Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2019 N 2732-р <Об утверждении Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 ноября 2019 г. N 2732-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать в своей деятельности положения Концепции.
3. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции и внести его в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2019 г. N 2732-р
КОНЦЕПЦИЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ПОТРЕБЛЕНИЮ ТАБАКА И ИНОЙ НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
I. Общие положения
Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу (далее - Концепция) разработана в соответствии со статьей 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и определяет цели, задачи, основные направления и принципы государственной политики Российской Федерации в области противодействия потреблению и распространению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также иные правовые акты и документы, в том числе документы Всемирной организации здравоохранения.
Концепция является основой для организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и частных организаций в сфере борьбы с потреблением табака и иной никотинсодержащей продукции.
II. Современное состояние проблемы потребления табака
и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации
Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который разработан Министерством экономического развития Российской Федерации, акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, осуществление мер по снижению масштабов потребления табачной продукции и профилактику курения табака позволит сократить показатели смертности.
Потребление табака является причиной возникновения заболеваний, связанных с его воздействием на организм, приводящим к инвалидности и преждевременной смертности, и создает социально-экономическое бремя для системы здравоохранения и общества в целом.
Основным компонентом табака является никотин, вызывающий и поддерживающий зависимость. Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр), никотиновая зависимость, являющаяся следствием потребления табака, признана заболеванием, связанным с расстройством поведения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья человека, когда-либо возникавших в мире. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, потребление табака ежегодно приводит почти к 7 млн. случаев смерти, из которых более 6 млн. случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 890 тыс. случаев - среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Потребление табака представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и влечет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия.
По данным Международного агентства по изучению рака за 2014 год, курение табака повышает риски многих видов рака, таких, как рак губы, ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, поджелудочной железы, трахеи, бронхов, легкого, мочевого пузыря, почек и других органов мочеиспускания, острого миелоидного лейкоза.
В 2008 году Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, определив для себя разработку и внедрение эффективных законодательных и иных мер в области борьбы с потреблением табака в качестве приоритета.
В целях снижения бремени болезней, ассоциированных с потреблением табака, в Российской Федерации в 2010 - 2013 годах был принят комплекс мер, направленных на создание базовых условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы, положения которой легли в основу принятого в 2013 году Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", включающего в себя комплекс мер и ограничений в сфере потребления табака.
Согласно данным отчета Российской Федерации по результатам проведенного в 2015 году глобального обследования потребления табака среди молодежи к 2015 году уменьшилась распространенность потребления табака среди подростков 13 - 15 лет в 2 раза по сравнению с 2004 годом, в том числе курение сигарет в 2,7 раза, а количество некурящих подростков, которые считают, что, возможно, закурят в будущем, - в 3,5 раза.
Согласно данным отчета Российской Федерации по результатам проведенного в 2016 году глобального опроса взрослого населения о потреблении табака реализация Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" привела к снижению распространенности потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации с 39,4 процента в 2009 году до 30,9 процента в 2016 году. Кроме того, в 2 раза снизилась распространенность пассивного курения дома, а в общественных местах - в 2,5 раза. В среднем в 2 раза снизилась доступность табачных изделий.
По данным мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, предусмотренных Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - мониторинг), потребление табака в Российской Федерации ежегодно снижается. Население Российской Федерации существенно меньше подвергается воздействию вторичного дыма в разных общественных учреждениях по сравнению с 2009 годом.
Данные мониторинга свидетельствуют о том, что жители Российской Федерации достаточно информированы о вреде потребления табака (большинство курящих респондентов (76 процентов) считает, что курение наносит вред их здоровью).
Благодаря снижению спроса на табачную продукцию в связи с проведением законодательных антитабачных мер объем производства табачной продукции начиная с 2013 года снижается (по сравнению с 2010 годом производство сигарет и папирос в России в 2018 году снизилось на 147,4 млрд. штук или на 36,5 процента).
По данным Федеральной службы государственной статистики, продажа сигарет на душу населения снизилась с 2,5 тыс. штук в год на человека в 2012 году до 1,6 тыс. штук в год на человека в 2018 году.
Указанные данные свидетельствуют о том, что в обществе достаточно прочно укрепилась необходимость соблюдения установленных антитабачным законодательством правил поведения, а также о том, что в целом антитабачное законодательство работает эффективно.
Однако показатели распространенности курения в России все еще остаются высокими, что говорит о необходимости принятия решительных межсекторальных мер, направленных на сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции. Для сравнения, в странах Европейского союза, по данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность курения составила в среднем 24 процента.
Вместе с тем официальная статистическая отчетность не позволяет фиксировать заболеваемость никотиновой зависимостью, что говорит о необходимости совершенствования документов статистической отчетности в сфере здравоохранения.
Распространение жевательного и нюхательного табака создает и поддерживает никотиновую зависимость. По данным мониторинга, в настоящее время процент лиц, потребляющих некурительный табак, составляет 0,9 процента среди постоянных курильщиков, потребляющих табак ежедневно.
Более того, распространение получают новые виды курительных табачных изделий, потребляемых с помощью специально разработанной курительной принадлежности - устройства для нагревания табака, а также иной никотинсодержащей продукции.
Под никотинсодержащей продукцией в целях Концепции понимаются продукция, содержащая никотин и предназначенная для потребления никотина любым способом (за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также устройства для потребления такой продукции.
Такая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия и иную никотинсодержащую продукцию. Так, по данным мониторинга, в настоящее время происходит рост потребления такого вида никотинсодержащей продукции, как электронные системы доставки никотина, в том числе среди детей и подростков. Распространенность потребления такого вида никотинсодержащей продукции среди лиц 18 - 24 лет составляет 19,1 процента, что более чем в 10 раз выше, чем во всех остальных возрастных группах.
Развитие производства и распространение табачных изделий и иной никотинсодержащей продукции противоречит национальным целям в области здорового образа жизни, определенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Исследования показывают, что экономические преимущества от снижения потребления табака и последующего снижения заболеваемости и смертности от болезней, ассоциированных с его потреблением, существенно превосходят любые потенциальные налоговые или иные поступления от реализации табачной продукции. Такие преимущества заключаются в снижении затрат на выявление и лечение заболеваний, вызванных потреблением табака, увеличении трудоспособного возраста и продолжительности здорового периода жизни граждан, уменьшении количества дней, проведенных на больничном, и социальных выплат в связи с инвалидностью или потерей кормильца.
III. Цель, принципы и задачи Концепции
Целью Концепции является снижение распространенности потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также последующее рассмотрение возможности поэтапного вывода табачной и иной никотинсодержащей продукции из гражданского оборота на территории Российской Федерации для достижения максимального сокращения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.
Концепция основывается на следующих принципах:
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;
предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, а также иной никотинсодержащей продукции;
системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции, непрерывность и последовательность их реализации, в том числе недопущение ослабления принятых мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций и производителями иной никотинсодержащей продукции;
обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, не связанных с табачными организациями, и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам обеспечения охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
научная обоснованность мер, направленных на сокращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
учет общепризнанных принципов и норм международного права, включая право Евразийского экономического союза, в области охраны здоровья населения, а также российского и международного опыта по предотвращению воздействия окружающего табачного дыма, сокращению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
противодействие нелегальному обороту табачной и иной никотинсодержащей продукции.
Основными задачами Концепции являются:
сокращение спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения;
сокращение предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения;
совершенствование медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции.
IV. Основные направления решения задач Концепции
1. Сокращение спроса на табак и иную никотинсодержащую
продукцию среди населения
Для реализации задачи по сокращению спроса на табак и иную никотинсодержащую продукцию среди населения предусматривается:
информирование населения о вреде потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и воздействия окружающего табачного дыма;
мотивирование потребителей к отказу от потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
защита несовершеннолетних граждан и беременных женщин от потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и воздействия окружающего табачного дыма;
разработка и внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте (корпоративных программ укрепления здоровья), включающих охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;
мониторинг применения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также иной никотинсодержащей продукции;
совершенствование требований к упаковке и маркировке табачной и иной никотинсодержащей продукции, основанных на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, мотивирующих к отказу от потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также направленных на предотвращение использования упаковки в качестве средства продвижения указанной продукции;
применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности табачной и иной никотинсодержащей продукции для населения.
2. Сокращение предложения табака и иной никотинсодержащей
продукции среди населения
В целях выполнения задачи по сокращению предложения табака и иной никотинсодержащей продукции среди населения предусматривается:
предотвращение незаконной торговли табачными изделиями и иной никотинсодержащей продукцией;
противодействие незаконному производству и обороту табачной и иной никотинсодержащей продукции, включая совершенствование контроля за выдачей и оборотом специальных (акцизных) марок, а также введение порядка уничтожения оборудования, используемого для незаконного производства табачных изделий;
регулирование состава табачной и иной никотинсодержащей продукции, а также раскрытия их состава с учетом норм права Евразийского экономического союза;
сокращение доступности табачных изделий (включая некурительные табачные изделия), кальянов и иной никотинсодержащей продукции.
3. Совершенствование медицинской профилактики потребления
табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской
помощи, направленной на прекращение потребления табака
и иной никотинсодержащей продукции
Решение задачи по совершенствованию медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, предусматривается путем:
совершенствования нормативно-правового регулирования организации медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции и медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
совершенствования проведения медицинской профилактики потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также оказания медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака и иной никотинсодержащей продукции;
совершенствования документов статистической отчетности в сфере здравоохранения.
V. Механизм реализации Концепции
Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Реализация Концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности. Управление, координация и контроль за выполнением мероприятий по реализации Концепции в субъектах Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Кроме того, формируется система мониторинга и оценки эффективности реализации Концепции, которая предусматривает:
проведение научных медико-профилактических и социально-экономических исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также воздействия табачного дыма;
организацию деятельности по сбору и анализу данных о потреблении табака и иной никотинсодержащей продукции;
обязательное отражение в медицинской документации записей об отношении пациента к потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции и соответствующих данных в формах статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения.
Финансирование мероприятий по реализации Концепции, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по реализации Концепции, проводимых в субъектах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции к 2035 году
Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2035 году являются сокращение распространенности потребления табака населением Российской Федерации до 21 процента, сокращение розничных продаж сигарет и папирос на душу населения до 1 тыс. штук в год.
Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.
Приложение
к Концепции осуществления
государственной политики
противодействия потреблению табака
и иной никотинсодержащей продукции
в Российской Федерации
на период до 2035 года
и дальнейшую перспективу
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЮ ТАБАКА И ИНОЙ НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Наименование показателя
|
Базовое значение
|
Дата
|
2020 год
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
2024 год
|
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
|
2028 год
|
2029 год
|
2030 год
|
2031 год
|
2032 год
|
2033 год
|
2034 год
|
2035 год
|
|
1.
|
Распространенность потребления табака населением Российской Федерации (взрослое население) (процентов)
|
29
|
31 декабря 2018 г.
|
28,5
|
28
|
27,5
|
27
|
26,5
|
26
|
25,5
|
25
|
24,5
|
24
|
23,5
|
23
|
22,5
|
22
|
21,5
|
21
|
2.
|
Розничные продажи сигарет и папирос на душу населения (тыс. штук)
|
1,6
|
31 декабря 2018 г.
|
1,35
|
1,3
|
1,25
|
1,2
|
1,15
|
1,1
|
1,09
|
1,08
|
1,07
|
1,06
|
1,05
|
1,04
|
1,03
|
1,02
|
1,01
|
1
|