Статья 123.10 ГК РФ. Особенности управления в ассоциации (союзе) (действующая редакция)
1. К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
2. В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).
По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.
Комментарий к ст. 123.10 ГК РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи содержится расширенный, по сравнению с п. 2 ст. 65 ГК РФ, перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию высшего органа ассоциации. Этот перечень сформулирован как исчерпывающий.
2. В п. 2 определяется структура органов управления ассоциации (союза). В ассоциации (союзе) должен обязательно быть высший коллегиальный орган управления - общее собрание, конференция, а также единоличный руководитель. Что касается коллегиального исполнительного органа - вопрос о его создании решается участниками, его обязательного создания по общему правилу не предусматривается, однако, к примеру, ст. 17 ФЗ "О СРО" предусматривает создание постоянно действующего коллегиального органа управления и определяет его компетенцию.
3. В комментируемой статье установлено специальное основание досрочного прекращения полномочий органа ассоциации по решению ее высшего органа. Основаниями для досрочного прекращения являются грубое нарушение органом своих обязанностей, неспособность к надлежащему ведению дел. Первое из оснований предполагает виновное поведение лиц, выполняющих функции органа ассоциации. Второе может иметь место по различным причинам и не всегда предполагает виновное поведение лиц, выполняющих функции органа. Кодекс не раскрывает, что понимается в данном случае под грубым нарушением, таким образом, характер допущенных нарушений определяет высший орган управления, исходя из конкретных обстоятельств. Неспособность к надлежащему ведению дел может быть следствием отсутствия должного образования, опыта, состояния здоровья. Представляется, что данная норма рассчитана прежде всего на единоличный исполнительный орган ассоциации.
Перечень оснований для досрочного прекращения полномочий не является исчерпывающим - оно допускается и при наличии иных серьезных оснований. Наличие открытого перечня вряд ли следует считать обоснованным, поскольку оценочный критерий "серьезные основания" может толковаться достаточно широко. К тому же отсутствие каких-либо ориентиров определения "серьезности" основания не способствует формированию единообразной практики и защите интересов лиц, в отношении которых будет приниматься решение о прекращении полномочий.