Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 35 ГК РФ

Статья 35 ГК РФ. Опекуны и попечители (действующая редакция)

1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.

2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

4. Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Комментарий к ст. 35 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи раскрывается процедура назначения опекунов и попечителей. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи говорит о возможности оспаривания в суде заинтересованными лицами назначения опекуна или попечителя.

В частности, речь идет о случаях, когда одновременно несколько человек претендуют на то, чтобы быть назначенными опекунами или попечителями. Те из претендентов, которым было в этом отказано, могут оспорить это решение в суде.

2. В п. 2 комментируемой статьи содержится общее правило о том, что опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Соответственно лица, ограниченные в дееспособности или признанные недееспособными, не могут быть опекунами или попечителями.

По общему правилу опекун или попечитель назначается с их (опекунов или попечителей) согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя (п. 2 ст. 11 Закона об опеке и попечительстве).

В решении от 23 апреля 2015 г. "Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года" Конституционный Суд РФ отметил, что "суды при решении вопроса о возможности назначения опекуном (попечителем) ребенка конкретного лица, в том числе относящегося к категории лиц, ранее отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), в каждом случае, руководствуясь прежде всего целью наилучшего обеспечения интересов ребенка, должны исследовать весь комплекс обстоятельств, связанных как с личностью потенциального опекуна (попечителя), так и с благополучием среды, в которой подопечный ребенок будет проживать, воспитываться и развиваться".

О назначении опекунов и попечителей см. также ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", согласно ст. 10 которого требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации. При этом в целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.

О лицах, которые не могут быть опекунами и попечителями, см. п. 1 ст. 146 СК РФ, согласно которому не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

О заболеваниях, при которых невозможно усыновление (удочерение), принятие ребенка под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, см. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117, которым был установлен соответствующий перечень таких заболеваний.

3. В п. 3 комментируемой статьи говорится о необходимости учитывать нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) при их назначении. Законодатель не уточняет, о каких именно нравственных качествах идет речь. На практике речь идет, прежде всего, о склонности к злоупотреблению спиртными напитками, наличию постоянной работы и т.д. Кроме того, важно отсечь от осуществления этой деятельности лиц, склонных к педофилии.

4. Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве лица в соответствующее учреждение системы органов образования, здравоохранения, социальной защиты на полное государственное попечение либо постоянно, либо временно. В первом случае все функции по опеке (попечительству) принимает на себя это учреждение и исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

В тех же случаях, когда подопечного временно помещают в подобные учреждения ввиду каких либо чрезвычайных обстоятельств (например, болезни опекуна или попечителя) обязанности опекуна (попечителя) сохраняются.

Источник комментария:
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ"
С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит, 2019

Судебная практика по статье 35 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 301-ЭС15-18239, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Суды трех инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 424, 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ статьями 33, 35, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», взыскали с Общества 1 441 681 руб. 16 коп. неосновательного обогащения - платы за пользование спорным земельным участком и 324 213 руб. 24 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на указанную сумму неосновательного обогащения...
  • Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ15-8547, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды апелляционной и кассационной инстанций, руководствуясь пунктом 4 статьи 11.9, статьями 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения изложенные в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», пришли к выводу о том, что раздел земельных участков не нарушает прав и законных интересов общества как собственника расположенных на них объектов недвижимости...
  • Решение Верховного суда: Определение N 80-Г10-5, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
    Территориальный орган извещает гражданина, находящегося под патронажем, о допущенных помощником нарушениях, которые могут служить основанием для расторжения заключенного между ними договора». Ссылаясь на противоречие статьям 35, 36, 41 Гражданского кодекса РФ заявитель полагал, что возложение оспариваемым п. 3.2 Положения на гражданина Российской Федерации, изъявившего желание стать помощником дополнительных обязанностей по представлению перечисленных выше документов противоречит положениям ст.ст. 35,41 Гражданского кодекса РФ не содержащих такие требования...