Статья 240 ГК РФ. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (действующая редакция)
В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Судебная практика по статье 240 ГК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС16-13896, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь положениями статей 65, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 240 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 47.1 - 47.6, 48, 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьи 24 Закона Украины от 08.06.2000 № 1805-III "Об охране культурного наследия принимая во внимание вступившее в законную силу постановление Киевского районного суда города Симферополя от 18.01.2014 по делу № 5-1253/2014...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-148/11, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Соответствующие основания являются специальными, представляют собой разновидность государственных и муниципальных нужд обусловленных иными обстоятельствами в установленных законом случаях, что согласуется с частью 1 статьи 49 ЗК РФ и статьей 240 ГК РФ. В целях обеспечения единообразия в толковании и применении норм материального права коллегия судей считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации...
-
Решение Верховного суда: Определение N 33-АПГ15-20, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
...
Комментарий к ст. 240 ГК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает возможность принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. В законодательстве культурные ценности определяются как движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение (ст. 3 ФЗ РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"). Аналогичное определение дано в ст. 5 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Положения комментируемой статьи распространяются не на все объекты, относящиеся к культурным ценностям, а лишь на те, которые отнесены к имеющим особое значение. Критерии отнесения культурных ценностей к особо значимым должны определяться нормативным правовым актом Правительства РФ. До вступления в силу указанного акта такими культурными ценностями признаются:
1) мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства независимо от времени их создания;
2) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
3) художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года;
4) созданные до 1900 года уникальные и редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением музыкальных инструментов и смычков фабричного (мануфактурного) изготовления), рукописи, архивные документы, редкие предметы техники, предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, редкие печатные издания, знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания);
5) холодное оружие, созданное до 1900 года, а также антикварное оружие;
6) палеонтологические образцы, свидетельствующие о патологии или особенностях роста (развития) животного, представляющие интерес для науки (ст. 5 ФЗ от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела").
По смыслу комментируемой статьи под культурными ценностями в ней понимаются не только движимые, но и недвижимые объекты.
2. Бесхозяйственное содержание культурных ценностей означает неисполнение собственником необходимых действий, которые возлагаются на него в соответствии со ст. 210 Кодекса, а при наличии в законодательстве специальных требований - также нарушение этих требований. Принудительное лишение права собственности в данном случае продиктовано приоритетом общественного интереса в сохранении объекта, представляющего историческую или художественную ценность.
3. Комментируемая статья не устанавливает, кто может инициировать судебный процесс. Если речь идет о принудительном выкупе - инициатором может быть только государство, следовательно, инициатива может исходить от уполномоченных государственных органов. Иные лица, заинтересованные в сохранении объекта, имеющего культурную ценность, вправе предъявить в суд требование об изъятии бесхозяйственно содержимых культурных ценностей у собственника и продаже их с публичных торгов.
4. Для принятия решения об изъятии вещи, представляющей культурную ценность, необходимо доказать, что данный объект относится к культурным ценностям, имеющим особое значение и охраняемым государством, факт бесхозяйного обращения с вещью, которое может выражаться как в активных действиях (использование способами, наносящими вред объекту), так и в бездействии (отсутствие необходимого ремонта, неуплата коммунальных платежей, влекущая прекращение подачи необходимых для поддержания объекта в надлежащем состоянии), а также, что подобное отношение грозит утратой объектом своего значения как культурной ценности. При этом причина бесхозяйного обращения и наличие вины в этом собственника значения не имеют, так как цель принудительного изъятия - сохранение объекта, а не наказание собственника за ненадлежащее отношение к вещи.
5. Комментируемая статья предусматривает два варианта изъятия имущества - принудительный выкуп государством или реализация вещи с публичных торгов. При этом не определено, что понимается в данном случае под "государством". Исходя из специального законодательства, в зависимости от значимости объекта и формального отнесения к определенной категории путем включения в соответствующий реестр, требование о выкупе может предъявить как уполномоченный федеральный орган, так и региональные органы, в задачи которых входит охрана объектов культурного наследия. При реализации с публичных торгов приобретателем вещи может стать любой субъект гражданского оборота.
6. Изъятие происходит на возмездной основе. В зависимости от способа изъятия - принудительный выкуп или продажа с публичных торгов собственнику возмещается стоимость вещи либо передаются вырученные от реализации вещи средства за вычетом расходов, связанных с изъятием и реализацией объекта. Условия принудительного выкупа определяются по соглашению сторон, а при его отсутствии - на основании решения суда.