Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 79 КВВТ РФ

Статья 79 КВВТ РФ. Выдача груза грузополучателю (действующая редакция)

1. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика.

2. Груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, или иному грузополучателю, если такое изменение оформлено в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса, после внесения всех причитающихся перевозчику платежей, предусмотренных правилами перевозок грузов. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

3. Грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз. Порядок выдачи груза определяется правилами перевозок грузов, если иное не установлено соглашением сторон. В случае, если после истечения срока доставки груза грузополучатель не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом.

4. Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза. При задержке выдачи груза по вине перевозчика расходы на хранение груза несет перевозчик. Порядок хранения груза в портах отправления и назначения устанавливается правилами перевозок грузов.

5. Грузополучатель может отказаться от приема груза, за исключением опасного груза и скоропортящегося груза, только в случае, если его качество вследствие повреждения (порчи) изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза, что подтверждается выводами независимой экспертизы. В этом случае перевозчик реализует груз и осуществляет необходимые расчеты в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

6. В случае, если груз адресован в порт назначения, в котором нет помещений, пригодных для хранения данного груза, и грузополучатель к моменту прибытия груза не востребовал его, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен перевозчиком и сдан на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения. В этом случае все риски, связанные с грузом, несет грузополучатель.

При отсутствии такой возможности перевозчик обязан немедленно уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от него распоряжений о том, как поступить с грузом.

Договором перевозки груза может быть предусмотрено, что за время ожидания судном выгрузки и приема груза грузополучателем, а также за время ожидания распоряжения грузоотправителя с грузополучателя взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 120 настоящего Кодекса, а в случае доставки груза в другой порт грузополучатель компенсирует расходы на выгрузку груза, платежи за хранение груза в порту его вынужденной выгрузки, а также расходы на дополнительную перевозку груза.

7. При перевозках однородных грузов навалом, насыпью или наливом, отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, расчеты за принятое для перевозок и сданное грузополучателю количество грузов производятся после закрытия навигации или по истечении срока выдачи всех грузов. Естественная убыль при таких расчетах исчисляется, исходя из общего количества перевезенных грузов.

8. Перевозчик вправе удерживать груз в случае неуплаты ему обусловленных договором или настоящим Кодексом платежей. В этом случае требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются за счет стоимости груза. В случае, если удерживаемый груз является скоропортящимся или расходы на хранение груза превышают его стоимость, перевозчик вправе реализовать груз в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Кодекса.

9. В случае, если до выдачи груза или во время его выдачи грузополучатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении (порче) груза и не указал их общий характер, считается, что груз выдан грузополучателю в соответствии с условиями договора перевозки.

Комментарий к ст. 79 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья посвящена правилам выдачи грузов грузополучателю.

Согласно п. 1 комментируемой статьи требует от перевозчика уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика. Срок направления уведомления - не позднее чем до 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. При этом договором можно предусмотреть иные правила.

Направление извещений осуществляется перевозчиком в порядке, согласованном им с грузоотправителем или грузополучателем при заключении договора перевозки груза. В извещениях должны быть указаны дата и время их передачи.

Способ уведомления о прибытии грузов для личных (бытовых) нужд физических лиц устанавливается перевозчиком в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, или иному грузополучателю, если такое изменение оформлено в соответствии со ст. 78 КВВТ (см. комментарий к ст. 78).

Груз может быть выдан только после внесения всех причитающихся перевозчику платежей, предусмотренных правилами перевозок грузов. Платежи за перевозку груза, а также иные причитающиеся перевозчику платежи считаются оплаченными после зачисления их на счета перевозчика и получения соответствующей выписки банка.

Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости. Именно подпись получателя в дорожной ведомости означает, что груз юридически принят.

2. Пунктом 3 комментируемой статьи закрепляется обязанность грузополучателя принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз.

Грузоотправитель должен исполнить эту обязанность, несмотря на то, что он не состоит в договорных отношениях с перевозчиком.

Порядок выдачи груза определяется соглашением сторон, если не установлен правилами перевозок грузов.

Груз выдается грузополучателю в зависимости от того, на ком лежит обязанность по выгрузке:

- непосредственно на судне в процессе его выгрузки, если выгрузка является обязанностью грузополучателя;

- в порту назначения, если выгрузка является обязанностью перевозчика.

Если перевозка груза была оформлена по коносаменту, выгрузка груза начинается после возврата оригинала коносамента капитану. После выгрузки груза грузополучатель обязан расписаться в получении груза на оборотной стороне оригинала коносамента, подпись должна быть разборчиво расшифрована, заверена печатью. Груз выдается грузополучателю, указанному в коносаменте или иному грузополучателю, если такое изменение было оформлено надлежащим образом.

Для получения груза грузополучатель обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. Выдача груза представителю получателя производится при предъявлении доверенности, копия которой передается перевозчику, если иной порядок не предусмотрен договором перевозки или обычаями делового оборота.

Транспортная накладная или коносамент выдается перевозчиком грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку груза и иных причитающихся ему платежей (если в договоре на перевозку не оговорено иное) с указанием даты получения груза, а также номера и даты выдачи доверенности на получение груза. После выгрузки груза грузополучатель обязан расписаться в получении груза на оборотной стороне дорожной ведомости.

Выгрузка грузов оформляется актом о погрузке-выгрузке грузов, если иная форма не предусмотрена договором перевозки или обычаями делового оборота.

3. Если после истечения срока доставки груза грузополучатель не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом. В уведомлении перевозчиком грузоотправителя о сдаче груза на хранение указывается данные хранителя и его адрес.

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает правило о том, что прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза.

При задержке выдачи груза по вине перевозчика расходы на хранение груза несет перевозчик.

Пример: между ГУП "ЖКХ РС (Я)" (заказчик, ответчик) и ОАО "ЛОРП" (перевозчик, истец) был заключен договор на перевозку нефти и газоконденсатного топлива для обеспечения нужд ГУП "ЖКХ РС (Я)" в период навигации 2012 г.

В приложениях N 1 и N 2 к договору сторонами согласованы условия доставки истцом сырой нефти в объеме 3 707 т 53 кг в августе 2012 г., конденсата газового стабильного в количестве 3 288 т 36 кг в июне 2012 г.

О необходимости организации приема груза истец обратился к ответчику 17 октября 2012 г. с письмом N 02/1674, а в письме от 19 октября 2012 г. N 01/1687 просил о принятии немедленных мер по приемке груза в течение часа в связи с понижением температуры и возникновением угрозы замерзания судна с грузом.

По акту приема-передачи от 14 ноября 2012 г. прибывший груз (конденсат газовый стабильный в количестве 1710, 632 т) передан на хранение Белогорскому речному порту ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" на период с 10 октября 2012 г. по 10 июня 2013 г. Истцом в адрес ответчика направлен проект договора хранения нефтепродуктов, от подписания которого последний отказался.

Судами двух инстанций установлено, что перевозчиком нарушены установленные договором сроки перевозки конденсата газового стабильного. Груз доставлен истцом к месту назначения вместо июня 2012 г. в октябре 2012 г., когда произошло снижение уровня воды на реке Индигирка и начался ледостав, что послужило препятствием для принятия груза ответчиком. Таким образом, в удовлетворении требования отказано, поскольку задержка выдачи груза произошла по вине истца (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2014 г. по делу N А58-3335/2013).

Порядок хранения груза в портах отправления и назначения устанавливается правилами перевозок грузов. Как и в целом по комментируемой главе, в отсутствие утвержденных правил перевозок грузов можно ориентироваться на положения, приведенные в проекте Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте <115>, разработанном Минтрансом в 2017 г. В целом же сторонам договора перевозки следует руководствоваться общими нормами ГК, комментируемой статьи и не противоречащими им положениями договора. Вопросам, связанным с хранением, посвящена гл. 47 ГК.

--------------------------------

<115> URL: https://regulation.gov.ru/p/67678 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Грузы, завезенные грузоотправителем в порт отправления ранее срока предъявления груза для перевозки, хранятся в порту отправления в течение сроков, установленных договором хранения.

Грузы, принятые для перевозки с условием хранения их на складах порта до открытия навигации, хранятся в соответствии с договором, заключенным с портом. Не принимаются на хранение до открытия навигации скоропортящиеся и подверженные замерзанию грузы.

Сроки хранения и востребования грузов в порту назначения или в порту вынужденной выгрузки груза исчисляются с момента окончания выгрузки груза. Сроки хранения грузов в порту отправления исчисляются с момента фактической сдачи груза на хранение отправителем.

Если грузополучатель в указанные сроки не востребует доставленный груз, на него возлагается ответственность за возникшее по этой причине изменение качества груза (его порчу). Кроме того, грузополучатель оплачивает перевозчику или порту расходы по хранению грузов по день их приема грузополучателем (грузоотправителем) или их реализации, а также расходы на проведение дополнительных работ по их перекладке, перемещению и сортировке.

Хранение грузов в портах осуществляется на основании договоров хранения, заключаемых грузоотправителями, грузополучателями или перевозчиками с портовыми организациями с соблюдением требований, установленных для таких договоров гражданским законодательством. Договоры хранения должны соответствовать гл. 47 ГК.

Складирование грузов производится портовыми организациями с учетом правил перевозок грузов, а также специализации складских помещений, с соблюдением:

- обеспечения сохранности грузов;

- рационального использования складов;

- мер, обеспечивающих удобство производства погрузочно-разгрузочных работ и складских операций, сокращение излишних перемещений грузов при хранении;

- техники безопасности и мер противопожарной охраны.

При укладке грузов для хранения портовая организация должна следить, чтобы один груз по своим свойствам не мог быть причиной порчи другого груза и не затруднил свободного доступа к ранее сложенному грузу.

При складировании грузов портовой организацией должны соблюдаться следующие правила:

- все места одной отправки укладываются в штабель, марками наружу так, чтобы их было видно и можно было легко установить принадлежность груза к данной отправке и подсчитать количество грузовых мест. Отдельные отправки в необходимых случаях должны быть отсепарированы друг от друга;

- допускается пользование отдельными грузовыми местами в качестве подкладок и подставок для хождения грузчиков, установки лотков и т.п.;

- необходимо группировать грузы при хранении по их однородности, направлениям и грузоотправителям в целях улучшения их обслуживания и удобства производства грузовых работ.

Для предупреждения порчи грузов амбарными вредителями - грызунами, птицами и зерновыми вредителями необходимо:

- не допускать прием и хранение в общих складах грузов, зараженных вредителями;

- проводить регулярное проветривание, просушку и очистку складских помещений с тем, чтобы не допустить появления сырости и скоплений пыли и мусора;

- устанавливать защитные средства на вентиляционные трубы, устранять отверстия и поврежденные места в полах и стенах складов. Окна следует ограждать металлическими сетками. При хранении зерновых грузов все световые точки, имеющие стеклянные колпаки, необходимо ограждать сетками во избежание попадания стекла в зерно;

- применять соответствующие средства борьбы с амбарными вредителями с учетом свойств находящихся на хранении грузов.

4. Пункт 5 комментируемой статьи предоставляет грузополучателю право отказаться от приема груза в случае, если его качество вследствие повреждения (порчи) изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза. Это единственное основание для отказа от приема груза. Отказ от опасного груза и скоропортящегося груза в принципе недопустим.

К заявлению об отказе грузополучателя от приема груза должно в обязательном порядке прилагаться заключение независимой экспертизы. Правомерность такого отказа грузополучателя может быть оспорена в судебном порядке.

Расходы на экспертизу должны быть отнесены на виновную сторону. Например, если груз поврежден в результате общей аварии, то расходы будут возмещены в порядке распределения общей аварии, а при доказанности вины перевозчика - они будут возмещаться перевозчиком.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза установлена ст. 796 ГК.

Вопросы проверки груза при выдаче регламентирует ст. 80 КВВТ. В случае если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость. Расходы, связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы, несет перевозчик.

В случае отказа от принятия груза перевозчик реализует груз и осуществляет необходимые расчеты в порядке, предусмотренном ст. 119 комментируемого Кодекса.

5. В п. 6 комментируемой статьи регламентируется порядок действий перевозчика в случае, когда груз адресован в порт назначения, в котором нет помещений, пригодных для хранения данного груза, и грузополучатель к моменту прибытия груза не востребовал его, хотя и был своевременно извещен.

В этом случае груз может быть доставлен перевозчиком и сдан на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения. Все риски, связанные с грузом, несет грузополучатель.

При отсутствии возможности доставить груз в другой порт перевозчик обязан немедленно уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от него распоряжений о том, как поступить с грузом.

Договором перевозки груза может быть предусмотрен размер штрафа за время ожидания судном выгрузки и приема груза грузополучателем, а также за время ожидания распоряжения грузоотправителя с грузополучателя. В случае отсутствия таких положений в договоре размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.

По смыслу положений п. 2 ст. 120 комментируемого Кодекса ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за сверхнормативный простой поставлена в зависимость не от наличия или отсутствия вины перевозчика, а от наличия или отсутствия вины грузоотправителя (грузополучателя) в таком простое.

Перевозчик имеет право обратиться в суд о взыскании с грузополучателя компенсации расходов на выгрузку груза, платежей за хранение груза в порту его вынужденной выгрузки, а также расходов на дополнительную перевозку внутренним водным транспортом.

6. Согласно правилу, установленному п. 7 комментируемой статьи, при перевозках однородных грузов навалом, насыпью или наливом, отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, расчеты за принятое для перевозок и сданное грузополучателю количество грузов производятся после закрытия навигации или по истечении срока выдачи всех грузов. При этом перевозчик не несет ответственности за естественную убыль. Естественная убыль при таких расчетах исчисляется исходя из общего количества перевезенных грузов.

Пример: ОАО "Ростовтоппром" обратилось с иском к ОАО "Лискинский порт" о взыскании 49 тыс. 987 руб. 44 коп., составляющих стоимость недостающего груза (угля каменного), доставленного 14 июня 2007 г. в соответствии с договором организации перевозок от 26 апреля 2007 г.

Из материалов дела следует, что 26 апреля 2007 г. ОАО "Лискинский порт" (перевозчик) и ОАО "Ростовтоппром" (клиент) был заключен договор N 8-04/07 "Об организации перевозок" со сроком действия до 31 декабря 2007 г.

Арбитражным судом обоснованно отмечено, что истец, определяя количество недостачи, не применил установленные нормы естественной убыли и потерь, поскольку по расчету, представленному ответчиком, требуемое количество недостающего груза по определению истца составляет норму естественных потерь.

Кроме того, из материалов дела видно, что 14 июня 2007 г. истец принял груз (уголь) без возражений и недостачи, сделав отметки в разделе грузополучателя на накладных грузоотправителя.

Принимая решение об отказе в иске, арбитражный суд правомерно исходил из того, что, в нарушение требований ст. 65 АПК, в силу которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, истец таких доказательств не представил (см. Постановление ФАС Центрального округа от 25 декабря 2008 г. N Ф10-5806/08 по делу N А14-1459/2008/56/12).

7. Пункт 8 комментируемой статьи устанавливает право перевозчика удерживать груз в случае неуплаты ему обусловленных договором или КВВТ платежей. Эта норма основывается на требованиях п. 4 ст. 790 ГК. В этом случае требования перевозчика, удерживающего груз, удовлетворяются за счет стоимости груза.

Если удерживаемый груз является скоропортящимся или расходы на хранение груза превышают его стоимость, перевозчик вправе реализовать груз в порядке, предусмотренном ст. 85 КВВТ.

Согласно ст. 359 ГК, регламентирующей удержание как способ обеспечения исполнения обязательств, кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.

Обращаем внимание на то, что п. 21 Постановления Пленума ВАС от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрел, что при несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК. Считаем возможным перенести эту практику и на перевозки внутренним водным транспортом.

8. Пункт 9 комментируемой статьи определяет, когда грузополучатель должен заявить перевозчику об утрате или о повреждении (порче) груза.

Заявление об утрате или о повреждении (порче) груза с указанием на их общий характер должно быть сделано в письменной форме до выдачи груза или во время его выдачи.

Иначе считается, что груз выдан грузополучателю в соответствии с условиями договора перевозки.

Пример: ООО "Востокнеруд" обратилось в суд с исковым заявлением к ООО "ТД Дорисс-Снаб" о взыскании основного долга, пени за период с 7 октября 2015 г. по 12 сентября 2016 г., процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты долга.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате товара, поставленного истцом по договору поставки от 25 сентября 2015 г. N ВН-0-ПР-15/259 по универсальному передаточному документу от 6 октября 2015 г. N 21.

Суд указал, что согласно п. 9 ст. 79 КВВТ в случае, если до выдачи груза или во время его выдачи грузополучатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении (порче) груза и не указал их общий характер, считается, что груз выдан грузополучателю в соответствии с условиями договора перевозки.

Согласно п. 2.5 договора о перевозке грузов, заключенному между ООО "Востокнеруд" и ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", груз считается доставленным полностью, если его количество, определенное в порту погрузки по осадке судов соответствует количеству груза, определенному в порту выгрузки по осадке судов, а в случае догрузки в пути следования с учетом количества догруженного груза, и если возникшая недостача веса не превышает естественной убыли, установленной по данному грузу при перевозке и перевалке.

Как установлено судом, только 5 ноября 2015 г. (то есть после поставки товара, которая была 6 октября 2015 г.) на электронную почту истца поступили протокол разногласий, акт о расхождении по количеству от 22 октября 2015 г., составленный в одностороннем порядке. Оригиналы данных документов были отправлены ответчиком только 5 ноября 2015 г., о чем свидетельствует представленная в суд электронная переписка.

Ссылка ответчика на акт от 15 октября 2016 г. N 2249 и акт о выгрузке от 24 октября 2015 г. в обоснование позиции о недостаче щебня при выгрузке в порту ООО "Промстройкомпонент" судом была отклонена, поскольку данные акты составлены без участия представителя истца, а также составлены более поздней датой, чем произведена выгрузка щебня.

Таким образом, вывод ответчика о применении ст. 443 ГК является необоснованным, поскольку истец приступил к исполнению своих обязательств согласно подписанному ответчиком договору от 25 сентября 2015 г. N ВН-0-ПР-15/29 без замечаний.

Арбитражный апелляционный суд посчитал, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика долга в заявленной сумме (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2017 г. по делу N А79-8479/2016).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

Судебная практика по статье 79 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 302-ЭС17-7459, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
    Удовлетворяя требовании в части, суды, руководствуясь статьями 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 67, 69, 79, 120 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, исходя из совокупности доказательств применительно к статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности факта перевозки груза ответчика и отсутствии доказательств оплаты стоимости перевозки...
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-16715/10, Коллегия по гражданским правоотношениям, надзор
    процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, а также руководствуясь положениями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 79, пунктом 2 статьи 120 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что представленные истцом документы не подтверждают надлежащим образом заявленные им требования...