Статья 368 ГК РФ. Понятие и форма независимой гарантии (действующая редакция)
1. По независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
2. Независимая гарантия выдается в письменной форме (пункт 2 статьи 434), позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.
3. Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями.
К обязательствам лиц, не указанных в абзаце первом настоящего пункта и выдавших независимую гарантию, применяются правила о договоре поручительства.
4. В независимой гарантии должны быть указаны:
дата выдачи;
принципал;
бенефициар;
гарант;
основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
срок действия гарантии;
обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
В независимой гарантии может содержаться условие об уменьшении или увеличении суммы гарантии при наступлении определенного срока или определенного события.
5. Правила настоящего параграфа применяются также в случаях, когда обязательство лица, предоставившего обеспечение, состоит в передаче акций, облигаций или вещей, определенных родовыми признаками, если иное не вытекает из существа отношений.
Судебная практика по статье 368 ГК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-15440, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Кузнецова И.И.) и Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2016 (судьи Крекотнев С.Н., Калинина Н.С., Кольцова Н.Н.), в удовлетворении иска отказано. Судебные инстанции руководствовались положениями статей 309, 310, 330, 368, 369, 371, 373, 374, 375 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что у истца отсутствует право на взыскание денежных средств по банковской гарантии в предельном размере, поскольку это противоречит фактическим обстоятельствам дела, условиям банковской гарантии...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17-6467, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Суд апелляционной инстанции правомерно исходил из совокупности пункта 4 статьи 368, статьи 377 ГК РФ, части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ и сделал обоснованный вывод о том, что абзац 4 банковской гарантии следует признать соответствующим нормам действующего законодательства...
-
Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС16-9281, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Суды руководствовались статьями 309, 368, 374, пунктом 2 статьи 375, пунктом 1 статьи 376 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и приняли во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 6040/12. В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение просило принятые по делу судебные акты отменить ссылаясь на нарушение судами норм права...
Комментарий к ст. 368 ГК РФ
1. Комментируемая статья посвящена независимой гарантии как способу обеспечения исполнения обязательств и в п. 1 этой статьи раскрывается ее сущность и указывается лица, в ней участвующие.
Независимая гарантия представляет собой способ обеспечения исполнения обязательств, прототипом для которого послужили правила Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 г.) <26>.
--------------------------------
<26> Официальное издание ООН. Нью-Йорк, 1995.
Независимую гарантию следует отличать от государственной (муниципальной) гарантии, выдаваемой с соблюдением порядка, установленного бюджетным законодательством.
Последняя представляет собой не поименованный в главе 23 ГК РФ способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами. При этом обязательства по гарантии включаются в состав государственного (муниципального) долга (статьи 98, п. 1 ст. 115, ст. 115.1 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно пунктам 4 - 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 БК РФ, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями поручительства - нормы ГК о договоре поручительства (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Для возникновения отношений по независимой гарантии требуется заключение между принципалом и гарантом отдельного соглашения о ее выдаче. Последний принимает на себя обязательство уплатить указанному принципалом третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Причем требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом. После чего следует собственно выдача независимой гарантии.
Следует отметить, что правовое регулирование этого способа обеспечения исполнения обязательств претерпело определенные изменения с принятием Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ. В частности было добавлено слово "независимая" к слову "гарантия". Кроме того, был расширен круг лиц, которые могут выступать в качестве гаранта (см. п. 3 комментируемой статьи).
Примером независимости гарантии от отношений между принципалом и гарантом может служить правило п. 3 ст. 370 ГК РФ (см. комментарий к нему).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи для независимой гарантии установлена обязательная письменная форма в соответствии с правилами пункта 2 статьи 434 ГК РФ (см. комментарий к ней). Причем гарантия может быть выдана в любой письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее источника в порядке, предусмотренном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром. Она обычно оформляется в виде исходящего от гаранта гарантийного письма, т.е. в виде односторонней сделки.
Разъяснения по применению обычая, о котором идет речь в п. 2 комментируемой статьи, даны в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым "под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай, как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ)".
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи участниками правоотношений по независимой гарантии являются гарант, принципал и бенефициар. В качестве гаранта помимо кредитных и страховых организаций в отличие от ранее действовавшей редакции комментируемой статьи могут выступать и иные коммерческие организации.
В тех случаях, когда независимая гарантия была выдана иным лицом (например, учреждением), то к его обязательствам по этой гарантии применяются правила о договоре поручительства (часть 2 п. 3 ст. 368 ГК РФ).
Принципал - лицо, обращающееся к гаранту с просьбой о выдаче независимой гарантии. Им является должник по обеспечиваемому обязательству (например, кредитному). И наконец, бенефициаром является лицо, в пользу которого выдается гарантия и которое наделено правом предъявлять требование к гаранту о выплате денежной суммы, выступает кредитор по основному обязательству (к примеру, банк, предоставивший кредит принципалу).
4. В п. 4 комментируемой статьи содержатся обязательные реквизиты независимой гарантии.
К обязательным условиям (реквизитам) независимой гарантии, в частности, отнесены: дата ее выдачи, указание принципала, бенефициара и гаранта; указание основного обязательства, исполнение по которому обеспечивается гарантией; денежная сумма, подлежащая выплате; срок действия гарантии; обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
Согласно ч. 2 п. 4 комментируемой статьи в независимой гарантии может содержаться условие об уменьшении или увеличении суммы гарантии при наступлении определенного срока или определенного события.
5. Как следует из п. 5 комментируемой статьи, обеспечение, предоставленное гарантом, может состоять не только в виде уплаты определенной денежной суммы в соответствии с условиями данного гарантом обязательства, но и в виде предоставления обеспечения, состоящего в передаче акций, облигаций или вещей, определенных родовыми признаками.
К ним применяются по общему правилу нормы параграфа ГК, регулирующего независимую гарантию. Однако иное может вытекать из существа отношений по независимой гарантии.