Статья 209 АПК РФ. Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)
1. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение;
2) название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
3) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
4) требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.
2. К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.
Судебная практика по статье 209 АПК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1086/11, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Рассмотрев доводы заявителя и содержание оспоренных судебных актов, коллегия судей установила, что предусмотренные частью 4 статьи 209, статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отсутствуют...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-9010/11, Высший арбитражный суд, надзор
Так, согласно части 4 статьи 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим. В данном случае коллегией судей таких оснований не установлено...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-14896/13, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Согласно части 8.1. статьи 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса...
Комментарий к ст. 209 АПК РФ
1. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в письменном виде и подписывается законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо их надлежаще уполномоченными представителями, которые в соответствии со ст. 25.5 КоАП реализуют процессуальные права и обязанности защитника. В случае обращения с заявлением прокурора оно подписывается прокурором субъекта РФ или его заместителями либо приравненными к ним прокурорами.
2. В заявлении должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
2) наименование заявителя, его место нахождения, место жительства, дата и место рождения индивидуального предпринимателя, данные о его государственной регистрации;
3) наименование административного органа (должностного лица), принявшего оспариваемое решение, место его нахождения;
4) название, номер (при его наличии) и дата принятия оспариваемого решения, и иные сведения о нем - например, место его вынесения, дата получения копии решения заявителем;
5) права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением, - во многом они зависят от того, кто обращается с заявлением, какое решение административного органа оспаривается и по каким основаниям.
Если оспаривается постановление о назначении административного наказания, заявитель вправе указать, например, что постановлением нарушено его право не быть привлеченным к административной ответственности за административные правонарушения, к совершению которых он не причастен или в отношении которых его вина не установлена, либо право на назначение административного наказания в соответствии с принципом индивидуализации ответственности или в порядке, установленном законом. В то же время неуказание на конкретные права заявителя, которые нарушены постановлением о назначении административного наказания, не является, на наш взгляд, таким процессуальным нарушением, которое влечет за собой оставление заявления без движения, - в конечном счете решение о привлечении к административной ответственности, если оно является незаконным, априори нарушает права и законные интересы заявителя, особенно если речь идет об административном штрафе, - такое постановление всегда посягает на имущественные интересы заявителя.
При оспаривании постановления о прекращении производства по делу лицом, в отношении которого оно вынесено, заявитель вправе указать, что дело об административном правонарушении прекращено не по реабилитирующим основаниям, хотя его причастность к совершенному правонарушению или вина в его совершении не подтверждается материалами дела.
Если заявителем является потерпевший по делу об административном правонарушении, постановление по делу о назначении административного наказания, как и постановление о прекращении производства по делу, может нарушать его права требовать от представителей публичной власти назначения виновному лицу справедливого и соразмерного наказания;
6) требования заявителя, которые зависят от вида оспариваемого административно-юрисдикционного акта и оснований, по которым он считает свои требования обоснованными. Заявитель вправе требовать отмены решения административного органа, его изменения в части мотивировки принятого решения или вида и размера назначенного административного наказания. Основания для оспаривания решения - это фактические обстоятельства, свидетельствующие о незаконности и необоснованности принятого административным органом решения, которые могут состоять как в неверном установлении тех или иных фактов, так и в неправильном применении норм материального и процессуального права.
В судебной практике имеются примеры, когда суды делали вывод о том, что неуказание в заявлении нарушенных постановлением о назначении административного наказания прав и законных интересов, а также оснований, по которым оспаривается решение административного органа, свидетельствует об "отсутствии оснований для рассмотрения заявленных требований" (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2009 N А19-14702/08-35-Ф02-1223/09). Полагаем, что подобная позиция основана на неверном истолковании требований ст. 209 АПК в ее системной взаимосвязи со ст. 210 АПК и ч. 3 ст. 30.6 КоАП. Следует иметь в виду, что по данной категории дел требования заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа, не имеют решающего значения, поскольку согласно ч. 7 ст. 210 АПК суд не связан доводами заявления и проверяет решение административного органа в полном объеме.
3. Перечень документов, которые в обязательном порядке прилагаются к заявлению в соответствии с ч. 2 ст. 209 АПК, является весьма небольшим - это текст оспариваемого решения административного органа и уведомление о вручении или иной документ о направлении копии заявления административному органу. Во многом это объясняется сокращенными сроками для оспаривания решения административного органа. Под текстом оспариваемого решения понимается копия постановления, решения, определения административного органа по делу об административном правонарушении. В случае если административный орган в нарушение установленного порядка не вручил (не выслал) заявителю копию решения по делу, он указывает об этом в заявлении с указанием причин, по которым текст оспариваемого решения не приложен к заявлению, что не является основанием для оставления заявления без движения, - суд истребует копию решения административного органа по собственной инициативе или по ходатайству заявителя.
Вместе с тем полагаем, что ч. 2 ст. 209 АПК не исключает обязанности заявителя соблюдать требования п. п. 3 - 5 ч. 1 ст. 126 АПК в силу того, что данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства (ст. 207 АПК). Следовательно, нормативные предписания ч. 2 ст. 209 АПК должны рассматриваться как специальные нормы, не заменяющие, а уточняющие и дополняющие общие правила искового производства применительно к перечню прилагаемых к заявлению документов, хотя, конечно, законодателю следовало на это прямо указать, как это сделано в ч. 1 ст. 209 АПК применительно к ст. 125 АПК.