Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 N 348-р (ред. от 18.01.2021) <Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации до 2025 года> (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года")
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 февраля 2019 г. N 348-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
осуществлять при необходимости взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями в ходе реализации плана;
ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с апреля 2019 г., представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана.
3. Минэнерго России 1 раз в год, до 31 января года, следующего за отчетным годом, на основе информации, предусмотренной пунктом 2 настоящего распоряжения, представлять в Правительство Российской Федерации отчет о ходе реализации плана.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2019 г. N 348-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РАЗВИТИЮ
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")
1. Место и роль нефтегазохимического комплекса в экономике
Российской Федерации
Российский нефтегазохимический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, так как является одним из ключевых драйверов промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, оказываемого, в первую очередь, на потребляющие отрасли.
Размер мирового химического рынка на сегодняшний день оценивается примерно в 4,5 трлн. долларов США, а к 2030 году ожидается практически двукратный его рост.
Один рубль валового внутреннего продукта в нефтегазохимии создает дополнительно 1,9 рубля валового внутреннего продукта в экономике (за счет развития перерабатывающих и потребляющих синтетическую продукцию отраслей, а также смежных отраслей - инжиниринга, машиностроения и других), что оказывает существенное влияние на рост экономики, способствуя движению Российской Федерации в топ-5 мировых экономик.
Нефтегазохимический рынок Российской Федерации составляет около 2 процентов от мирового рынка и имеет значительный сырьевой потенциал - более 35 млн. тонн нафты, сжиженных углеводородных газов и этана.
Рынок нефтегазохимической продукции Российской Федерации долгое время был дефицитным по большинству продуктов. Однако за период 2009 - 2017 годов доля импорта в потреблении базовых полимеров сократилась: по полипропилену - в 1,8 раза, по поливинилхлориду и полистиролу - в 2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза. За этот же период объемы выпуска нефтегазохимической продукции увеличились: по полипропилену - в 2 раза, по полиэтилену - в 1,2 раза, по полиэтилентерефталату - в 2,2 раза, по полистиролу - в 2 раза, по поливинилхлориду - в 1,7 раза.
На конец 2017 года не приняты инвестиционные решения по большинству крупных проектов нефтегазохимического комплекса, так как для их принятия необходимо создание стабильных налоговых условий, отлаженное таможенно-тарифное регулирование, оказание мер административной и экономической поддержки со стороны государства для эффективной деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса.
При этом 8 крупнейших потенциальных проектов развития нефтегазохимических мощностей Российской Федерации могут обеспечить ввод более 8 млн. тонн мощностей по производству полиэтилена и пропилена (рост текущих мощностей в 2,3 раза), экспортный потенциал которых составляет более 5 млрд. долларов США в год, а потенциал суммарной выручки - более 10 млрд. долларов США в год.
2. Состояние и перспективы внешних и внутреннего рынков
нефтегазохимии в Российской Федерации
Российский нефтегазохимический рынок включает 3 основных сегмента: пластики, каучуки и продукты органического синтеза.
Суммарное производство продукции по 3 сегментам в 2017 году составило 9,9 млн. тонн. Наибольшие объемы производства приходятся на пластики - полиэтилен и полипропилен - 5,2 млн. тонн. Объем экспортных поставок продукции нефтегазохимической отрасли в 2017 году составил 2,4 млн. тонн.
У Российской Федерации существуют хорошие перспективы для развития рынка продукции нефтегазохимического комплекса как за счет увеличения внутреннего потребления путем достижения среднемирового уровня подушевого потребления и импортозамещения, так и за счет расширения экспорта в ключевые для Российской Федерации регионы - Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В настоящее время душевое потребление базовой нефтегазохимической продукции (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, полиэтилентерефталата) в Российской Федерации в 2 - 3 раза ниже, чем в развитых странах (США, страны Западной Европы).
Новые инвестиционные проекты позволят реализовать потенциал углубленной переработки побочных продуктов нефтегазохимической отрасли (снижение экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью). Около 80 процентов производимой нафты и 40 процентов выпускаемых сжиженных углеводородных газов сейчас экспортируются. Вместе с тем указанные продукты переработки могут быть использованы в качестве сырья для нефтегазохимии на территории Российской Федерации, глубоко переработаны для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, а также для получения синергетических эффектов развития смежных отраслей экономики, что обеспечит стимул для развития отечественного высшего образования и науки.
Ожидаемые темпы прироста производства в сегментах полиэтилена и полипропилена в 2017 - 2025 годах будут опережать темпы прироста мирового валового внутреннего продукта, при этом в Азии, вероятно, темпы прироста будут выше, чем в остальных регионах мира. Так, среднегодовой темп прироста производства полиэтилена в мире ожидается на уровне 4,2 процента, в Азии - 5,7 процента, среднегодовой темп прироста производства полипропилена в мире ожидается на уровне 4,6 процента, в Азии - 5,8 процента. При этом прирост валового внутреннего продукта в мире за этот же период ожидается на уровне 3 процентов.
3. Системные проблемы и препятствия развитию
нефтегазохимического комплекса
Системными проблемами, сдерживающими рост производства нефтегазохимической продукции и эффективное использование сырья, являются:
недостаточность долгосрочных стимулов для углубленной переработки всех видов нефтегазохимического сырья, в частности, отсутствие механизмов стимулирования использования сжиженных углеводородных газов для производства товаров нефтегазохимии и обеспечения экономической целесообразности выделения этана из природного газа для дальнейшего использования в нефтегазохимии;
слабая системная поддержка финансирования проектов (отсутствие льготного кредитования, ограниченные возможности привлечения финансирования для инвестиционных проектов из средств Фонда национального благосостояния);
недостаточность мер стимулирования выхода на внешние рынки и поддержки экспорта (необходимость снижения тарифов на перевозку железнодорожным транспортом полимеров и готовой продукции, введения компенсационных механизмов защиты от высоких импортных пошлин на полимеры и готовую продукцию в других странах, субсидирования затрат на логистику);
низкая конкурентоспособность на мировых рынках проектов по созданию новых нефтегазохимических производств в Российской Федерации на фоне обострения глобальной конкуренции и санкционного давления;
ограниченная емкость отечественного рынка нефтегазохимической продукции и низкие темпы его роста.
Основными факторами, обусловливающими появление системных проблем в развитии нефтегазохимического комплекса, являются:
наличие действующих ограничений (меры тарифного и нетарифного регулирования) в отношении российской нефтегазохимической продукции в ряде стран - потребителей нефтегазохимической продукции;
более высокая стоимость капитала для реализации проектов по расширению производственных мощностей по сравнению с ключевыми странами-конкурентами;
существующий и (или) прогнозный дефицит пропускной способности транспортной инфраструктуры, неэффективная логистика и (или) административные барьеры на ключевых направлениях отгрузки продукции;
волатильность цен на входящее сырье - нафту, сжиженные углеводородные газы, этан, вследствие динамики мировых цен на указанные товары, а также изменения фискальной нагрузки;
применение устаревших требований в области градостроительной деятельности и технического регулирования без учета современных наилучших доступных технологий;
более жесткие нормы обеспечения безопасности (экологической, промышленной, пожарной и прочей) по сравнению с основными конкурентными регионами, невозможность применения риск-ориентированного подхода в этой области;
высокая степень неопределенности в отношении возможных изменений налоговой и таможенной политики, касающейся нефтегазохимического комплекса.
4. Цели и задачи развития нефтегазохимического комплекса
Развитие российской нефтегазохимической отрасли направлено на достижение следующих основных целей:
стимулирование развития несырьевого неэнергетического экспорта;
достижение нового уровня конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии (при котором отечественные предприятия имели бы долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках, благодаря созданию новых эффективных мощностей);
решение проблемы растущего избытка легкого углеводородного сырья путем его переработки на нефтегазохимических мощностях;
обеспечение потребностей химической промышленности в сырье;
минимизация негативного воздействия на окружающую среду вследствие внедрения наилучших доступных технологий.
Достижение целей государственной политики в сфере нефтегазохимического комплекса обеспечивается решением следующих задач:
государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов;
стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции;
снижение влияния инфраструктурных ограничений;
повышение эффективности государственного регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства;
предоставление благоприятных налоговых и (или) таможенных преференций для запуска масштабной инвестиционной программы;
стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.
Задачи государственной политики в нефтегазохимическом комплексе будут решены путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов в рамках настоящего плана мероприятий.
Мониторинг эффективности реализации мероприятий, предусмотренных настоящим планом мероприятий, будет осуществляться по целевым показателям согласно приложению.
II. План мероприятий ("дорожная карта") по развитию
нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации
на период до 2025 года
Наименование мероприятия
|
Вид документа
|
Срок выполнения мероприятия
|
Ответственные исполнители
|
|
I. Создание долгосрочных условий для вовлечения в глубокую переработку на территории Российской Федерации всех видов углеводородного сырья и реализации новых масштабных проектов в области нефтегазохимии
|
||||
1.
|
Создание стимулирующих налоговых условий для использования сжиженных углеводородных газов в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию посредством введения вычетов по акцизам для организаций, осуществляющих указанную деятельность на газоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностях, в том числе создание дополнительных инвестиционных стимулов для таких организаций, которыми был получен статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, либо были заключены специальные инвестиционные контракты или иные соглашения, в рамках которых инвестором обеспечивается требуемый уровень локализации производства и (или) которые обеспечивают закрытие потребности внутреннего рынка Российской Федерации в дефицитной продукции при наличии соответствующих рыночных условий
|
проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
|
февраль 2020 г.
|
Минфин России,
Минэнерго России,
Минэкономразвития России,
Минпромторг России,
ФАС России
|
2 - 3.
|
Исключены. - Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2020 N 304-р
|
|||
4.
|
Подготовка комплекса мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производства пилотных партий нефтегазохимической продукции (в том числе катализаторов), обладающей высоким потенциалом импортозамещения и увеличения несырьевого экспорта, в том числе за счет повышающего коэффициента к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, уменьшающим налогооблагаемую прибыль организаций, осуществляющих переработку нефтегазохимической продукции, в отношении отечественного оборудования, товаров и услуг, относящихся к нефтегазохимической отрасли
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
сентябрь 2019 г.
|
Минэнерго России,
Минпромторг России,
Минфин России,
Минэкономразвития России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
II. Разработка новых мер неналоговой государственной поддержки для нефтегазохимической отрасли
|
||||
5.
|
Разработка механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, при выборе ими российских ЕР/ЕРС-подрядчиков для реализации крупных инвестиционных проектов на территории Российской Федерации при условии выполнения критериев по локализации оборудования, товаров и услуг
|
акт Правительства Российской Федерации
|
июнь 2019 г.
|
Минфин России,
Минэкономразвития России,
Минпромторг России,
Минстрой России,
Минэнерго России
|
6.
|
Подготовка предложений по мерам государственной поддержки и стимулирования экспорта нефтегазохимической продукции
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
июнь 2019 г.
|
Минэнерго России,
Минэкономразвития России,
Минфин России,
Минпромторг России
|
III. Стабилизация условий в части нормативно-правового и таможенно-тарифного регулирования нефтегазохимической отрасли
|
||||
7.
|
Подготовка и утверждение методики расчетов ставок экологического сбора и нормативов утилизации отходов от использования товаров и порядка их изменения
|
приказ Минприроды России
|
октябрь 2021 г.
|
Минприроды России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти
|
8.
|
Подготовка предложений о сохранении действующего механизма специальных технических условий при внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
март 2019 г.
|
Минстрой России,
Минэкономразвития России,
Минэнерго России,
Минтранс России,
Ростехнадзор,
РСПП
|
9.
|
Подготовка предложений о включении в проект технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" положения о применении механизма специальных технических условий в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
июль 2019 г.
|
Минстрой России,
Минэкономразвития России,
Минэнерго России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
10.
|
Подготовка предложений о сохранении или повышении ставок ввозных таможенных пошлин на нефтегазохимическую продукцию в рамках прорабатываемых Евразийской экономической комиссией соглашений о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и третьими странами, в первую очередь соглашений с Республикой Сингапур, Республикой Индия, Арабской Республикой Египет
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
март 2019 г.
|
Минэкономразвития России,
Минэнерго России,
Минпромторг России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
IV. Развитие железнодорожной и перевалочной инфраструктуры
|
||||
11.
|
Подготовка предложений по развитию инфраструктуры Дальневосточной, Октябрьской, Восточно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорог для обеспечения перевозок растущих объемов нефтегазохимической продукции в направлении экспортных портовых мощностей (Усть-Луга, Тамань, Темрюк, Находка, Ванино, Туапсе и другие)
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
март 2019 г.
|
Минтранс России,
Минэнерго России,
Минстрой России,
Минэкономразвития России,
Минпромторг России
с участием заинтересованных организаций
|
12.
|
Подготовка предложений о создании на территории Российской Федерации перевалочной инфраструктуры для нефтегазохимической продукции с целью отказа от использования зарубежных терминалов и нивелирования страновых рисков
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
март 2019 г.
|
Минтранс России,
Минэнерго России,
Минстрой России,
Минэкономразвития России,
Минпромторг России
с участием заинтересованных организаций
|
V. Актуализация отраслевых документов
|
||||
13.
|
Внесение изменений в план развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержденный приказом Минэнерго России от 1 марта 2012 г. N 79, с целью его актуализации, в том числе включение в него новых инвестиционных проектов, направленных на создание на внутреннем рынке дефицитных марок полимерной продукции и продукции органического синтеза в целях обеспечения необходимым сырьем смежных отраслей промышленности (в том числе химической промышленности) и определение сценариев развития (оптимистичного и реалистичного) с соответствующей корректировкой аналитических разделов на период до 2035 года
|
приказ Минэнерго России
|
март 2019 г. (далее - ежегодно)
|
Минэнерго России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
VI. Мониторинг цен на нефтегазохимическую продукцию
|
||||
14.
|
Мониторинг цен на нефтегазохимическую продукцию, спрос на которую не удовлетворен в полном объеме за счет ее производства на территории Российской Федерации
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
июль 2019 г. (далее 1 раз в полгода)
|
ФАС России,
Минэнерго России,
Минпромторг России
|
VII. Развитие биржевой торговли
|
||||
15.
|
Проработка вопроса о необходимости внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра" в части регистрации внебиржевых договоров по поставкам нефтегазохимической продукции в рамках Биржевого комитета по химической и нефтехимической продукции ФАС России
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
февраль 2020 г.
|
ФАС России,
Минэнерго России,
Минпромторг России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
16.
|
Разработка перечня товаров для реализации на организованных торгах в рамках Биржевого комитета по химической и нефтехимической продукции ФАС России, а также предложений по развитию организованной торговли нефтегазохимической продукцией
|
доклад в Правительство Российской Федерации
|
февраль 2020 г.
|
ФАС России,
Минэнерго России,
Минпромторг России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
|
Приложение
к плану мероприятий
("дорожной карте") по развитию
нефтегазохимического комплекса
в Российской Федерации
на период до 2025 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ПО РАЗВИТИЮ
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Наименование целевого показателя
|
Значение (2017 год)
|
Целевое значение
|
|||||||
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
||
Объем выработки крупнотоннажных полимеров, млн. тонн
|
5,2
|
5,2
|
5,3
|
6,3
|
7,4
|
7,7
|
8,6
|
10,2
|
11,1
|
Объем нетто-экспорта крупнотоннажных полимеров, млн. тонн
|
-0,2
|
-0,2
|
-0,3
|
0,6
|
1,5
|
1,7
|
2,3
|
3,7
|
4,4
|
Доля сжиженных углеводородных газов, перерабатываемых на нефтегазохимических мощностях, процентов
|
4,3
|
4,6
|
4,6
|
5,9
|
7,6
|
7,4
|
7,7
|
7,9
|
8,2
|
Доля нафты, перерабатываемой на нефтегазохимических мощностях, процентов
|
5,1
|
5,6
|
5,6
|
5,9
|
5,6
|
5,4
|
6
|
7,1
|
7,2
|