Гражданский кодекс, N 146-ФЗ | ст. 1199 ГК РФ

Статья 1199 ГК РФ. Право, подлежащее применению к опеке и попечительству (действующая редакция)

1. Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство.

2. Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).

3. Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Комментарий к ст. 1199 ГК РФ

1. Опека и попечительство по российскому законодательству устанавливаются для защиты прав и интересов несовершеннолетних и иных недееспособных или частично дееспособных лиц. Над несовершеннолетними опека и попечительство устанавливаются также в целях их воспитания при отсутствии у них родителей (усыновителей), лишения родителей родительских прав и в иных случаях отсутствия родительского попечения. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Опека устанавливается над лишенными родительского попечения малолетними (до 14 лет), а также над недееспособными гражданами. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными в дееспособности.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи коллизионной привязкой в отношении опеки или попечительства над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами является личный закон лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство (см. комментарий к ст. 1195).

Следует иметь в виду, что заключенные Россией международные договоры - Минская конвенция 1993 г. и двусторонние договоры о правовой помощи могут содержать отсылки не к личному закону, а к закону страны гражданства лица, над которым устанавливается опека или попечительство.

Так, согласно п. 1 ст. 33 Минской конвенции 1993 г. установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство. Аналогичные положения содержатся в международных договорах с такими странами, как Венгрия, Вьетнам, Куба и др.

Соответственно, предусмотренная в п. 3 ст. 1195 (см. комментарий к ней) отсылка к российскому праву как личному закону иностранца, имеющего место жительства в России, в силу приоритета норм международного права не должна применяться в отношениях со странами - участницами Минской конвенции 1993 г. и с партнерами России по двусторонним договорам о правовой помощи.

2. В связи с тем что исполнение обязанностей опекуна (попечителя) при опеке или попечительстве, осложненных иностранным элементом, осуществляется добровольно, необходимо определить, право какой страны подлежит применению в случаях установления опеки или попечительства и получения согласия опекуна или попечителя на исполнение своих обязанностей.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Таким образом, если опека будет устанавливаться на территории Российской Федерации, обязанность применить иностранное право при назначении опекуном (попечителем) иностранца по общему правилу возлагается на орган опеки и попечительства РФ. Однако международными договорами может быть предусмотрено иное.

В частности, Минская конвенция 1993 г., а также ряд двусторонних договоров о правовой помощи, например Договор между Российской Федерацией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г., предусматривают применение к обязанности лица принять опеку (попечительство) законодательства страны, гражданином которой является назначаемый опекун (попечитель).

Так, согласно п. 3 ст. 33 Минской конвенция 1993 г. обязанность принять опекунство или попечительство устанавливается законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, праву какой страны подчиняются отношения между опекуном (попечителем) и подопечным. По существу, речь идет о том, каким образом осуществляются опека или попечительство после их установления. Права и обязанности опекунов и попечителей во всех странах могут существенно различаться, однако строго регламентируются.

В качестве основного правила предусматривается привязка к праву страны, учреждение которой установило опеку или попечительство. Эта норма полностью совпадает по содержанию с аналогичным положением, содержащимся в международных договорах. Так, согласно п. 2 ст. 33 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам правоотношения между опекуном или попечителем и лицом, находящимся под опекой или попечительством, регулируются законодательством договаривающейся стороны, учреждение которой назначило опекуна или попечителя.

Таким образом, данная коллизионная привязка не связывает непосредственно выбор права, регулирующего отношения между опекуном (попечителем) и подопечным, с личным законом или гражданством одного из участников отношений либо с их местожительством.

Тем не менее фактически во многих случаях такая связь проявляется при определении условий, при которых суды или иные компетентные учреждения той или иной страны правомочны устанавливать или отменять опеку или попечительство, осложненные иностранным элементом. Обычно такие факторы, как наличие гражданства соответствующей страны или места жительства в ней иностранного лица, играют решающую роль в подобных случаях. Этим косвенно обусловливается связь между гражданством или местожительством лица, находящегося под опекой (попечительством), и правом, регулирующим отношения между ним и опекуном (попечителем).

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
С.П. Гришаев, 2018