие федеральные ведомства, как Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социальной защиты, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и некоторые другие. На федеральные службы, в частности, возложены контрольно-надзорные функции и полномочия в сфере градостроительной деятельности. Правовой статус, в том числе порядок деятельности указанных федеральных министерств и ведомств, определяется обычно указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.

Что касается судов РФ, то они в рамках своей компетенции рассматривают на основании и в соответствии законом возникающие в сфере градостроительной деятельности и градостроительных отношений различные споры и дела (в том числе о привлечении виновных к ответственности за нарушение градостроительного законодательства).

2.2. От имени субъектов РФ в градостроительных отношениях участвуют образуемые ими органы (аналогичные федеральным) законодательной и исполнительной власти. Структура, компетенция, порядок образования и деятельности региональных органов государственной власти определяются ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также конституциями (уставами) и другими законами самих субъектов РФ.

О полномочиях органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности говорится в ст. 7 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье). Соответствующие правовые положения о компетенции и порядке деятельности органов государственной власти в градостроительной сфере имеются также в иных нормативных правовых актах регионального уровня.

2.3. Многочисленные муниципальные образования представляют в градостроительных отношениях органы местного самоуправления соответствующих городских округов, городских и сельских поселений, муниципальных районов и внутригородских территорий. Согласно ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; в нее обязательно входят представительный органа муниципального образования, глава муниципального образования и местная администрация (исполнительно-распорядительный орган). Порядок образования и компетенция органов местного самоуправления регулируются ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также некоторыми другими федеральными законами, конституциями, уставами и иными законами субъектов РФ, уставами и иными нормативными правовыми актами самих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления принимают довольно много различных правовых актов по вопросам градостроительства в муниципальных образованиях (о правилах землепользования и застройки, о градостроительных регламентах, об утверждении или изменении границ, об установлении или прекращении права на недвижимость, о правилах содержания объектов градостроительства и др.). О полномочиях органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности говорится в ст. 8 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Источник комментария:
Отв. ред Н.Н. Мельников "КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ"
МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017