Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 29 КВВТ РФ

Статья 29 КВВТ РФ. Возвращение члена экипажа судна к месту приема его на работу (действующая редакция)

1. Судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 килограмм к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место за свой счет в случае:

гибели судна;

болезни члена экипажа судна или получения им травмы, требующих лечения вне судна;

прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок;

невозможности исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством Российской Федерации или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

направления судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.

2. В случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им условий трудового договора (контракта), судовладелец вправе взыскать с этого члена экипажа судна связанные с таким возвращением расходы полностью или частично в соответствии с законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).

Комментарий к ст. 29 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность судовладельца за собственный счет обеспечить возвращение члена экипажа судна и его личного имущества весом до 30 кг к месту приема члена экипажа судна на работу или в другое обусловленное ими место в предусмотренных случаях.

Такими случаями являются:

- гибель судна;

- болезнь члена экипажа судна или получение им травмы, которые требуют лечения вне судна;

- прекращение трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде, в том числе окончания за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора (контракта), заключенного на определенный срок.

Основаниями прекращения трудового договора являются:

соглашение сторон (ст. 78 ТК);

истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК);

расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и 81 ТК);

перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (ст. 75 ТК);

отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая ст. 74 ТК);

отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая ст. 73 ТК);

отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая ст. 72.1 ТК);

обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК);

нарушение установленных ТК или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК).

Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным КВВТ и иными федеральными законами.

Следует помнить, что члену экипажа, как и любому работающему лицу, при увольнении полагаются:

заработная плата за отработанное время (ст. 84.1, 140 ТК);

компенсация за неиспользованный отпуск (ст. 127, ч. 2 ст. 287 ТК);

выходное пособие в случаях и размерах, установленных правовыми актами (ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 287 ТК);

- невозможность исполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении члена экипажа судна, предусмотренных законодательством или трудовым договором (контрактом), вследствие несостоятельности (банкротства) судовладельца, продажи судна или изменения государства регистрации судна.

Обращаем внимание на то, что в соответствии со ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь;

- направление судна без согласия члена экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.

Судовладелец должен передать запрос члену экипажа судна о согласии на направление судна в зону военных действий (эпидемиологической опасности). В указанном запросе отражаются обстоятельства, в связи с которыми судно направляется в зону военных действий или эпидемиологической опасности, а также период пребывания там судна. При этом опасность плавания в данной зоне должна быть подтверждена документально. Судовладелец указывает, какие меры будут им предприняты для обеспечения безопасности членов экипажа. Также судовладелец поясняет, что возможен отказ от работы в районах с военной или эпидемиологической опасностью с репатриацией за счет судовладельца без каких-либо дисциплинарных последствий для членов экипажа. Ответ членов экипажа на указанный запрос должен быть дан в письменной форме.

В случае неисполнения судовладельцем предусмотренной комментируемой статьей обязанности члены экипажа имеют право обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением об обязании судовладельца обеспечить возврат члена экипажа судна и его личного имущества к месту его приема на работу (в другое обусловленное место) в принудительном порядке. К заявлению прилагают:

- документы, подтверждающие вхождение истца в состав экипажа судна;

- копию трудового договора истца;

- опись личного имущества;

- копию требования истца об исполнении судовладельцем обязанности в добровольном порядке;

- доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования истца.

Работодатель-судовладелец не обязан лично доставлять члена экипажа к месту его приема на работу или в другое обусловленное ими место. Он должен обеспечить этот возврат, то есть предоставить право проезда на одном из принадлежащих ему судов или компенсировать стоимость проезда к согласованному с членом экипажа месту.

2. Возврат члена экипажа к месту его приема на работу или в иное обусловленное место может осуществляться за счет самого члена экипажа. Это возможно только в том случае, если причиной возвращения члена экипажа судна к месту приема на работу является нарушение им самим условий трудового договора (контракта). В этом случае работодатель взыскивает с него понесенные расходы в порядке, определенном законодательством, коллективным договором (соглашением) и трудовым договором (контрактом).

К исковому заявлению о взыскании указанных расходов судовладелец прилагает документы, подтверждающие нарушение ответчиком трудового договора, а также документы, подтверждающие расходы судовладельца на возвращение в порт. При этом возмещению подлежит только прямой ущерб, нанесенный судовладельцу, связанный с несением расходов на возврат члена экипажа.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019