Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ | ст. 240.5 АПК РФ

Статья 240.5 АПК РФ. Определение арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейских судов (действующая редакция)

1. По результатам рассмотрения заявления о содействии арбитражный суд выносит определение по правилам, установленным главой 21 настоящего Кодекса для вынесения определения.

2. В определении арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейских судов должны содержаться:

1) наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

2) сведения о составе третейского суда, рассматривающего спор, его месте нахождения;

3) наименования сторон третейского разбирательства;

4) изложение обстоятельств, являющихся основанием для обращения заявителя в арбитражный суд за содействием в отношении третейского суда, а также указание на нормы федерального закона, предусматривающие выполнение арбитражным судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

5) указание на удовлетворение требований заявителя полностью или в части либо отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части с указанием мотивов, по которым арбитражный суд удовлетворил требования заявителя или отказал в их удовлетворении;

6) в случае удовлетворения требований заявителя сведения о третейском судье (третейских судьях), вопросы об отводе, о назначении или прекращении полномочий которого разрешены.

3. Определение арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда не может быть обжаловано.

Комментарий к ст. 240.5 АПК РФ

1. Результат рассмотрения арбитражным судом дела о содействии в отношении третейского суда оформляется в определении, выносимом в виде отдельного судебного акта. Данный судебный акт принимается по общим правилам, установленным в гл. 21 АПК.

2. Часть 2 комментируемой статьи дополняет и уточняет стандартные требования к содержанию определения. Помимо довольно технических и простых к исполнению элементов, касающихся указания сведений о постоянно действующем арбитражном учреждении (если применимо), составе третейского суда, сторонах третейского разбирательства и краткого описания обстоятельств, послуживших основанием для обращения в арбитражный суд за содействием, в определении суда указываются нормы закона, на основании которых разрешается тот или иной вопрос, влияющий на формирование состава третейского суда, а также мотивы, по которым суд пришел к окончательным выводам по заявлению. В этом смысле суть юрисдикционной деятельности арбитражного суда остается неизменной, будучи направленной на формирование судебного силлогизма по конкретному вопросу, требующему содействия, и основывается на триаде фактов, подтверждающих их доказательств и итоговых выводов суда. Итогом рассмотрения заявления о содействии может быть либо его полное или частичное удовлетворение <1>, либо отказ в этом. При этом в случае удовлетворения требований заявителя в резолютивной части судебного акта указываются персональные данные третейского судьи, в отношении которого решен вопрос об отводе, о назначении или прекращении полномочий. Это делает правоприменительный процесс более конкретным, обеспечивая, как правило, беспроблемное исполнение определения арбитражного суда <2>.

--------------------------------

<1> Частичное удовлетворение возможно лишь в случае множественности арбитров, в отношении которых подано соответствующее заявление о содействии, когда в отношении части из них требования удовлетворяются, а в отношении другой - нет.

<2> В то же время определение о содействии не может исполняться принудительно.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи определение, выносимое арбитражным судом по итогам рассмотрения заявления о содействии, обжалованию не подлежит <1>. Окончательность решения арбитражным судом вопросов, касающихся формирования легитимного состава арбитража, направлена, по всей видимости, на ускорение разбирательства и недопущение его необоснованного затягивания. Отсутствие процедуры обжалования означает, что данные судебные акты вступают в силу в момент вынесения и подлежат незамедлительному исполнению лицами, которым они адресуются. В то же время невозможность проверки результатов работы арбитражного суда при выполнении им функций содействия в вышестоящих инстанциях позволяет говорить о более низком уровне законной силы данных определений. Это проявляется, в частности, в исключении преюдиции по отношению к установленным ими фактам, когда речь идет об оспаривании с участием тех же сторон решения третейского суда или о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

--------------------------------

<1> Тем не менее можно встретить примеры обратного, см.: Постановление Десятого ААС от 28.03.2018 по делу N А41-90575/17.

Источник комментария:
Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"
АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"