Статья 197 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (действующая редакция)
1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Судебная практика по статье 197 АПК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-89, Апелляционная коллегия, апелляция
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы процессуального права, так как дело, как полагает заявитель подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства предусмотренным арбитражным процессуальным законом (часть 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как это сделал суд первой инстанции, несостоятелен...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-9155/09, Высший арбитражный суд, первая инстанция
Тем самым заявителю предлагается уточнить второе требование. В соответствии с частью 1 статьи 197, пунктом 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований установленных статьями 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение об оставлении заявления без движения. Таким образом, арбитражный суд оставляет заявление Зыковой И.В без движения и считает необходимым установить срок, в течение которого заявитель должен устранить процессуальные нарушения...
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-1107/13, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
Кроме того, заявитель полагает, что такой способ защиты прямо предусмотрен статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив доводы заявителя и представленные им документы, коллегия судей пришла к выводу о том, что дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации...
Комментарий к ст. 197 АПК РФ
Ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей (административные органы), являются формой реализации их полномочий. Такие акты, решения, действия адресованы конкретному гражданину, организации и могут иметь разрешительный, запретительный, предостерегающий, принудительный характер. Эти акты, решения, действия могут быть как ответом на обращения гражданина, организации, так и совершаться административным органом инициативно, в порядке реализации требований нормативных правовых актов. Они обязательны для исполнения поименованному в них лицу в части возложенной обязанности либо препятствуют ему в реализации прав. Ненормативные акты, решения, действия по своему содержанию и форме не отвечают признакам, свойственным нормативным правовым актам.
Например, относятся к ненормативным актам постановления органа местного самоуправления об отводе лицу земельного участка под строительство, о выдаче лицу разрешения на строительство, на размещение рекламы; решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности; решение таможенного органа по таможенным режимам, платежам; постановление судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного акта; решение Росреестра об отказе в регистрации прав на имущество, земельный участок; решение, предписание антимонопольного органа и пр. К решениям относятся акты административных органов, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (постановление, распоряжение, приказ, решение, предупреждение), так и в произвольной (письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, предупреждение о прекращении действий (бездействия), резолюция на документе и др.). К действиям административных органов по смыслу закона и правоприменительной практики относится властное волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение административными органами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относятся нерассмотрение уполномоченным лицом обращения заявителя, невыполнение определенных процедурой действий и пр.
Круг разрешаемых вопросов, по которым административными органами принимаются акты и осуществляются действия, очень обширен. Данные вопросы могут находиться в сфере, к примеру, налоговых, таможенных, земельных, транспортных, строительных, коммунальных, потребительских, торговых, исполнительного производства, антимонопольных и других правоотношений. При этом не являются предметом судебного контроля документы, принимаемые административными органами в ходе осуществления своих полномочий и фиксирующие те или иные обстоятельства (акт проверки, акт обследования и т.п.), при условии, что в таких документах нет властного распоряжения определенному лицу. В рассматриваемом порядке могут быть оспорены и представления прокурора (Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2015)).
В названных отношениях административный орган и гражданин, организация находятся в отношениях субординации, т.е. власти со стороны административного органа и подчинения со стороны соответствующего лица. В целях разрешения возможного конфликта в таких правоотношениях, защиты нарушенных прав впервые законодательство СССР, затем современное российское законодательство ввело судебный контроль в форме специального порядка рассмотрения судом возникающих споров.
Общие правила рассмотрения дел арбитражными судами предусмотрены разд. I, II АПК. Обращение в арбитражный суд по данной категории дел осуществляется в форме заявления. По некоторым категориям рассматриваемых дел перед обращением в суд обязательно соблюдение досудебного порядка. Например, ст. 138 НК предусмотрено обязательное апелляционное обжалование решений налогового органа по результатам проверок налогоплательщиков в вышестоящий налоговый орган как условие для последующего судебного обжалования этого решения; ст. 25.2 ФЗ о госрегистрации - обязательное предварительное обжалование в вышестоящий регистрирующий орган решения об отказе в государственной регистрации.