Статья 48.2 ГрК РФ. Типовая проектная документация (действующая редакция)
1. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого получено разрешение о его вводе в эксплуатацию, по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти может быть признана типовой проектной документацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Сведения о типовой проектной документации включаются в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Со дня включения сведений о типовой проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 настоящего Кодекса, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объекта капитального строительства вправе использовать типовую проектную документацию, подготовленную применительно к объекту капитального строительства, аналогичному по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять такие строительство, реконструкцию (далее в целях настоящей статьи - аналогичный объект). В этом случае в задании на проектирование указываются сведения о типовой проектной документации, в соответствии с которой планируется осуществить такие строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
4. Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений о типовой проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства получают право безвозмездно использовать типовую проектную документацию, исключительное право на которую принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта.
6. Лица, не указанные в части 5 настоящей статьи, со дня включения сведений о типовой проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства вправе использовать типовую проектную документацию при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. В случае, если исключительное право на проектную документацию не передано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, указанные лица со дня включения сведений о типовой проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе получить доступ к сведениям о лице, уполномоченном на распоряжение исключительным правом на такую типовую проектную документацию.
7. Критерии, которым должна соответствовать типовая проектная документация, срок применения типовой проектной документации, порядок принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией, порядок использования типовой проектной документации, в том числе порядок внесения в нее изменений, а также основания для исключения типовой проектной документации из единого государственного реестра заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи обязательного использования типовой проектной документации.
Комментарий к ст. 48.2 ГрК РФ
1. Законодатель Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 368-ФЗ дополнил ГрК РФ ст. 48.2, вступившей в силу 1 сентября 2016 г., в которой определил понятие проектной документации повторного использования, установил обязательное наличие критериев экономической эффективности документации, подготавливаемой с участием государства, а также выделил объекты капитального строительства, определение экономической эффективности для которых не обязательно, уточнил институт модификации.
В целом введенная законодателем статья подлежит подробному раскрытию в подзаконных актах, так как порядок реализации ее положений не регламентирован действующими нормативными правовыми актами РФ.
В настоящее время идет подготовка федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных актов, определяющих порядок воплощения в жизнь положений комментируемой статьи.
2. В ч. 1 комментируемой статьи речь идет о проектной документации повторного использования.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (подробнее см. комментарий к ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
Законодатель отмечает, что проектная документация повторного использования является той документацией, которая:
- ранее получила положительное заключение экспертизы;
- используется для строительства аналогичного по назначению, проектной мощности здания, строения, сооружения.
Правительство РФ в п. 2 Постановления от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" уточняет, что проектная документация повторного использования является типовой проектной документацией, которая имеет положительное заключение государственной экспертизы и используется повторно. При этом Правительство РФ говорит о том, что речь идет о наличии заключения государственной экспертизы, что, на наш взгляд, не совсем корректно, так как далее, в п. 8, отмечается, что проведение экспертизы проектной документации (типовой) не требуется в случае получения на нее ранее положительного заключения как государственной, так и негосударственной экспертизы (подробнее об экспертизах проектной документации см. комментарий к ст. 49).
Проектная документация, получившая положительное заключение экспертизы, вносится в реестр, который формируется и ведется Минстроем РФ. Научно-техническим советом по отбору типовой проектной документации, созданным при Минстрое России, рекомендованы критерии документации для включения ее в реестр типовой проектной документации (протокол заседания от 25 марта 2015 г. N 118-ПРМ-ЮР) (подробнее о реестре типовой проектной документации см. комментарий к ст. 50.1).
Проектная документация, разработанная к зданию, строению, сооружению и получившая положительное заключение экспертизы, может быть применена повторно только в отношении того объекта капитального строительства, который отвечает условиям (климатическим, сейсмическим, гидрогеологическим и другим) и характеристикам здания, строения, сооружения, уже учтенного в проектной документации. Иными словами, проектируемый объект капитального строительства должен быть аналогичным по назначению, характеристикам (проектной мощности) и размещаться в схожих природно-климатических условиях, что и здание, строение, сооружение, на которое ранее разрабатывалась проектная документация.
В отношении такого вида документации экспертиза повторно не проводится, так как на нее уже имеется положительное заключение экспертизы.
Напомним, что любая проектная документация, разработанная на объект капитального строительства, имеет своего автора, обладающего исключительным правом на нее. Согласно ст. 1294 ГК РФ автор имеет исключительное право на свое произведение (в сфере архитектуры, градостроительства и т.п.), которое он вправе использовать также путем:
- разработки проектной документации для строительства здания, строения, сооружения;
- реализации градостроительного, архитектурного проекта.
Если иное не предусмотрено договором, то использование автором произведения путем реализации допускается однократно.
Повторное использование проектной документации на строительство здания, строения, сооружения на основе произведения автора допускается, но только с согласия автора проекта.
Информация об авторе (правообладателе) вносится в реестр типовой проектной документации.
Минстроем РФ рекомендована цена за продажу исключительного права на проектную документацию, занесенную в реестр типовой проектной документации, которая составляет до 10% стоимости разработки проектной документации, рассчитанной с применением справочников базовых цен на проектные работы с учетом индексов изменения сметной стоимости проектных работ на соответствующий период. В случае если автор (правообладатель) не согласен с указанным ценовым ограничением по продаже приобретателю своего исключительного права на проектную документацию, приобретатель сообщает об этом в Минстрой России в письменной форме (п. п. 5, 6 Приказа Минстроя России от 24 сентября 2015 г. N 682-пр "Об утверждении Методических рекомендаций по использованию типовой проектной документации, информация о которой внесена в реестр типовой документации").
Отметим, что в настоящее время Минстроем РФ подготовлен проект Постановления Правительства РФ, определяющего экономическую эффективность проектной документации повторного использования, в котором предусматривается безвозмездная передача исключительного права на проектную документацию автором (правообладателем) государственным органам и организациям, доля государства в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50% <122>. По состоянию на момент написания настоящего комментария указанный проект Постановления проходит процедуру согласования в заинтересованных федеральных органах государственной власти.
--------------------------------
<122> Проект Постановления Правительства РФ "Об экономически эффективной проектной документации повторного использования" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=19803 (дата обращения: 28.02.2017).
3. Законодатель выделяет из числа проектной документации повторного использования экономически эффективную проектную документацию повторного использования. Экономическая эффективность определяется наличием в проектной документации критериев, установленных Правительством РФ.
В настоящее время критерии экономической эффективности Правительством РФ не установлены. Вместе с тем Минстроем РФ разработан проект Постановления Правительства РФ "Об экономически эффективной проектной документации повторного использования" <123>, в котором определяются критерии экономической эффективности проектной документации повторного использования. К ним отнесены:
--------------------------------
<123> Проект Постановления Правительства РФ "Об экономически эффективной проектной документации повторного использования" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=19803 (дата обращения: 28.02.2017).
- стоимость строительства здания, строения, сооружения, которая не превышает укрупненных нормативов цены строительства для объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (при отсутствии таких нормативов - стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах);
- энергетическая эффективность здания, строения, сооружения, уровень которого не ниже класса "С";
- наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, выданного государственным учреждением, подведомственным Минстрою России, или уполномоченными на проведение такой экспертизы органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными этим органам государственными учреждениями;
- наличие исключительного права на проектную документацию повторного использования или права на использование проектной документации повторного использования у РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
На момент написания настоящего комментария данный проект постановления проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти РФ.
В качестве особых участников в сфере типового строительства законодатель определяет таких застройщиков, как:
а) федеральный орган исполнительной власти;
б) орган исполнительной власти субъекта РФ;
в) орган местного самоуправления;
г) юридическое лицо, которое создано Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием;
д) юридическое лицо, доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в уставном капитале которого составляет более 50%.
При этом законодатель отмечает, что подготовка проектной документации повторного использования применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается государственным участием, осуществляется с обязательным использованием критериев экономической эффективности проектной документации повторного использования здания, строения, сооружения, при наличии проектной документации повторного использования.
4. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель отмечает, что в случае отсутствия отвечающей всем критериям экономической эффективности типовой проектной документации объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, применительно к объектам, строительство которых обеспечивается государственным участием, проектная документация должна подготавливаться с соблюдением критериев экономической эффективности проектной документации, которые устанавливаются Правительством РФ.
Поскольку на сегодняшний день отсутствуют критерии оценки экономической эффективности проектной документации, учитывая, что участие государства может осуществляться, в том числе, посредством вложения денежных средств из федерального бюджета на строительство объекта капитального строительства, предположительно, можно применить критерии оценки эффективности к новой проектной документации, изложенные в Приказе Минэкономразвития РФ от 24 февраля 2009 г. N 58 "Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".
5. Далее законодатель выделяет проектную документацию, в отношении которой не требуется учет критериев экономической эффективности проектной документации повторного использования. Речь идет о проектной документации на:
1) строительство особо опасных и технически сложных объектов капитального строительств. Перечень особо опасных и технически сложных объектов приведен в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ (см. комментарий к указанной статье). Понятие "строительство" предполагает создание указанных объектов капитального строительства (ч. 13 ст. 1 ГрК РФ);
2) реконструкцию объекта капитального строительства (определение данного понятия приведено в ч. 14 ст. 1 ГрК РФ);
3) капитальный ремонт объекта капитального строительства (определение данного понятия приведено в ч. 14.1 ст. 1 ГрК РФ);
4) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (понятие объектов культурного наследия, сохранения объектов культурного наследия закреплено в ст. 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ").
В целях увеличения объектов капитального строительства, в отношении которых не требуется соответствие проектной документации повторного использования критериям экономической эффективности, законодатель дает возможность устанавливать перечень этих объектов Президенту РФ или Правительству РФ.
Отметим, что положения комментируемой части о проектной документации, разрабатываемой в отношении объектов капитального строительства, для которой не требуется соответствие критериям экономической эффективности проектной документации повторного использования, относятся только к таким застройщикам, как:
- федеральный орган исполнительной власти;
- орган исполнительной власти субъекта РФ;
- орган местного самоуправления; юридическое лицо, которое создано РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием;
- юридическое лицо, доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в уставном капитале которого составляет более 50%.
6. С 1 сентября 2016 г. законодателем также вводится институт модифицированной проектной документации <124>.
--------------------------------
<124> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации".
Модифицированная проектная документация представляет собой проектную документацию, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения. При этом изменения не должны затрагивать конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
Совершенно очевидно, что модифицированная проектная документация должна быть признана таковой в установленном порядке. В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт РФ, определяющий порядок признания проектной документации модифицированной.
Вместе с тем Минстроем РФ 19 июля 2016 г. разработан проект Приказа, определяющего порядок признания проектной документации модифицированной с выдачей соответствующего заключения об этом <125>.
--------------------------------
<125> Проект Приказа Минстроя России "О порядке подготовки заключения о признании проектной документации модифицированной проектной документацией" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=50786 (дата обращения: 28.02.2017).
Указанным проектом Приказа предполагается выдача экспертной организацией (органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы, или организацией, имеющей право на осуществление негосударственной экспертизы) заключения о модификации. При этом выдача заключения о модификации предполагается той экспертной организацией, которая ранее осуществляла экспертизу в отношении представленной проектной документации и выдала на нее положительное заключение.
Также говорится о невозможности подготовки заключения о модификации экспертной организацией в случае:
- если выданное ранее положительное заключение на проектную документацию признано недействующим;
- если вносимые изменения в проектную документацию рассмотрены ранее в ходе повторной экспертизы;
- отсутствия права экспертной организации на проведение экспертизы проектной документации;
- если у экспертной организации отсутствует возможность проверить достоверность сметной стоимости реконструкции, строительства, капитального ремонта здания, строения, сооружения, которая не должна быть увеличена для признания проектной документации модифицированной.
Заключение о признании модифицированной проектной документации выдается заявителю (застройщику, техническому заказчику), а документы по проектной документации, признанной модифицированной, хранятся у экспертной организации.
Минстрой РФ предлагает в указанном проекте определить предмет проверки проектной документации для признания ее модифицированной. Предметом является оценка изменений, которые не должны:
1) затрагивать конструктивные и другие характеристики безопасности здания, строения, сооружения.
Работы, описанные в проектной документации и затрагивающие безопасность объекта капитального строительства, регламентированы национальным стандартом ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ. Перечень указанных работ уточняет Минстрой РФ в вышеуказанном проекте;
2) приводить к увеличению сметы на реконструкцию, капитальный ремонт, строительство объекта капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ или обеспечивается юридическими лицами, указанными в ч. 2 комментируемой статьи ГрК РФ.
Обобщим изменения, произошедшие в законодательстве, по признанию модифицированной проектной документации:
1) ранее модифицированной проектной документацией могла быть только типовая проектная документация, то есть та, которая используется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте аналогичного (сходного) по характеристикам, назначениям и условиям размещения (климатическим, гидрогеологическим) объекта капитального строительства <126>. Теперь проектная документация может быть признана модифицированной только в отношении существующего здания, строения, сооружения, на которое разработана эта проектная документация;
--------------------------------
<126> Приказ Минрегиона России от 9 июля 2007 г. N 62 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства" (утратил силу в связи с принятием Приказа Минрегиона России от 31 января 2011 г. N 27).
2) наличие заключения о соответствии здания, строения, сооружения, которое построено на основании типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации, выданное органом государственного строительного надзора, ранее было обязательным. Теперь для признания проектной документации модифицированной данное требование не применяется;
3) единственным требованием для признания проектной документации модифицированной, которое сохранилось, является наличие положительного заключения экспертизы на проектную документацию. Однако ранее речь шла только о государственной экспертизе, теперь законодатель расширил рамки, уточняя, что главным является наличие положительного заключения экспертизы вне зависимости от того, государственная или негосударственная экспертиза проводилась в отношении проектной документации;
4) законодатель изменил лиц, которые уполномочены на подписание заключения о признании проектной документации модифицированной. Так, ранее заключение, которое подтверждает проведение изменений типовой проектной документации, подписывалось лицом, которое осуществляло подготовку типовой проектной документации. Теперь предполагается подписание заключения экспертом, принимающим участие в подготовке указанного заключения и руководителем экспертной организации (или его уполномоченным лицом).