Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2015 N 2193-р (ред. от 20.04.2019) <Об утверждении Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2015 г. N 2193-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - Концепция).
2. Минвостокразвития России:
создать межведомственную рабочую группу по развитию приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, разработать и утвердить программы развития приграничных территорий с учетом положений Концепции и плана мероприятий по реализации Концепции.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. N 2193-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
I. Общие положения
В настоящее время возрастающее значение приобретает укрепление экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью Российской Федерации к этому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне определяется создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определено активное участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества.
Используемые в настоящей Концепции термины означают следующее:
"дальневосточные приграничные территории" - территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой и Монголией;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2019 N 797-р;
"приграничные муниципальные образования" - городское или сельское поселение (населенный пункт), муниципальный район, городской округ, расположенные в пределах дальневосточных приграничных территорий;
"приграничные населенные пункты" - населенные пункты, расположенные на территории приграничного муниципального образования;
"точки роста" приграничного муниципального образования" - специальные проекты (площадки, зоны), реализация которых использует возможный потенциал приграничного муниципального образования и оказывает положительное социально-экономическое влияние как на приграничное муниципальное образование, так и на дальневосточные приграничные территории в целом.
Приграничные территории являются важнейшим ресурсом страны, развитие которого связано не только с внутриполитическим курсом Российской Федерации, но и с особым геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, механизмы и основные направления государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий.
Необходимость разработки и реализации настоящей Концепции обусловлена Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также поставленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачами по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и иными решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере развития приграничных территорий.
Разработка и реализация настоящей Концепции направлены на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств. В условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры настоящая Концепция направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа.
Настоящая Концепция учитывает основные направления государственной политики, содержащиеся в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. и плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, демографической политики, внешней политики и национальной безопасности.
II. Современное состояние дальневосточных
приграничных территорий
К субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, на территориях которых расположены дальневосточные приграничные территории, относятся Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область.
К дальневосточным приграничным территориям относятся следующие муниципальные районы и городские округа:
в Республике Бурятия - Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский и Кяхтинский районы;
в Забайкальском крае - Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский и Могочинский районы;
в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Октябрьский, Пограничный, Пожарский, Спасский, Ханкайский, Хасанский, Хорольский, Черниговский районы, а также Дальнереченский, Лесозаводский и Уссурийский городские округа;
в Хабаровском крае - Бикинский, Вяземский и Хабаровский районы, район имени Лазо, а также городской округ Хабаровск;
в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный;
в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский районы.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 1329 населенных пунктов, в том числе 17 городов, 45 поселков городского типа и 1144 сельских поселения.
Численность населения дальневосточных приграничных территорий составляет 2239,4 тыс. человек, или 27 процентов численности населения округа и 36 процентов численности населения соответствующих субъектов Российской Федерации.
Демографическое положение дальневосточных приграничных территорий характеризуется следующим:
ежегодное сокращение численности населения, за исключением крупных экономических и административных центров и районов (г. Хабаровск и Хабаровский район Хабаровского края, г. Благовещенск и Благовещенский район Амурской области, г. Уссурийск Приморского края), где отмечаются положительные показатели естественного и миграционного прироста населения;
преобладающий естественный прирост населения (Республика Бурятия, Хабаровский край) и естественная убыль населения (Приморский и Забайкальский края, Амурская область, Еврейская автономная область);
коэффициент рождаемости выше среднего по округу отмечен в приграничных муниципальных образованиях Республики Бурятия и Забайкальского края, ниже среднего по округу - в приграничных муниципальных образованиях Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области;
уровень смертности по всем приграничным регионам, за исключением Республики Бурятия, выше среднего по округу.
Определенное влияние на снижение численности населения ввиду миграционной или естественной убыли оказывают особенности проживания на этой территории, в том числе сложные природно-климатические факторы, снижение доступности медицинской помощи, отсталость и неразвитость экономики приграничных территорий, низкий уровень жизни, отсутствие либо неудовлетворительное состояние социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Исходя из анализа основных показателей качества жизни ряд приграничных муниципальных образований отстает не только от среднероссийских показателей, но и показателей в целом по федеральному округу и соответствующему субъекту Российской Федерации по уровню смертности населения от всех причин, доступности дошкольного образования и объектов физической культуры и спорта, наличию второй смены в общеобразовательных организациях, доле учреждений культурно-досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
В отдельных приграничных населенных пунктах отсутствует сотовая связь.
Проблемой остается высокий износ сетей жилищно-коммунального хозяйства, который достигает 70 процентов, либо отсутствие благоустроенного жилья. На приграничные территории Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области приходится наибольшая доля (до 74 процентов) аварийного жилищного фонда, в котором проживает свыше 32 тыс. человек.
Основной причиной сложившегося положения является низкая ресурсная самообеспеченность муниципальных районов в средствах на развитие социальной сферы, неразвитость института государственно-частного партнерства в социальной сфере для привлечения внебюджетных средств.
Для экономики дальневосточных приграничных территорий характерны:
значительная доля участия ряда приграничных муниципальных образований в инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации;
инвестиционная привлекательность приграничных территорий для формирования особых режимов предпринимательской деятельности и развития внешнеэкономического сотрудничества.
Общий плановый инвестиционный портфель приграничных территорий до 2025 года составляет свыше 1633 млрд. рублей. Это перспективные проекты в области добычи и переработки полезных ископаемых, сельского хозяйства, туризма, обрабатывающего производства, логистики. По ряду проектов уже начата реализация, в том числе в рамках особых правовых режимов.
Доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Хабаровского и Забайкальского краев, Амурской области, Еврейской автономной области достигает 40 - 70 процентов общего объема инвестиций в основной капитал. Значительно ниже доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Республики Бурятия и Приморского края.
С вводом новых производственных мощностей и установления особых режимов предпринимательской деятельности на приграничных территориях наметился рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
Приграничные территории являются главными производителями сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе, на них приходится треть производимой продукции сельского хозяйства, более половины всех посевных площадей Дальневосточного федерального округа.
Однако в последние годы наметилась тенденция к сокращению объемов сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия, Приморском крае, Амурской области, Еврейской автономной области, незначительный рост отмечен в Хабаровском и Забайкальском краях.
Туристическая деятельность на дальневосточных приграничных территориях преимущественно остается ориентированной на выездной туризм ввиду значительного физического износа объектов туристической инфраструктуры и санаторно-курортного комплекса, а также ввиду недостаточности квалифицированных кадров в области туризма и недостаточного уровня развитости обеспечивающей инфраструктуры.
Остается низкой доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике дальневосточных приграничных территорий, 77 процентов которых расположены в крупных приграничных городских округах. Количество предприятий продолжает снижаться, по итогам 2018 года их численность сократилась на 3,5 тыс. человек.
Основными проблемами развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются высокие транспортные и логистические расходы, высокая стоимость энергоресурсов, слабое развитие транспортной, инженерной инфраструктуры и коммуникаций, обеспечивающих общие условия для осуществления предпринимательской деятельности.
На дальневосточных приграничных территориях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р расположено 9 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), социально-экономическое положение которых требует повышенного внимания и контроля со стороны органов государственной власти и организаций, на которые возложены полномочия по управлению на территориях соответствующих моногородов.
В целом преимущества экономики большинства дальневосточных приграничных территорий, сложившиеся по причине их геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, не используются в полной мере в связи с отсутствием эффективных комплексных мер по использованию указанных преимуществ, в том числе в рамках интеграции дальневосточных приграничных территорий в международное приграничное сотрудничество и кооперацию, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень качества жизни населения.
В сфере занятости населения высокий уровень безработицы отмечается в большинстве приграничных муниципальных образований и значительно превышает средний показатель по субъекту Российской Федерации, что создает риски вовлечения местного населения в преступную деятельность, в том числе связанную с контрабандой.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 43 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе 29 пунктов пропуска расположено на российско-китайской государственной границе (10 смешанных пунктов пропуска, 9 автомобильных пунктов пропуска, 4 железнодорожных пункта пропуска, 1 речной пункт пропуска, 1 временный пункт пропуска Кани-Курган - Чанфатунь), 13 на российско-монгольской государственной границе (11 автомобильных пунктов пропуска, 2 железнодорожных), 1 железнодорожный пункт пропуска на российско-северокорейской государственной границе. По оценке контрольных органов только 3 пункта пропуска находятся в хорошем состоянии (воздушный пункт пропуска Хабаровск, смешанный пункт пропуска Благовещенск и железнодорожный пункт пропуска Забайкальск).
Отсутствие современной инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающих к ним приграничных автомобильных дорог не позволяет в полной мере реализовать туристский и транзитный транспортный потенциалы дальневосточных приграничных территорий.
Исходя из анализа социально-экономического положения дальневосточных приграничных территорий их можно распределить на 4 основные группы:
приграничные городские округа с высокой концентрацией населения и экономики, с положительным миграционным сальдо - городские округа Хабаровск в Хабаровском крае и Благовещенск в Амурской области, Уссурийский городской округ в Приморском крае;
экономически активные (центры роста) муниципальные образования, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России и округу:
в Республике Бурятия - Тункинский, Закаменский, Окинский районы;
в Приморском крае - Хасанский, Спасский, Кировский районы;
в Хабаровском крае - район им. Лазо;
в Амурской области - Свободненский, Сковородинский, Магдагачинский, Бурейский районы, г. Свободный;
в Еврейской автономной области - Ленинский и Смидовичский районы;
районы, не обладающие значительным экономическим потенциалом, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России, округу и региону в целом:
в Республике Бурятия - Джидинский район;
в Забайкальском крае - Норчинско-Заводский, Акшинский, Ононский, Калганский, Кыринский районы;
в Приморском крае - Хорольский, Ханкайский, Дальнереченский районы;
в Хабаровском крае - Вяземский район;
в Амурской области - Шимановский, Архаринский, Михайловский районы;
в Еврейской автономной области - Октябрьский район;
районы средней экономической активности, требующие точечного решения вопросов социальной сферы в целях снижения оттока и закрепления населения:
в Республике Бурятия - Кяхтинский район;
в Забайкальском крае - Красночикойский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Газимуро-Заводский, Могочинский районы;
в Приморском крае - Октябрьский, Пограничный, Пожарский, Черниговский районы, а также Дальнереченский, Лесозаводский городские округа;
в Хабаровском крае - Бикинский и Хабаровский районы;
в Амурской области - Благовещенский, Бурейский, Константиновский, Тамбовский районы, городской округ Шимановск;
в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Облученский районы.
II(1). Современное состояние байкальских
приграничных территорий
Утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2019 N 797-р.
III. Цели и задачи государственной политики в сфере развития
дальневосточных приграничных территорий
Основными целями в сфере развития дальневосточных приграничных территорий являются:
комплексное и устойчивое развитие дальневосточных приграничных территорий;
обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности населения на дальневосточных приграничных территориях;
формирование и удержание конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств;
формирование условий для развития кооперационных связей с хозяйствующими субъектами приграничных территорий сопредельных государств.
Достижение поставленных целей обеспечивается путем решения следующих основных задач:
определение приграничных муниципальных образований в качестве территорий с особым статусом, выявление потребностей и "точек роста" дальневосточных приграничных территорий исходя из их социально-экономического положения;
создание условий для закрепления и привлечения населения, улучшения демографической ситуации и приоритетного использования внутренних трудовых ресурсов;
создание условий для развития инфраструктуры в приграничных населенных пунктах и повышение качества услуг в социальной сфере;
обеспечение защиты дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных в том числе наводнениями, а также обеспечение эпизоотического благополучия по особо опасным и карантинным болезням животных;
создание условий для развития экономики, в том числе развития малого и среднего предпринимательства;
развитие потенциала сельскохозяйственного землепользования и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства;
реализация туристско-рекреационного потенциала;
развитие приграничного сотрудничества и реализация инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно-ориентированных производств, а также развитие производственной инфраструктуры;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории, включая развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, для развития транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков;
создание системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций для развития дальневосточных приграничных территорий.
IV. Приоритетные направления государственной политики в сфере
развития дальневосточных приграничных территорий
1. Основные документы стратегического
и программного планирования
Государственная политика в сфере развития дальневосточных приграничных территорий реализуется с учетом основных направлений социально-экономического и отраслевого развития, установленных документами стратегического и программного планирования Российской Федерации.
С учетом специфики социального и территориального положения дальневосточных приграничных территорий, типологии приграничных населенных пунктов и экономического потенциала дальневосточных приграничных территорий особо важное значение имеет реализация на этих территориях Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р, а также Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.
2. Определение особого статуса территорий приграничных
муниципальных образований
В рамках реализации настоящей Концепции предполагается выполнение следующих мероприятий:
проведение анализа социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий;
определение перечня первоочередных мероприятий, направленных на устойчивое развитие дальневосточных приграничных территорий, реализуемых в рамках действующих в Российской Федерации документов программно-целевого планирования;
определение потенциала и "точек роста" дальневосточных приграничных территорий в разрезе каждого муниципального образования.
В целях определения потребностей и "точек роста" территорий приграничных муниципальных образований на региональном уровне в рамках настоящей Концепции рекомендуется:
разработать программы развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований, отражающие их социально-экономическое положение и потребности в развитии, включая перечень (реестр) первоочередных мероприятий;
сформировать исходя из положений настоящей Концепции перечень (реестр) первоочередных мероприятий, выполняемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по вопросам местного значения, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации;
сформировать перечень конкурентоспособных "точек роста" дальневосточных приграничных территорий, обеспечивающих опережающий рост инвестиционной и предпринимательской активности.
На федеральном уровне в целях формирования особого статуса дальневосточных приграничных территорий и с учетом действующих институтов и инструментов развития отдельных территорий целесообразно разработать механизмы содействия реализации программ развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований.
3. Улучшение демографической ситуации и приоритетное
использование внутренних трудовых ресурсов
В целях закрепления проживания граждан на дальневосточных приграничных территориях и привлечения трудовых мигрантов рекомендуется приоритизация таких уже реализуемых в Дальневосточном федеральном округе мероприятий демографической и социальной политики Российской Федерации в рамках полномочий субъектов Российской Федерации, как:
обеспечение доступным жильем граждан, постоянно проживающих в приграничных населенных пунктах либо прибывших в приграничные населенные пункты на постоянное место жительства, в том числе молодых семей, семей с детьми и молодых специалистов;
поддержка специалистов, прибывших в приграничные сельские населенные пункты на постоянное место жительства, включая единовременные пособия на компенсацию транспортных расходов, расходов на приобретение предметов первой необходимости на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
содействие формированию для лиц с ограниченными возможностями здоровья безбарьерной среды в приграничных муниципальных образованиях, а также оказанию доступных транспортных услуг инвалидам и организации мероприятий по оздоровлению лиц с ограниченными возможностями здоровья в профилакториях;
повышение эффективности региональных мер, направленных на развитие института семьи и рост рождаемости, для населения, постоянно проживающего в приграничных муниципальных районах.
В дополнение к мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренным федеральным законодательством, в субъектах Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, введен материнский (семейный) капитал, право на который возникает при рождении (усыновлении) 3-го или последующих детей. В Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономной области средства материнского капитала можно направить на улучшение жилищных условий, образование ребенка и оказание ребенку или матери медицинских услуг. В Амурской области - на улучшение жилищных условий, в Забайкальском крае материнский (семейный) капитал не носит целевого характера, и указанные средства направляются на первоочередные нужды в связи с рождением ребенка, в Республике Бурятия - на улучшение жилищных условий, образование и лечение ребенка, а также приобретение автомобильной или бытовой техники.
В целях повышения демографической эффективности указанного инструмента на региональном уровне рекомендуется рассмотреть вопрос об увеличении размера материнского капитала для населения, постоянно проживающего на дальневосточных приграничных территориях, а также о расширении возможностей использования средств материнского капитала семьям, родившим (усыновившим) 3-го или последующих детей, постоянно проживающим на указанных территориях (улучшение жилищных условий (строительство и ремонт жилья), получение образования ребенком (детьми) и матерью, оказание ребенку (детям) и матери медицинской помощи, медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение ребенка (детей), развитие личного подсобного хозяйства и др.).
Законодательством Российской Федерации для семей, имеющих 3 и более детей, предусмотрено право на бесплатное получение земельных участков, оснащенных инженерной инфраструктурой, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Для семей, имеющих 3 и более детей, постоянно проживающих на дальневосточных приграничных территориях, рекомендуется рассмотреть вопрос об увеличении размера предоставляемых земельных участков на указанные цели и обеспечении права приоритетного выделения земельных участков для указанной категории семей.
В рамках действующего на дальневосточных приграничных территориях права на ежемесячную денежную выплату в размере регионального прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста 3 лет, предоставляемого при рождении 3-го или последующих детей, в целях повышения демографической эффективности указанной меры рекомендуется рассмотреть и скорректировать критерии нуждаемости при установлении такого права для расширения потенциального числа семей, которые могли бы воспользоваться такой мерой поддержки и родить 3-го и последующих детей.
В целях развития малоосвоенных территорий приоритизировать возможность предоставления гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в приграничных населенных пунктах либо прибывшим в приграничные населенные пункты на постоянное место жительства, земельных участков в безвозмездное пользование с последующим их предоставлением в собственность.
В рамках указанной инициативы, "точкой роста" приграничного муниципального образования может стать реализация пилотного проекта по комплексному освоению территории в целях создания местных сообществ людей, которые стараются придерживаться образа жизни, соответствующего принципам устойчивого развития в сочетании с низким уровнем негативного воздействия на окружающую среду. Деятельность таких поселений формируется на принципах устойчивого землепользования и лесопользования, минимизации энергопотребления, ведения здорового образа жизни.
Приоритетными видами деятельности поселенцев являются сельское хозяйство, пчеловодство, выращивание саженцев, народные ремесла, проведение семинаров и фестивалей на темы экологии и традиционных этнических культур, экотуризм, межкультурный обмен, охрана окружающей среды и культурного наследия окрестных территорий.
Для успешной реализации пилотного проекта предусматривается проведение информационно-разъяснительной кампании в целях популяризации дальневосточных приграничных территорий.
В качестве "точек роста" приграничных муниципальных образований также рассматриваются иные проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест гражданам Российской Федерации, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Развитие системы среднего профессионального образования, включающей в том числе профессиональные образовательные организации, расположенные на дальневосточных приграничных территориях, позволит развить потенциал кадров и эффективно использовать национальные трудовые ресурсы путем включения в их программы подготовки кадров наиболее востребованных и перспективных профессий с учетом профиля дальневосточных приграничных территорий, создаваемых территорий опережающего социально-экономического развития и планируемых инвестиционных проектов.
В целях создания благоприятных условий для привлечения трудовых ресурсов на дальневосточные приграничные территории дополнительно предлагается внедрение на базе официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" информационно-поисковой системы информирования населения об имеющихся вакансиях и условиях приема на работу в организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на дальневосточных приграничных территориях.
4. Развитие инфраструктуры в приграничных населенных
пунктах, повышение качества услуг в социальной сфере
Обеспечение потребности населения приграничных населенных пунктов в объектах инженерной и социальной инфраструктуры предлагается осуществить за счет смещения приоритетов в расходах, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации и непрограммными направлениями деятельности в сфере развития инфраструктуры и повышения качества социальных услуг в приграничных населенных пунктах. С учетом нужд приграничных населенных пунктов предусматривается развитие:
объектов коммунального хозяйства (строительство и реконструкция тепловых сетей, сетей водоснабжения, канализационных сооружений и очистных сооружений);
объектов транспортной инфраструктуры (развитие в сельской местности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, обеспечивающих приграничные населенные пункты постоянной круглогодичной связью с административными центрами);
объектов социальной инфраструктуры (модернизация материально-технической базы образовательных организаций, учреждений культуры, спортивных объектов, медицинских учреждений, обеспечение дальневосточных приграничных территорий объектами фельдшерско-акушерских пунктов);
подвижной радиотелефонной связи, широкополосного доступа (в том числе мобильного) к сети "Интернет" социальных учреждений дальневосточных приграничных территорий;
мобильных центров занятости населения и профориентации.
В целях обеспечения качества жизни населения приграничных муниципальных образований в ходе реализации настоящей Концепции предлагается ограничить реализацию и пересмотреть уже реализованные меры по оптимизации системы социальных объектов и социальных программ.
Принять меры по сохранению в приграничных населенных пунктах фельдшерско-акушерских пунктов, общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования, больниц, реабилитационных центров, спортивных центров и учреждений культуры, объектов социального жилого фонда, социальных автопарков, отделений почтовой связи и обеспечению населения услугами подвижной радиотелефонной связи и фиксированной связи.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны уделять особое внимание созданию новых возможностей для творческой самоорганизации, духовного обогащения и культурного развития населения, воспитанию гражданственности и патриотизма в целях снижения рисков асоциального поведения населения приграничных населенных пунктов.
Сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предполагается осуществить путем организации методического обеспечения реализации общественно-исторических проектов с участием негосударственных институтов в социальной сфере.
Важным фактором для привлечения частных инвестиций в создание и модернизацию инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры приграничных населенных пунктов является наличие регионального законодательства о государственно-частном партнерстве.
Субъектами Российской Федерации, входящими в Дальневосточный федеральный округ, устанавливаются перспективные направления инвестиционной деятельности и объекты инвестиционных соглашений и иных договоров в сфере строительства и реконструкции объектов инфраструктуры населенных пунктов, в том числе объекты транспортной инфраструктуры, системы коммунальной инфраструктуры, объекты благоустройства, энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, системы передачи и распределения энергии, объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения, объекты образования, культуры и социального обслуживания, иные объекты социально-культурного назначения, а также объекты жилищного фонда.
Развитие системы дополнительного образования детей с привлечением частных инвестиций предполагается обеспечить путем установления равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей, а также совершенствования организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей.
Этому будет способствовать завершение процесса внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях предоставления возможности использования ресурсов негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования (частных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, индивидуальных предпринимателей). Предполагается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по дополнительному финансовому обеспечению мероприятий по реализации государственными, муниципальными и частными организациями дополнительного образования дополнительных образовательных программ.
Привлечение к развитию системы дошкольного образования индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, учредительными документами которых предусмотрена деятельность в сфере предоставления образовательных услуг, предлагается обеспечить за счет информационного содействия в организации групп присмотра, ухода и оздоровления детей дошкольного возраста и др.
Дополнительной мерой стимулирования привлечения частных инвестиций к созданию и модернизации инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры приграничных населенных пунктов является организация предоставления в целях строительства социально значимых объектов юридическим лицам, зарегистрированным в Российской Федерации, сформированных земельных участков в безвозмездное пользование без проведения торгов с последующим их предоставлением в собственность.
5. Защита дальневосточных приграничных территорий
от возникновения чрезвычайных ситуаций
Обеспечение защиты дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных в том числе наводнениями, а также обеспечение эпизоотического благополучия в отношении карантинных и особо опасных болезней животных предполагает:
проведение берегоукрепительных работ, строительство, обустройство профилактической полосы, реконструкцию сооружений инженерной защиты и очистных сооружений приграничных населенных пунктов, расположенных в бассейне р. Амур и р. Аргунь;
реализацию совместного с Китайской Народной Республикой комплекса научно-исследовательских мероприятий и инженерно-технических мер по защите дальневосточных приграничных территорий от наводнений;
проведение комплекса мер по экологическому мониторингу водных ресурсов трансграничных водных объектов и прогнозированию состояния окружающей среды на дальневосточных приграничных территориях, включая разработку мер по предотвращению и сокращению сбросов загрязняющих веществ;
обеспечение потребности дальневосточных приграничных территорий в объектах ветеринарного профиля, в том числе в ветеринарных лабораториях и ветеринарных лечебницах;
установление карантинной полосы вдоль государственной границы Российской Федерации, проходящей по дальневосточным приграничным территориям;
обеспечение профилактики природных пожаров и противопожарного обустройства дальневосточных приграничных территорий в целях предупреждения переходов лесных пожаров через государственную границу Российской Федерации в пределах Республики Бурятия и Забайкальского края и Монголии. Указанное направление защиты приграничных территорий является актуальным для Республики Бурятия и Забайкальского края, которые имеют сухопутную (не речную) границу с Монголией и Китайской Народной Республикой, при этом дальневосточные приграничные территории относятся к районам повышенного риска возникновения лесных пожаров и их перехода через государственную границу Российской Федерации.
6. Создание условий для развития экономики
Создание условий для развития экономики, в том числе для развития малого и среднего предпринимательства, предполагает:
разработку комплекса мероприятий по организации участия институтов развития и финансовых институтов в развитии дальневосточных приграничных территорий, включая использование инструментов региональных инвестиционных программ;
разработку механизмов увеличения доли закупаемых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, в общем объеме государственного и муниципального заказа;
разработку механизмов увеличения доли закупаемых товаров, работ и услуг юридическими лицами, указанными в Федеральном законе "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", у субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, в общем объеме закупок, осуществляемых этими юридическими лицами;
разработку дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, в том числе предоставление целевых грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственное дело, субсидирование части затрат на оплату электроэнергии, возведение объектов капитального строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, а также на привлечение и обучение молодых квалифицированных кадров;
обеспечение доступа через сеть "Интернет" к каталогу предприятий, зарегистрированных на приграничных территориях, перечню их продукции и услуг, перечню инвестиционных предложений по развитию дальневосточных приграничных территорий и реестру мер государственной и муниципальной поддержки предпринимательской деятельности;
реализацию проектов по популяризации экономической деятельности на дальневосточных приграничных территориях средствами массовой информации, а также проектов мотивации граждан и субъектов предпринимательства к вовлечению в экономические процессы на дальневосточных приграничных территориях.
"Точками роста" приграничных муниципальных образований в развитии малого и среднего предпринимательства станут создание бизнес-инкубаторов и центров продвижения продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, создание технопарков, индустриальных парков и туристических кластеров.
Перспективным инструментом финансирования инвестиционных проектов является получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Возмещению субъекту Российской Федерации подлежат полностью или частично затраты на создание объектов инфраструктуры в размере, не превышающем размера фактически уплаченных в федеральный бюджет федеральных налогов и таможенных пошлин резидентами индустриального парка или технопарка, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Наиболее благоприятными территориями для таких проектов являются городские агломерации (гг. Хабаровск, Благовещенск, Уссурийск и Краснокаменск), имеющие преимущества за счет близости к рынкам рабочей силы, рынкам сбыта, наличия развитой коммуникации, транспортной и инженерной инфраструктуры. Перспективными являются направления в сфере транспортно-логистической деятельности, фармацевтической деятельности, производства строительных материалов, деревообработки, переработки (транспортированию, обработке, утилизации) твердых бытовых отходов, а также в сфере сельскохозяйственного производства.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности создан в связи с установлением режима свободного порта Владивосток, в границы которого вошли в том числе приграничные территории Приморского края - Уссурийский городской округ, Октябрьский, Пограничный, Хасанский и Ханкайский муниципальные районы.
7. Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства
В рамках настоящей Концепции предполагается выполнение следующих мероприятий:
разработка дополнительных мер государственной поддержки, направленных на модернизацию и развитие агропромышленного комплекса дальневосточных приграничных территорий, включая развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, увеличение объемов производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также развитие рыболовства и рыбоводства;
предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в пользование на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства для развития инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса;
проведение комплекса мероприятий по предотвращению выбытия земель сельскохозяйственного назначения и вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, включая мероприятия по сокращению срока неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения, по истечении которого земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят;
проведение анализа в отношении импорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, формирование мер стимулирования создания производств на приграничных территориях, обеспечивающих импортозамещение сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
поддержка экспортоориентированных сельскохозяйственных производителей;
увеличение доли налоговых сборов, поступающих в региональные бюджеты приграничных территорий.
Перспективными проектами по развитию сельскохозяйственного потенциала приграничных муниципальных образований и развитию производств по выпуску импортозамещающей продукции являются:
создание агропромышленных парков и организация на их базе современного тепличного хозяйства по выращиванию овощной продукции (томаты, огурцы, листовой салат, зеленые культуры), производственных цехов по их переработке и хранению, а также производств по глубокой переработке сои и зерна;
создание кооперативов по заготовке и переработке дикоросов, продукции пчеловодства, ягод и грибов;
развитие животноводства, в том числе строительство животноводческих комплексов, молочных заводов и модульных комплексов по переработке молока и производству сыров;
развитие рыбохозяйственной деятельности в пресноводных водных объектах;
кооперация действующих в бассейне озера Ханка рыбохозяйственных предприятий;
организация на дальневосточных приграничных территориях деятельности оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, осуществляющих сбор сельскохозяйственной продукции, в том числе произведенной крестьянскими фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, ее хранение и сбыт (в перспективе возможно создание на базе этих центров перерабатывающих площадок с выпуском готовой пищевой продукции);
развитие современных направлений аквакультуры (в том числе марикультуры) - воспроизводство популяций рыб осетровых и лососевых пород (в бассейнах озера Ханки и р. Амур) и выращивание наиболее ценных, востребованных на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона гидробионтов (в акватории Японского моря).
8. Реализация туристско-рекреационного потенциала
Реализация туристско-рекреационного потенциала предполагает осуществление следующих мероприятий:
разработка дополнительных мер государственной поддержки, направленных на развитие туристической инфраструктуры на дальневосточных приграничных территориях, включая субсидирование строительства и реконструкцию транспортной и инженерной инфраструктуры, подготовку кадров и обеспечение кредитных лимитов;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства при создании и развитии туристско-рекреационных и культурно-просветительских зон международного сотрудничества на дальневосточных приграничных территориях, что подразумевает в том числе формирование и развитие регионального законодательства о государственно-частном партнерстве, устанавливающего приоритетные направления инвестиционной деятельности, объекты инвестиционных соглашений и иных договоров, а также формы участия в нем субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
дополнение перечня портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;
размещение сведений в средствах массовой информации (телевидение, радио, сеть "Интернет"), разработка системы фестивалей, конкурсов и других массовых мероприятий, направленных на популяризацию туристических маршрутов на дальневосточных приграничных территориях, информирование населения о расположенных на них природных, культурно-исторических, религиозных и национальных памятниках и объектах (в том числе в зарубежных средствах массовой информации);
создание экологических, культурно-познавательных туристических маршрутов, ориентированных в том числе на развитие круизного и яхтенного туризма, а также на осуществление любительского и спортивного рыболовства.
"Точками роста" приграничных муниципальных образований в развитии их туристско-рекреационного потенциала станет создание крупных туристско-рекреационных территорий и культурно-просветительских зон приграничного сотрудничества на территории российской части о. Большой Уссурийский в Хабаровском крае, г. Благовещенска в Амурской области, Хасанского района в Приморском крае, пгт Забайкальск и г. Краснокаменск в Забайкальском крае, г. Кяхта в Республике Бурятия.
9. Развитие приграничного сотрудничества
Развитие приграничного сотрудничества в реализации инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно-ориентированных производств, а также производственной инфраструктуры предполагает:
оценку потенциала и конкурентоспособности отраслей экономики, а также продукции, производимой на дальневосточных приграничных территориях, в сравнении с приграничными территориями сопредельных государств;
определение приоритетных форм сотрудничества и торговли на дальневосточных приграничных территориях и формирование типовых моделей производственных коопераций;
обеспечение условий, закрепленных международными договорами и соглашениями Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой в сфере приграничного сотрудничества;
формирование механизма стабилизации собственных доходов бюджета приграничных муниципальных образований за счет реализации новых инвестиционных проектов и проектов приграничного сотрудничества;
применение особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на дальневосточных приграничных территориях, включая налоговые, таможенные и тарифные меры регулирования, особые режимы осуществления внешнеэкономической деятельности при реализации инвестиционных проектов, осуществлении приграничной торговли в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности по наиболее перспективным направлениям, включая меры государственной поддержки, будет сформирован за счет создания территорий опережающего социально-экономического развития в соответствии с указанным Федеральным законом.
На дальневосточных приграничных территориях уже созданы территории опережающего социально-экономического развития "Амуро-Хинганская" (Еврейская автономная область), "Михайловский" (Приморский край), "Приамурская" (Амурская область), "Свободный" (Амурская область), "Хабаровск" (Хабаровский край) и "Краснокаменск" (Забайкальский край).
Перспективы для создания территорий опережающего социально-экономического развития имеются и в других приграничных муниципальных образованиях, в том числе на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Таким образом, предполагается дополнительное привлечение инвестиций в экономику Приморского края (пос. Ярославский, Хорольский район, с. Светлогорье, Пожарский район), Амурской области (г. Свободный), Забайкальского края (г. Краснокаменск) и Республики Бурятия (г. Закаменск).
В целях привлечения инвестиций в реализацию проектов и развития приграничного сотрудничества требуется актуализировать перечень ключевых проектов регионального сотрудничества в рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы).
Дальнейшее развитие приграничного сотрудничества возможно в сфере установления кооперационных связей и наращивания объемов приграничной торговли, развития транспортной сети и логистической инфраструктуры, развития международного туризма, сотрудничества в сфере образования, науки и культуры, охраны окружающей среды.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Приморском крае являются:
содействие развитию международных транспортных коридоров, интеграции с транспортной сетью Северо-Восточной Азии, созданию благоприятной инвестиционной и деловой среды для увеличения спроса на транзитные перевозки и развитию соответствующей транспортной инфраструктуры;
кооперация действующих и создание новых сельскохозяйственных предприятий по производству риса, кукурузы и комбикормов, а также развитие животноводства, производства и переработки мяса;
улучшение использования древесного сырья на основе создания предприятий по переработке низкотоварной древесины;
создание предприятий по производству медикаментов и пищевых добавок на основе биологически активных веществ;
развитие туризма, санаторно-курортного лечения, строительство объектов туристической инфраструктуры;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем озера Ханка и повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных комплексов.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Хабаровском крае являются:
производственная кооперация, направленная на переработку сырья;
совместное производство различных видов машиностроительной продукции;
развитие транспортных коридоров и обеспечение выхода предприятий северо-восточных районов Китая к морским портам Хабаровского края;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем рек Амура, Уссури, Аргун и Селенги, повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных и морских комплексов, воспроизводства лесных ресурсов и лесов.
В Еврейской автономной области основу приграничного сотрудничества могут составить:
научные исследования по повышению эффективности использования пахотных земель для производства пшеницы, ячменя, кукурузы, сои, овощей и продовольственной бахчи;
организация совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания из сои, зерна, картофеля, овощей и продукции животноводства.
Важными направлениями приграничного сотрудничества для Амурской области являются выращивание и переработка сои, развитие туризма, санаторно-курортного лечения, а также строительство объектов туристической инфраструктуры.
В Забайкальском крае и Республике Бурятия основными направлениями приграничного сотрудничества являются:
создание предприятий по добыче и переработке природных ресурсов (лесных, минерально-сырьевых) и сельскохозяйственной продукции;
строительство объектов трансграничной, приграничной, транспортной и туристической инфраструктуры;
развитие транспортных коридоров для реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала Забайкальского края и Республики Бурятия с последующим выходом к транспортной инфраструктуре Китайской Народной Республики (центральная часть), а также к международным морским портам;
развитие туризма и трансграничных международных туристических маршрутов, санаторно-курортного лечения и формирование доступной и комфортной туристической среды приграничных территорий;
сотрудничество в сферах изучения экологических проблем трансграничных озерно-речных комплексов (р. Селенга, р. Амур, р. Аргунь, оз. Байкал, оз. Хугсугул), воспроизводства лесных ресурсов, защиты приграничных территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций трансграничного характера;
сотрудничество в сфере образования, совместной подготовки переводческих кадров для крупных российско-китайских и российско-монгольских проектов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности дальневосточных приграничных территорий планируется проведение комплекса мер, направленных на создание и развитие системы брендов дальневосточных приграничных территорий, проведение форумов, осуществление выставочной и ярмарочной деятельности, презентация экспортного и инвестиционного потенциала приграничных территорий на площадках дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и за рубежом, а также в рамках выставочных и конгрессных мероприятий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
10. Создание условий, способствующих
прохождению экспортных и импортных товаров через
дальневосточные приграничные территории
Создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории, включая развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации и развитие транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков, предполагает:
обеспечение оборудования и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Дальневосточного федерального округа;
установление и строительство новых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
развитие международных транспортных коридоров между Российской Федерацией в пределах Дальневосточного федерального округа, Китайской Народной Республикой, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства при создании и модернизации трансграничных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, пунктов пропуска, создание современной сервисной, инженерной и транспортной инфраструктуры пунктов пропуска.
В целях интеграции с международной транспортной системой и повышения торгово-экономического сотрудничества с сопредельными странами предполагается строительство и развитие трансграничной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства, включая развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", модернизацию и развитие Центрального железнодорожного коридора Республики Бурятия (Улан-Удэ - Наушки - Сухэ-Батор - Улан-Батор - Замын-Удэ - Эрлянь - Уланчаб - Чжнцзякоу - Пекин - Тяньцзинь), пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, железной дороги от пгт Хасан (Приморский край) до станции Раджин (Корейская Народно-Демократическая Республика), 3 мостовых переходов через р. Амур в районе г. Благовещенска (Амурская область) и г. Хэйхэ (Китайская Народная Республика) и в районе населенного пункта Нижнеленинское (Еврейская автономная область) к г. Тунцзян (Китайская Народная Республика) и в районе населенного пункта Покровка (Забайкальский край) к населенному пункту Логухэ (Китайская Народная Республика), создание первого зернового железнодорожного терминала Забайкальск-Манчжурия.
11. Новое качество работы управленческих команд
Создание эффективной системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций к развитию дальневосточных приграничных территорий, а также повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на дальневосточных приграничных территориях предполагает:
проведение социологических исследований и опросов граждан, проживающих на дальневосточных приграничных территориях, а также представителей предприятий, осуществляющих свою деятельность на этих территориях;
мониторинг социально-экономического положения дальневосточных приграничных территорий;
внедрение лучших практик в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
подготовку методических рекомендаций по привлечению федерального финансирования, средств региональных инвестиционных программ, финансовых институтов и инструментов развития на реализацию проектов в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
организацию системы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, субъектов предпринимательской деятельности и общественных организаций, в том числе создание в рамках статьи 32 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" некоммерческих организаций, по вопросам развития дальневосточных приграничных территорий.
Одним из эффективных решений может стать создание некоммерческой организации, объединяющей различные органы публично-правовой власти и бизнеса дальневосточных приграничных территорий. Такая организация могла бы решать процедурные вопросы при осуществлении хозяйственной деятельности на дальневосточных приграничных территориях, вопросы рационального использования местных производственных, трудовых и сырьевых ресурсов, осуществлять обмен опытом в решении задач развития указанных территорий.
V. Реализация Концепции
Реализация основных направлений настоящей Концепции осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями.
Реализация настоящей Концепции не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В целях выполнения настоящей Концепции субъектами Российской Федерации могут быть разработаны региональные программы развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований.
Реализация основных направлений, предусмотренных разделом IV настоящей Концепции, будет выполняться в соответствии с планом мероприятий по ее реализации, разрабатываемым не менее чем на 3-летний период.
Решения, принимаемые в отношении механизмов и объемов финансирования настоящей Концепции, конкретизируются и регулируются самостоятельными правовыми актами, которые разрабатываются и принимаются в установленном порядке.
VI. Риски реализации Концепции
1. Административные риски
Административные риски могут возникнуть в случае отсутствия координации между разными уровнями государственной власти, а также в случае разрозненности мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что может привести к невыполнению цели и задач настоящей Концепции.
В целях минимизации административных рисков необходимо создать межведомственную рабочую группу по развитию дальневосточных приграничных территорий и разработать согласованный план мероприятий по реализации настоящей Концепции.
2. Финансовые риски
К финансовым рискам относятся такие риски, как отсутствие финансирования или недофинансирование мероприятий государственных программ Российской Федерации или государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие дальневосточных приграничных территорий, включая недостаточность бюджетных средств.
В целях минимизации финансовых рисков необходимо выполнить следующие мероприятия:
разработать согласованный план мероприятий по реализации настоящей Концепции;
рассмотреть при разработке плана мероприятий по реализации настоящей Концепции в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, и на основании принятых Правительством Российской Федерации решений возможность включения мероприятий, направленных на развитие дальневосточных приграничных территорий, в отдельные государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, а также в государственные программы субъектов Российской Федерации;
предусмотреть в плане мероприятий по реализации настоящей Концепции широкое применение на уровне субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, инструментов государственно-частного партнерства;
предусмотреть привлечение к реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов институтов развития и финансовых институтов, в том числе международных.
3. Экологические риски
К экологическим рискам реализации настоящей Концепции относятся риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и нарушения экосистемы дальневосточных приграничных территорий под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Восточная российско-китайская граница на протяжении 4300 километров полностью (кроме сухопутного участка от озера Ханка до р. Туманная) проходит по р. Амуру и его главным притокам (реки Аргунь, Уссури). Бассейн р. Амура занимает чуть больше 2 млн. кв. километров. Российская часть занимает 49 процентов площади бассейна р. Амура, а регионы Китайской Народной Республики (провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, автономный район Внутренняя Монголия) - 42 процента бассейна этой реки, остальное приходится на Монголию.
Водный режим р. Амура характеризуется сравнительно слабо выраженным весенним половодьем, высокими летними паводками, следующими один за другим и создающими общее высокое летне-осеннее половодье. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера достаточно высок.
В результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в августе 2013 г., была подтоплена значительная площадь приграничных территорий, включая сельскохозяйственные земли и производственные площадки.
Предотвращение рисков повторного возникновения чрезвычайных ситуаций и создание нормальных условий для осуществления предпринимательской деятельности обусловливает необходимость проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, проведению берегоукрепительных работ, строительство, реконструкцию сооружений инженерной защиты, очистных сооружений приграничных населенных пунктов, расположенных в бассейне р. Амура, а также создание системы мониторинга, прогнозирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.
VII. Этапы реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в 2015 - 2025 годах в 2 этапа.
На I этапе (2015 - 2016 годы) реализации настоящей Концепции предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на создание механизмов ее реализации.
На федеральном уровне планируются следующие мероприятия:
создание межведомственной рабочей группы по развитию дальневосточных приграничных территорий;
разработка и утверждение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции, включая разработку критериев и показателей оценки (индикаторов) эффективности реализации настоящей Концепции;
определение приграничных муниципальных образований как территорий с особым статусом с указанием конкретного вида режима таких территорий (территория опережающего социально-экономического развития, зона территориального развития, особая экономическая зона) - в целях повышения собственной налоговой базы приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет реализации новых инвестиционных проектов;
стимулирование применения механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
На региональном уровне планируются следующие мероприятия:
инвентаризация конкурентных преимуществ и определение "точек роста" приграничных муниципальных образований исходя из уровня их социально-экономического развития;
формирование перечня (реестра) первоочередных мероприятий, выполняемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по вопросам местного значения, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации;
разработка и утверждение региональных программ развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований;
разработка предложений по созданию эффективной системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций к развитию дальневосточных приграничных территорий, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
разработка и принятие правовых актов Российской Федерации и органов государственной власти, обеспечивающих достижение целей, реализацию задач и основных направлений развития дальневосточных приграничных территорий;
разработка и утверждение концепций и проектов развития приграничных муниципальных образований, а также пилотных проектов по основным направлениям настоящей Концепции.
На II этапе (2017 - 2025 годы) предполагается:
реализация региональных программ развития дальневосточных приграничных территорий, их мониторинг и оценка эффективности;
реализация проектов развития отдельных приграничных территорий и пилотных проектов по основным направлениям настоящей Концепции;
развитие взаимодействия и сотрудничества с зарубежными и международными органами и организациями по основным направлениям настоящей Концепции;
распространение пилотных проектов и лучших практик реализации настоящей Концепции в пределах дальневосточных приграничных территорий.
Методическое и информационное сопровождение основных направлений развития дальневосточных приграничных территорий формируется на всех этапах реализации настоящей Концепции.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
По итогам реализации настоящей Концепции будут достигнуты следующие ожидаемые результаты:
экономическое развитие приграничных территорий, основанное на формировании и удержании конкурентных преимуществ;
создание условий для роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях;
создание условий для эффективного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего потребности населения дальневосточных приграничных территорий в продуктах питания;
создание условий для эффективного использования туристско-рекреационного потенциала, обеспечение имиджа и сохранение культурно-исторических ценностей Российской Федерации;
создание новых экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств (в том числе в рамках приграничного сотрудничества), обеспечивающих диверсификацию экономики дальневосточных приграничных территорий;
модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни на дальневосточных приграничных территориях;
повышение качества состояния водных ресурсов трансграничных водных объектов, минимизация рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
достижение социальной устойчивости дальневосточных приграничных территорий, а также развитие человеческого потенциала;
улучшение демографических показателей на дальневосточных приграничных территориях, включая повышение рождаемости, снижение показателей смертности населения и снижение миграционного оттока населения;
привлечение дополнительных трудовых ресурсов на дальневосточные приграничные территории;
создание трансграничных объектов транспортной инфраструктуры в целях увеличения скорости и объемов транспортного сообщения с сопредельными государствами и развития транзитного потенциала дальневосточных приграничных территорий;
повышение качества государственного и муниципального управления.