Бюджетный кодекс РФ, N 145-ФЗ | ст. 93.4 БК РФ

Статья 93.4 БК РФ. Особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией (действующая редакция)

1. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.

2. При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет:

удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам), в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

3. Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, в том числе задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять работу по возврату указанных в абзаце первом настоящего пункта видов задолженности с участием агентов Правительства Российской Федерации, привлекаемых в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать агентов, назначаемых Правительством Российской Федерации, по вопросам хранения полученных Министерством финансов Российской Федерации сертификатов ценных бумаг и (или) учета прав и перехода прав на указанные ценные бумаги.

3.1. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяются на взыскание задолженности по бюджетным кредитам на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

4. Срок исковой давности в пять лет устанавливается по требованиям Российской Федерации, возникающим:

в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;

в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;

по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;

из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.

Комментарий к ст. 93.4 БК РФ

Комментируемая статья посвящена вопросам, связанным с исполнением денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией.

Приказом Минфина России от 26.12.2007 N 152н утвержден Порядок удержания средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.07.2011 N 20-П, пункт 4 статьи 93.4 БК РФ, отменяющий действие исковой давности в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, применяется к требованиям, по которым ранее действовавший трехлетний срок исковой давности не истек на момент вступления в силу нормы об отмене срока исковой давности по указанным требованиям (01.01.2007).

Внимание!

Исходя из смысла пункта 4 статьи 93.4 БК РФ во взаимосвязи со статьей 208 ГК РФ положения о сроке исковой давности распространяются на бюджетные отношения, в которых кредитором выступает непосредственно Российская Федерация.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2014 N 17АП-4947/2014-АК, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 N Ф10-1343/10).

Судебная практика.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2009 N 09АП-592/2008-ГК, 09АП-1390/2008-ГК разъяснено, что из содержания статьи 93.4 БК РФ не следует того, что срок исковой давности не применяется к ответственности за нарушение сроков исполнения денежного обязательства и не распространяется на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 14323/09 указано, что пункт 4 статьи 93.4 БК РФ подлежит применению и в случае, когда договор, предметом которого являются бюджетные средства, заключается коммерческими организациями, одна из которых является агентом Правительства Российской Федерации.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ю.М. Лермонтов, 2015

Судебная практика по статье 93.4 Бюджетный кодекс РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7128/10, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
    Поддерживая вывод суда апелляционной инстанции об истечении срока исковой давности и отклоняя ссылку министерства о применении пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что спорные правоотношения регулируются нормами гражданского права и потому соответствующее правило Бюджетного кодекса Российской Федерации на эти правоотношения не распространяется...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-6806/11, Высший арбитражный суд, надзор
    Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из контракта истек 17.05.2006. В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.10.2009 № 3578/09, нормы статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившие положение о нераспространении исковой давности на требования Российской Федерации, включая требования, вытекающие из неосновательного обогащения, не могут быть применены к тем требованиям, по которым сроки давности истекли до вступления в действие этого положения...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7327/11, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
    Учитывая, что в производстве Конституционного Суда Российской Федерации находится запрос Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № А14-15159/2008-477/6 Арбитражного суда Воронежской области о конституционности пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», судебная коллегия с учетом статьи 103 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» считает необходимым приостановить надзорное производство до рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации...