Гражданский кодекс, N 230-ФЗ | ст. 1302 ГК РФ

Статья 1302 ГК РФ. Обеспечение иска по делам о нарушении авторских прав (действующая редакция)

1. Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное настоящим Кодексом использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Суд также может принять соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, направленные на пресечение неправомерного использования произведений в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности на ограничение доступа к материалам, содержащим незаконно используемые произведения. Порядок ограничения доступа к таким материалам устанавливается законодательством Российской Федерации об информации.

2. Суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

3. Утратил силу с 1 октября 2014 года. - Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ.

Комментарий к ст. 1302 ГК РФ

1. Комментируемая статья должна рассматриваться совместно со ст. 1252 ГК, которая в контексте защиты исключительных прав говорит об обеспечении иска. Статья 1302 дополнительно конкретизирует две меры обеспечительного характера. Это не исключает применения иных мер обеспечения иска, предусмотренных процессуальным законодательством (ст. 140 ГПК и ст. 91 АПК). Порядок применения обеспечительных мер (включая средства защиты лица, интересы которого затрагиваются этими мерами) определен ст. ст. 139 - 146 ГПК и ст. ст. 90 - 100 АПК.

Запрет, указанный в п. 1, может касаться любых способов использования произведения, но только в том случае, когда целью совершения соответствующих действий является введение экземпляров произведения в гражданский оборот (непосредственно или в рамках цепочки действий). Этот запрет не касается действий с оригиналом произведения.

Наряду с использованием произведения суд может запретить и иные действия, хотя и не рассматриваемые в качестве использования, но его сопровождающие; как примеры таких действий в статье приведены транспортировка, хранение и владение экземплярами произведения.

Для применения меры, указанной в п. 1 ст. 1302, должны быть достаточные основания полагать, что соответствующее лицо является нарушителем авторских прав. Речь идет о предположении, а не об установленном факте, но о предположении, подтвержденном определенными доказательствами. Достаточность оснований оценивает суд.

Контрафактный характер экземпляров произведения также предполагается. Но здесь Кодекс уже не делает ссылку на наличие достаточных оснований: аргументировать свою позицию также потребуется, но в значительной мере она уже будет оценена при рассмотрении предположения о том, что данное лицо является нарушителем авторских прав.

2. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи носит общий характер. Подробнее об обеспечительных мерах говорится в ст. 144.1 ГПК, а порядок ограничения доступа к соответствующим произведениям, размещенным в сети Интернет, определен в ст. 15.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>.

--------------------------------

<1> С последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.07.2015 N 264-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4390.

3. Арест экземпляров произведения, в отношении которых есть предположения об их контрафактности, может дополнить меру обеспечения иска, указанную в п. 1. Однако он возможен и в случае, когда нет оснований считать соответствующее лицо нарушителем. Таким образом, если согласно п. 1 ст. 1302 ГК запрет совершения определенных действий допускается только в отношении предполагаемого нарушителя, то арест экземпляров - независимо от оценки лица как нарушителя.

Материалы и оборудование, на которые может быть наложен арест, не обязательно должны фактически использоваться для изготовления контрафактных экземпляров, но и могут быть предназначенными только для этого. Так как контрафактность юридическая, а не техническая характеристика экземпляра произведения, здесь должны учитываться не только объективные возможности оборудования, но и намерения лица по его использованию.

Возможность применения органами дознания и следствия мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества предусматривается п. 1 ст. 115 УПК. В то же время представляется, что значимость установления указанной обязанности органов дознания и следствия выходит за пределы мер обеспечения иска.

Источник комментария:
Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"
Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю., 2016. Издательство "Инфра-М"

Судебная практика по статье 1302 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-8765/12, Высший арбитражный суд, надзор
    Смешарики Полная версия. 2010. 236 серий», истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Удовлетворяя частично заявленные требования, суды руководствовались пунктом 1 статьи 1229, статьей 1233, пунктом 1 статьи 1235, статьями 1250, 1252, 1254 и 1302 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из доказанности реализации ответчиком контрафактных дисков без разрешения правообладателей, что повлекло нарушение исключительных прав истца на спорные аудиовизуальные произведения...