Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 13.27 КоАП РФ

Статья 13.27 КоАП РФ. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети "Интернет" (действующая редакция)

1. Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к ст. 13.27 КоАП РФ

Комментируемая ст. 13.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет.

Статья 13.27 КоАП РФ содержит два состава правонарушений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления посредством официального сайта.

Объектом рассматриваемых правонарушений является право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Объективная сторона административного правонарушения ч. 1 ст. 13.27 КоАП РФ заключается в нарушении требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования такими сайтами.

Объективная сторона административного правонарушения ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ заключается в нарушении обязанности размещения информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет.

Указанные деяния влекут наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей на должностных лиц.

Обязательные категории информации, подлежащей размещению в сети Интернет, установлены ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ), включая в том числе:

- общая информация о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе наименование и структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб, сведения о полномочиях, перечень территориальных органов и представительств, перечень подведомственных организаций, сведения о руководителях и др.;

- информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

- информация об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве;

- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

- статистическая информация;

- информация о кадровом обеспечении;

- информация о работе с обращениями.

Помимо этого, каждый государственный орган, орган местного самоуправления размещает дополнительные виды информации о своей деятельности в зависимости от специфики конкретного органа. Перечни такой информации утверждаются Президентом Российской Федерации (в отношении федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов), Правительством Российской Федерации (в отношении подведомственных ему федеральных государственных органов). Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (ст. 14 Закона N 8-ФЗ).

Перечень информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утверждается самой Государственной Думой (ч. 3 ст. 14 Закона N 8-ФЗ), что и сделано в Постановлении Государственной Думы от 23 декабря 2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". К специальным видам информации о деятельности данного органа отнесены сведения об аккредитованных в Государственной Думе средствах массовой информации и о порядке аккредитации, информация о проведении экскурсий в Государственной Думе, информационно-аналитические материалы Государственной Думы, библиотечно-библиографические ресурсы Парламентской библиотеки и т.д.

Категории информации о деятельности судов, размещаемой в сети Интернет, установлены ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон N 262-ФЗ).

В ч. 4 ст. 10 Закона N 8-ФЗ, в ч. 5 ст. 10 Закона N 262-ФЗ предусматривается принятие уполномоченными органами подзаконных нормативных актов, устанавливающих требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами. В частности, для официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти такие требования устанавливаются Минэкономразвития РФ, а для официальных сайтов иных органов исполнительной и законодательной власти - самими этими органами.

Соответствующие требования утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 16 ноября 2009 г. N 470.

Согласно им информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт):

а) должна быть круглосуточно доступна пользователям информацией для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными и поисковыми системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;

б) должна быть доступна пользователям информацией без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информацией платы;

в) не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием, а также ее получение без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель. Доступ к информации, размещенной на официальном сайте, не может быть обусловлен требованием регистрации пользователей информации или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.

Группа функциональных требований к программному обеспечению официального сайта включает, в том числе:

а) возможность поиска всей текстовой информации, размещенной на официальном сайте, включая поиск документа среди всех документов, опубликованных на сайте, по его реквизитам, содержанию документа, а также по фрагментам текста, содержащегося в документе;

б) возможность определения даты и времени размещения информации;

в) учет посещаемости всех страниц официального сайта;

г) защиту информации.

Требования к структуре сайта и удобству пользования включают:

а) возможность навигации, поиска и использования текстовой информации, размещенной на официальном сайте, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе;

б) вся размещенная на официальном сайте информация должна быть доступна путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы официального сайта, не более чем за пять переходов (по кратчайшей последовательности);

в) предоставление наглядной информации о структуре сайта и о местонахождении отображаемой страницы в этой структуре;

г) обязательное размещение на каждой странице главного меню явно обозначенной ссылки на главную страницу, ссылки на карту сайта, наименования органа;

д) URL каждой страницы должен отображать ее положение в логической структуре сайта и соответствовать ее назначению и др.

Следует учитывать также требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 27.06.2013 N 149.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.27 КоАП РФ, являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, в должностные обязанности которых входит создание, ведение, поддержка, сопровождение официального сайта данного органа.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, являются должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, в должностные обязанности которых входит размещение информации о деятельности государственного органа в сети Интернет.

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления создают в сети Интернет официальные сайты для размещения информации о своей деятельности. Исключение составляют органы местного самоуправления, у которых отсутствует такая возможность. В этом случае информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, на официальном сайте муниципального района, городского округа с внутригородским делением, в границах которых находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

Размещение требуемой информации в сети Интернет при отсутствии официального сайта квалифицируется судами по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.

ПРИМЕР.

Пермский краевой суд в Постановлении от 15.08.2013 по делу N 44а-626 подтвердил выводы нижестоящего суда о несостоятельности довода о том, что у государственной Инспекции технического надзора Пермского края был создан официальный сайт в сети Интернет с доменным именем igtn.permkrai.ru по адресу http://igtn.permkrai.ru, поскольку из распоряжения Правительства Пермского края от 13.01.2010 N 1-рп следует, что информация об органах государственной власти на портале Правительства является лишь разделами портала Правительства Пермского края, а не сайтами соответствующих органов власти. Основанием для привлечения должностного лица к ответственности послужил факт отсутствия сайта с собственным доменным именем.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 9-14. ТОМ 2"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"

Судебная практика по статье 13.27 КоАП РФ: