Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 823 (ред. от 12.07.2021) "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" (вместе с "Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики")

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2009 г. N 823

О СХЕМАХ И ПРОГРАММАХ
ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики.

2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центральных аппаратов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2009 г. N 823

ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ СХЕМ И ПРОГРАММ
ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики.

2. В соответствии с настоящими Правилами разрабатываются:

генеральная схема размещения объектов электроэнергетики;

схема и программа развития Единой энергетической системы России, включающие схему и программу развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период;

схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации.

3. Основными целями разработки схем и программ перспективного развития электроэнергетики являются развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечение удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики.

4. Задачами формирования схем и программ перспективного развития электроэнергетики являются:

а) обеспечение надежного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем в долгосрочной перспективе;

б) обеспечение баланса между производством и потреблением в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в том числе предотвращение возникновения локальных дефицитов производства электрической энергии и мощности и ограничения пропускной способности электрических сетей;

в) скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию, а также вывода из эксплуатации объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей;

г) информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, инвесторов;

д) обеспечение координации планов развития топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, программ (схем) территориального планирования и схем и программ перспективного развития электроэнергетики.

5. Основными принципами формирования схем и программ перспективного развития электроэнергетики являются:

а) экономическая эффективность решений, предлагаемых в схемах и программах перспективного развития электроэнергетики, основанная на оптимизации режимов работы Единой энергетической системы России;

б) применение новых технологических решений при формировании долгосрочных схем и программ перспективного развития электроэнергетики;

в) скоординированность схем и программ перспективного развития электроэнергетики и инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;

г) скоординированное развитие магистральной и распределительной сетевой инфраструктуры;

д) скоординированное развитие сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей;

е) публичность и открытость государственных инвестиционных стратегий и решений;

ж) соблюдение требований к планированию развития электроэнергетической системы, установленных Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и положений методических указаний по проектированию развития энергосистем, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики (далее - уполномоченный орган в сфере электроэнергетики).

II. Разработка генеральной схемы размещения
объектов электроэнергетики

6. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (далее - генеральная схема) разрабатывается в целях:

формирования структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов, а также создания условий для обеспечения перспективного баланса производства и потребления в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, предотвращения прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности наиболее эффективными способами с учетом прогнозируемых режимов работы энергосистем при работе в условиях максимальных и минимальных нагрузок, необходимого технологического резерва и основных технологических ограничений перетока электрической энергии;

определения основных направлений размещения линий электропередачи и подстанций, относимых к межсистемным связям и необходимых для обеспечения баланса производства и потребления по объединенным энергетическим системам, а также обеспечения нормального электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России и выдачи мощности новых либо увеличения выдачи мощности существующих электрических станций, установленная мощность которых соответствует параметрам, указанным в пункте 13 настоящих Правил.

Генеральная схема формируется на 15 лет (с корректировкой не реже 1 раза в 3 года) с детализацией по объединенным энергетическим системам.

7. Для разработки и корректировки генеральной схемы используется долгосрочный прогноз спроса на электрическую энергию и мощность (далее - долгосрочный прогноз спроса), разрабатываемый уполномоченным органом в сфере электроэнергетики, на основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, статистических данных о фактическом потреблении электрической энергии, прогнозе минимальных и максимальных объемов потребления мощности, а также данных, предоставляемых крупными энергоемкими потребителями электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт.

Долгосрочный прогноз спроса определяет прогнозы потребления электрической энергии и мощности на 15 лет по объединенным энергетическим системам с учетом различных сценариев спроса на электрическую энергию и мощность.

8. Долгосрочный прогноз спроса рассматривается на Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики и включается в генеральную схему. Корректировка долгосрочного прогноза спроса производится не реже чем 1 раз в 3 года.

9. Генеральная схема разрабатывается уполномоченным органом в сфере электроэнергетики при участии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением (далее - орган государственного регулирования тарифов), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", системного оператора, организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и представляется в Правительственную комиссию по вопросам развития электроэнергетики.

Генеральная схема представляется уполномоченным органом в сфере электроэнергетики в Правительство Российской Федерации для утверждения.

10. При разработке генеральной схемы учитываются:

а) энергетическая стратегия России (в части электроэнергетики);

б) перспективные планы генерирующих компаний по вводу и выводу из эксплуатации генерирующего оборудования на долгосрочную перспективу, установленная мощность которого соответствует параметрам, предусмотренным подпунктами "в" - "е" пункта 13 настоящих Правил;

в) данные о планах по строительству объектов электроэнергетики, в том числе о перечне, сроках, местах расположения, вводимой мощности, виде используемого топлива, включенных в федеральные целевые и федеральные адресные целевые программы, программу деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период, а также аналогичные данные о планах по строительству объектов электроэнергетики, строительство которых предполагается осуществлять за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

г) предложения системного оператора о перечне и размещении объектов электроэнергетики, в том числе о перечне и размещении объектов, необходимых для достижения технологической сбалансированности и допустимости перспективных режимов работы Единой энергетической системы России с учетом технологических ограничений перетока электрической энергии, а также данные о функционировании Единой энергетической системы России в предшествующем периоде;

д) предложения субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах о перечне генерирующих и сетевых объектов и их размещении на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

е) предложения организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и иных лиц, владеющих на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, входящими в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, о планируемых к реализации и реализуемых проектах по развитию единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также данные о ее функционировании в период, предшествующий утверждению генеральной схемы;

ж) предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о перечне объектов электроэнергетики и их размещении на территории субъектов Российской Федерации;

з) схемы и программы развития, реализуемые собственниками и владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и Единой системы газоснабжения;

и) информация, представляемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потребителями электрической энергии, о планируемых инвестиционных проектах на территории субъектов Российской Федерации, в том числе о перечне объектов, строительство которых предполагается осуществлять на территории субъекта Российской Федерации, об их присоединяемой мощности, о сроках ввода в эксплуатацию и местах расположения;

к) информация о прогнозе потребления электрической энергии и мощности крупных энергоемких потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт и энергопринимающие установки которых влияют на электроэнергетический режим работы энергосистемы;

л) информация, представляемая субъектами электроэнергетики, о планах международного сотрудничества в сфере экспорта (импорта) электрической энергии;

м) статистическая информация о фактических балансах производства и потребления по объединенным энергетическим системам;

н) требования к обеспечению надежного и безопасного функционирования электроэнергетических систем, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Представляемый субъектами электроэнергетики перечень информации, необходимой для разработки генеральной схемы, формы и сроки ее представления устанавливаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

12. Уполномоченный орган в сфере электроэнергетики направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потребителям электрической энергии запросы о представлении сведений, необходимых для разработки генеральной схемы.

13. Генеральная схема содержит:

а) долгосрочный прогноз спроса;

б) описание перспективных балансов мощности и электрической энергии с указанием рекомендуемой структуры генерирующих мощностей (атомные, гидро- и гидроаккумулирующие, тепловые электростанции, а также электростанции, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии) и прогноза импорта (экспорта) мощности по объединенным энергетическим системам;

в) информацию о введенных в эксплуатацию на момент составления генеральной схемы тепловых электрических станциях, установленная мощность которых превышает 500 МВт, а также об атомных, гидро- и гидроаккумулирующих электростанциях и электростанциях, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, установленная мощность которых превышает 100 МВт, в том числе информацию о месте расположения, количестве и типе блоков, виде используемого топлива, схеме выдачи мощности указанных электростанций, а также суммарные данные об иных электростанциях с учетом данных о выводе из эксплуатации;

г) информацию о линиях электропередачи и подстанциях, класс напряжения которых равен или превышает 330 кВ, а также об основных линиях электропередачи 220 кВ, обеспечивающих выдачу мощности существующих электрических станций, установленная мощность которых превышает 500 МВт, в том числе информацию о протяженности и трансформаторной мощности указанных объектов электросетевого хозяйства;

д) сведения о планируемом вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации электрических станций, установленная мощность которых превышает 500 МВт, а также всех атомных, гидро- и гидроаккумулирующих электростанций и электростанций, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, установленная мощность которых превышает 100 МВт, суммарные данные о вводе (выводе) иных электрических станций, линий электропередачи и подстанций, класс напряжения которых равен или превышает 330 кВ;

е) сведения о размещении линий электропередачи и подстанций, относимых к межсистемным связям, необходимых для обеспечения баланса производства и потребления по объединенным энергетическим системам, обеспечения нормального электроэнергетического режима работы Единой энергетической системы России и выдачи мощности электрических станций, установленная мощность которых превышает 1000 МВт, а также обеспечивающих ликвидацию технологических ограничений перетока электрической энергии в отдельных частях Единой энергетической системы России;

ж) прогноз спроса на топливо;

з) сведения о развитии экспорта (импорта) электрической энергии и мощности в Российской Федерации;

и) прогноз экологических последствий влияния развития электроэнергетики на окружающую природную среду и предложения по их снижению;

к) меры по обеспечению надежного и безопасного функционирования энергосистем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Генеральная схема используется в качестве основы для:

формирования схемы и программы развития Единой энергетической системы России;

формирования рекомендаций для внесения изменений в энергетическую стратегию России.

15. Генеральная схема является рекомендательным документом для субъектов электроэнергетики при разработке программ развития промышленного производства и жилищного строительства и принятии субъектами электроэнергетики инвестиционных решений.

III. Разработка и утверждение схемы и программы развития
Единой энергетической системы России

16. Схема и программа развития Единой энергетической системы России включают в себя схему и программу развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период и определяют на 7-летний период сбалансированные планы по развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей.

17. Схема и программа развития Единой энергетической системы России разрабатываются системным оператором совместно с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на базе среднесрочного прогноза спроса и представляются ежегодно, до 1 февраля, в уполномоченный орган в сфере электроэнергетики.

18. Схема и программа развития Единой энергетической системы России утверждаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики ежегодно, до 1 марта. Уполномоченный орган в сфере электроэнергетики направляет схему и программу развития Единой энергетической системы России в течение 10 дней со дня утверждения в орган государственного регулирования тарифов и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности.

19. Схема и программа развития Единой энергетической системы России формируются с учетом генеральной схемы на основании:

а) предложений системного оператора по развитию Единой энергетической системы России, в том числе по перечню электрических станций и электросетевых объектов и их размещению, полученных на основе результатов использования перспективной расчетной Единой энергетической системы России и предложений организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью о местах размещения электрических станций и сетей;

б) программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на среднесрочную перспективу в части электроэнергетики (при их наличии), представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) перечня объектов по производству электрической энергии, вводимых в эксплуатацию по результатам проведения конкурентного отбора мощности и конкурсов по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, а также иных принятых в установленном законодательством порядке решений Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о размещении генерирующих мощностей;

г) утвержденных в установленном порядке в предшествующий период инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций;

д) схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке в предшествующий период и представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

е) ежегодного отчета о функционировании Единой энергетической системы России;

ж) данных о результатах контроля реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;

з) предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о перечне и размещении объектов электроэнергетики на территории субъектов Российской Федерации;

и) информации, представляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потребителями электрической энергии о планируемых инвестиционных проектах на территории субъектов Российской Федерации, в том числе о перечне объектов, строительство которых предполагается осуществить на территории субъекта Российской Федерации, их присоединяемой мощности, сроках ввода в эксплуатацию, местах расположения;

к) информации о прогнозе потребления электрической энергии и мощности крупных энергоемких потребителей электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт;

л) утвержденных в установленном порядке требований по обеспечению надежного и безопасного функционирования электроэнергетических систем и электроснабжения потребителей;

м) данных о планах по строительству объектов электроэнергетики, в том числе об их перечне, о сроках, местах расположения, вводимой мощности, виде используемого топлива, включенных в долгосрочные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, ведомственные целевые программы, программу деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период.

20. Представляемый субъектами электроэнергетики перечень информации, необходимой для разработки схемы и программы развития Единой энергетической системы России, формы и сроки ее представления устанавливаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

21. Уполномоченный орган в сфере электроэнергетики при обращении системного оператора и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью запрашивает у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потребителей электрической энергии сведения, необходимые для разработки схемы и программы развития Единой энергетической системы России, и предоставляет их системному оператору и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

22. Программа развития Единой энергетической системы России разрабатывается на 7 лет и включает в себя в отношении каждого года планирования:

а) схему развития Единой энергетической системы России;

б) прогноз спроса по территориям субъектов Российской Федерации, основанный на наиболее вероятном сценарии спроса на электрическую энергию и мощность из учтенных в долгосрочном прогнозе спроса и разрабатываемый системным оператором исходя из статистических данных о фактическом потреблении электрической энергии, данных о прогнозе максимальных и минимальных объемов потребления мощности, данных о заявках на технологическое присоединение, данных, представляемых крупными энергоемкими потребителями электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 20 МВт, информации, подтвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об инвестиционных проектах, реализация которых планируется на территории субъекта Российской Федерации, а также данных о максимальных объемах потребления мощности по узловым подстанциям, представляемых сетевыми организациями;

в) прогноз требуемого увеличения мощностей для удовлетворения спроса на электрическую энергию;

г) перечень реализуемых и перспективных проектов по развитию электрических сетей, выполнение которых с учетом результатов использования перспективной расчетной модели Единой энергетической системы России необходимо для обеспечения прогнозного спроса на электрическую энергию (мощность) в Единой энергетической системе России, предусмотренного программой развития Единой энергетической системы России, надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии в ней, которые соответствуют требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также для обеспечения снижения влияния технологических и системных ограничений на цены, складывающиеся на рынках электрической энергии, и для выполнения требований к обеспечению регулирования (компенсации) реактивной электрической мощности;

д) описание региональной структуры перспективных балансов мощности и электрической энергии с указанием рекомендуемой структуры генерирующих мощностей (атомные, гидро- и гидроаккумулирующие, тепловые электростанции, а также электростанции, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии) и прогнозных объемов импорта (экспорта) электрической энергии и мощности;

е) прогноз спроса на топливо организаций электроэнергетики;

ж) требования к развитию средств диспетчерского и технологического управления, в том числе системам телемеханики и связи, системам противоаварийной и режимной автоматики, релейной защиты и автоматики;

з) оценку плановых значений показателя надежности оказываемых услуг в отношении организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных перечнем реализуемых и перспективных проектов по развитию магистральных и распределительных сетей.

23. Схема развития Единой энергетической системы России является неотъемлемой частью программы развития Единой энергетической системы России и разрабатывается с учетом результатов использования перспективной расчетной модели Единой энергетической системы России и включает:

а) существующие, планируемые к строительству, в том числе по результатам проведенных процедур конкурентного отбора мощности и по результатам конкурсов инвестиционных проектов по формированию перспективного технологического резерва мощностей, а также выводу из эксплуатации электрические станции, установленная мощность которых превышает 25 МВт;

б) существующие, планируемые к строительству и выводу из эксплуатации линии электропередачи и подстанции, проектный номинальных класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше, межгосударственные линии электропередачи, а также линии электропередачи 110 кВ и выше, обеспечивающие выдачу мощности существующих и планируемых к строительству электрических станций, установленная мощность которых превышает 25 МВт;

в) сводные данные по развитию электрической сети, класс напряжения которой ниже 220 кВ, на основании данных схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации.

24. Схема и программа развития Единой энергетической системы России используется в качестве основы для:

а) разработки субъектами электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевыми организациями инвестиционных программ, направляемых в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти для согласования и утверждения в установленном порядке;

б) формирования субъектами электроэнергетики инвестиционных программ в части объектов электроэнергетики, учтенных в схеме развития Единой энергетической системы России по итогам проведения конкурентного отбора мощности;

в) формирования среднесрочных планов развития организаций - собственников и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и Единой системы газоснабжения;

г) формирования исходных данных, учитываемых при проведении конкурентных отборов мощности, а также при принятии в установленном законодательством порядке иных решений, направленных на обеспечение ввода генерирующих мощностей;

д) анализа существующих и прогнозируемых технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, прогнозируемой пропускной способности электрической сети и формирования с использованием перспективной расчетной модели Единой энергетической системы России предложений по определению зон свободного перетока электрической энергии (мощности);

е) формирования технических требований при присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям, а также для разработки схем выдачи мощности электрических станций;

ж) формирования предложений по корректировке генеральной схемы;

з) формирования исходных данных, учитываемых при оценке возможности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, разработки технических решений и мероприятий, обеспечивающих возможность вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации.

IV. Разработка и утверждение схем и программ развития
электроэнергетики субъектов Российской Федерации

25. Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации (далее - схемы и программы развития электроэнергетики регионов) разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии системного оператора и сетевых организаций на 5-летний период с учетом схемы и программы развития Единой энергетической системы России.

Системный оператор (субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) осуществляет согласование схем и программ развития электроэнергетики регионов в части прогноза потребления электроэнергии и мощности в энергосистемах (отдельных энергорайонах), а также мероприятий по развитию электрических сетей классом напряжения 110 кВ и выше.

Схемы и программы развития электроэнергетики регионов утверждаются ежегодно, до 1 мая, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Включение генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, отобранных по итогам проведения во втором полугодии 2021 г. в соответствии с пунктом 28(2) настоящих Правил конкурсного отбора проектов строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при подготовке в установленном порядке схемы и программы развития электроэнергетики региона на следующий плановый период.

26. Схемы и программы развития электроэнергетики регионов формируются на основании:

а) схемы и программы развития Единой энергетической системы России;

б) прогноза спроса на электрическую энергию и мощность, разрабатываемого по субъектам Российской Федерации (региональным энергосистемам) и основным крупным узлам нагрузки, расположенным на территории субъекта Российской Федерации;

в) ежегодного отчета о функционировании Единой энергетической системы России и данных мониторинга исполнения схем и программ перспективного развития электроэнергетики;

г) сведений о заявках на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей;

д) предложений системного оператора по развитию распределительных сетей, в том числе по перечню и размещению объектов электроэнергетики, полученных на основе результатов использования перспективной расчетной модели для субъектов Российской Федерации, а также предложений сетевых организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию электрических сетей и объектов генерации на территории субъекта Российской Федерации;

е) предложений субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах о перечне и размещении генерирующих и сетевых объектов на территории субъектов Российской Федерации, относящихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам;

ж) предложений собственников выводимых из эксплуатации объектов электроэнергетики, функционирующих в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, о перечне мероприятий по обеспечению возможности вывода таких объектов из эксплуатации, разработанных и согласованных в соответствии с Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. N 86 "Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации" (далее - Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации).

27. Программы развития электроэнергетики регионов включают в себя в отношении каждого года планирования:

а) схему развития электроэнергетики региона;

б) прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, разрабатываемый системным оператором по субъектам Российской Федерации, региональным энергосистемам и основным крупным узлам нагрузки, расположенным на территории субъекта Российской Федерации, в том числе на основе данных о максимальных объемах потребления по узловым подстанциям, представляемых сетевыми организациями;

в) прогноз спроса на электрическую энергию и мощность, разрабатываемый субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в том числе на основе данных о максимальных объемах потребления по узловым подстанциям, расположенным на территории субъектов Российской Федерации, относящихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам;

г) перспективные балансы производства и потребления электрической энергии и мощности в границах субъекта Российской Федерации;

д) перечень реализуемых и перспективных проектов по развитию территориальных распределительных сетей, выполнение которых необходимо для обеспечения прогнозного спроса на электрическую энергию (мощность) на территории субъекта Российской Федерации и (или) технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, предусмотренного программой развития электроэнергетики соответствующего субъекта Российской Федерации, а также для обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, которые соответствуют требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям;

е) оценку плановых значений показателя надежности оказываемых услуг в отношении территориальных сетевых организаций или их обособленных подразделений, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных перечнем реализуемых и перспективных проектов по развитию территориальных распределительных сетей.

27(1). Программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, относящихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, наряду с положениями, указанными в пункте 27 настоящих Правил, включают в себя технические решения и мероприятия, необходимые для обеспечения возможности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации и устранения предусмотренных Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации негативных последствий, наступление которых возможно в результате такого вывода.

28. Схема развития электроэнергетики региона, являющаяся неотъемлемой частью программы развития электроэнергетики регионов, разрабатывается с учетом результатов использования перспективной расчетной модели для субъектов Российской Федерации и включает в себя следующие разделы:

а) существующие и планируемые к строительству и выводу из эксплуатации линии электропередачи и подстанции, класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ;

б) существующие и планируемые к строительству и выводу из эксплуатации электрические станции, установленная мощность которых превышает 5 МВт;

в) сводные данные по развитию электрической сети, класс напряжения которой ниже 110 кВ;

г) существующие и планируемые к строительству генерирующие объекты, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии, в отношении которых продажа электрической энергии (мощности) планируется или осуществляется на розничных рынках.

28(1). Включение генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона, осуществляется по итогам отбора проектов строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - отбор проектов), проведение которого осуществляется при соблюдении следующих принципов:

на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, - минимизация роста цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для конечных потребителей розничного рынка электрической энергии (мощности), а также непревышение, за исключением предусмотренного абзацем семнадцатым пункта 28(5) настоящих Правил случая, совокупного прогнозного объема производства электрической энергии (мощности) генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии на розничном рынке электрической энергии, которые включены в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона, величины, равной 5 процентам совокупного прогнозного объема потерь электрической энергии (мощности) территориальных сетевых организаций, функционирующих в субъекте Российской Федерации и технологически связанных с Единой энергетической системой России, определенного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на год, в котором проводится отбор проектов. В случае если в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации совокупный прогнозный объем потерь электрической энергии (мощности) территориальных сетевых организаций представлен обобщенно по нескольким субъектам Российской Федерации, то прогнозный объем производства электрической энергии (мощности) генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии на розничном рынке электрической энергии, которые включены в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона, не должен превышать величины, равной произведению 5 процентов совокупного прогнозного объема потерь электрической энергии (мощности) территориальных сетевых организаций в указанных субъектах Российской Федерации и доли прогнозного годового объема потребления электрической энергии в субъекте Российской Федерации, для которого разрабатывается схема и программа развития электроэнергетики, в совокупном объеме прогнозного потребления таких субъектов Российской Федерации;

на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, - снижение в результате реализации инвестиционного проекта стоимости электрической энергии (мощности) на соответствующей территории;

минимизация экологического ущерба;

публичность и открытость.

В предусмотренный подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона включаются существующие и планируемые к строительству генерирующие объекты, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии, проекты строительства которых отобраны по итогам отбора проектов (далее - генерирующий объект, проект строительства которого отобран по итогам отбора проектов), а также генерирующие объекты, указанные в подпункте "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1298 "О вопросах стимулирования использования возобновляемых источников энергии, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", за исключением существующих и планируемых к строительству генерирующих объектов, в отношении которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:

с указанной в предусмотренном подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил разделе схемы развития электроэнергетики региона плановой даты ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, проект строительства которого отобран по итогам отбора проектов, истекло 15 лет, если территория субъекта Российской Федерации, на которой планировалось строительство данного генерирующего объекта, относится к территориям, объединенным в ценовые или неценовые зоны оптового рынка;

с указанной в предусмотренном подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил разделе схемы развития электроэнергетики региона даты, когда в отношении квалифицированного генерирующего объекта впервые установлена цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, истекло 15 лет, если территория субъекта Российской Федерации, на которой планировалось строительство данного генерирующего объекта, относится к территориям, объединенным в ценовые или неценовые зоны оптового рынка;

с указанной в предусмотренном подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил разделе схемы развития электроэнергетики региона плановой даты ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, проект строительства которого отобран по итогам отбора проектов, истек срок возврата инвестиционного капитала, указанный в заявке на участие в отборе проектов, если территория субъекта Российской Федерации, на которой планировалось строительство данного генерирующего объекта, относится к территориям технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем или к территориям, технологически не связанным с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

в соответствии с пунктом 28(7) настоящих Правил принято решение об исключении генерирующего объекта, проект строительства которого отобран по итогам отбора проектов, из указанного в подпункте "г" пункта 28 раздела схемы развития электроэнергетики региона.

28(2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий разработку схемы и программы перспективного развития электроэнергетики соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), вправе принять решение о проведении отбора проектов строительства генерирующих объектов, относящихся к видам генерирующих объектов, указанным в приложении N 5 к Правилам квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии" (далее - Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии), с учетом положений настоящего пункта.

На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые или неценовые зоны оптового рынка, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение о проведении отбора проектов при условии непревышения совокупного прогнозного объема производства электрической энергии (мощности) генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии на розничном рынке электрической энергии, которые включены в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона на дату принятия решения о проведении отбора проектов, величины, равной 5 процентам совокупного прогнозного объема потерь электрической энергии (мощности) территориальных сетевых организаций, функционирующих в субъекте Российской Федерации, определенного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на календарный год, в котором планируется проведение отбора проектов.

В случае принятия решения о проведении отбора проектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит такой отбор проектов в срок до 31 марта соответствующего календарного года (в 2021 году - до 30 ноября 2021 г.). Для проведения отбора проектов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается конкурсная комиссия. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящих Правил.

В случае принятия решения о проведении отбора проектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не менее чем за 60 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в отборе проектов, но не ранее чем через 14 дней со дня принятия указанного решения на официальном сайте в сети "Интернет", а также в печатных изданиях, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации опубликовываются официальные материалы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, опубликовывает следующую информацию, которая не подлежит пересмотру до даты окончания отбора проектов:

а) даты начала и окончания отбора проектов;

б) даты и время начала и окончания подачи заявок;

в) адрес, по которому принимаются заявки, или способы подачи электронных документов, если прием заявок предусмотрен в электронной форме, а также время приема заявок;

г) контактные данные представителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенного правом давать разъяснения о сроках и порядке проведения отбора проектов, требованиях к содержанию и подаче заявок, а также по иным вопросам, связанным с проведением отбора проектов;

д) указание на место нахождения территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

е) указание на тип территории (технологически связанная с Единой энергетической системой России, технологически не связанная с Единой энергетической системой России или технологически изолированная территориальная электроэнергетическая система), для которой проводится отбор проектов;

ж) указание на место нахождения территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России, или технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы на территории субъекта Российской Федерации, для которой проводится отбор проектов, - для проведения отбора проектов на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России;

з) предельный годовой объем производства электрической энергии (мощности), доступный к отбору, выраженный в мегаватт-часах в год и определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом положений абзаца третьего пункта 28(1) настоящих Правил;

и) предельные максимальные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, - для проведения отбора проектов строительства генерирующих объектов на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка;

к) предельные максимальные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, не превышающие средневзвешенного значения регулируемых цен (тарифов) для производителей электрической энергии, учтенных в прогнозном балансе территории или энергетической системы, для которой проводится отбор проектов, на календарный год, в котором проводится отбор проектов, - для проведения отбора проектов строительства генерирующих объектов на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

л) целевые показатели локализации генерирующего оборудования, установленные Правительством Российской Федерации в зависимости от вида генерирующих объектов, - для проведения отбора проектов строительства генерирующих объектов на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка;

м) требования к содержанию заявки, указанные в пункте 28(4) настоящих Правил, а также порядок подачи заявки;

н) дата, время и место вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в отборе проектов.

Срок подачи заявки не может быть менее 5 рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в отборе проектов, установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом дата окончания подачи заявок на участие в отборе проектов не может быть установлена ранее 10 марта и позднее 15 марта года проведения отбора проектов (ранее 9 ноября и позднее 15 ноября - в 2021 году в случае, если решение о проведении отбора проектов в соответствии с пунктом 28(2) настоящих Правил принято после 1 мая 2021 г.).

На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, на отбор проектов может быть заявлен только проект строительства генерирующего объекта, установленная мощность которого равна или более 300 кВт и менее 25 МВт.

28(3). К участию в отборе проектов не допускаются:

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, данные о которых содержатся в реестре лиц, генерирующие объекты (проекты по строительству генерирующих объектов) которых исключены из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится такой отбор;

юридическое лицо (юридические лица), созданное (созданные) в результате реорганизации юридического лица, указанного в абзаце втором настоящего пункта;

юридическое лицо, в котором доля прямого и (или) косвенного участия указанного в абзаце втором настоящего пункта юридического лица или индивидуального предпринимателя составляет более 50 процентов;

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые прямо и (или) косвенно участвуют в указанном в абзаце втором настоящего пункта юридическом лице, и доля такого участия составляет более 25 процентов;

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых установлена недостоверность заверений об отсутствии на дату подачи заявки обстоятельств взаимозависимости с юридическими лицами, указанными в абзацах втором - пятом настоящего пункта.

Сведения о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, действия (бездействие) которых явились в соответствии с пунктом 28(7) настоящих Правил основанием для исключения генерирующего объекта (проекта по строительству генерирующего объекта) из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, вносятся в реестр лиц, генерирующие объекты (проекты по строительству генерирующих объектов) которых исключены из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, ведение которого осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В указанный реестр включаются следующие сведения об участниках отборов проектов:

данные о лице, действия (бездействие) которого явились в соответствии с пунктом 28(7) настоящих Правил основанием для исключения генерирующего объекта (проекта по строительству генерирующего объекта) из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта региона (полное наименование юридического лица, его место нахождения с указанием наименования муниципального образования, адрес юридического лица в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер, если таким лицом является юридическое лицо; фамилия, имя и отчество (если имеется), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, если таким лицом является индивидуальный предприниматель);

идентификационные номера проектов, которые ранее были включены в предусмотренный подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона по итогам отборов проектов на территории субъекта Российской Федерации, в котором проводится такой отбор, и основания, предусмотренные пунктом 28(7) настоящих Правил, в соответствии с которыми такие проекты были исключены из указанного раздела схемы развития электроэнергетики региона.

Указанные сведения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вносит в реестр не позднее 5 рабочих дней с даты принятия решения об исключении проекта (генерирующего объекта) соответствующей организации или индивидуального предпринимателя из схемы развития электроэнергетики региона.

Реестр лиц, генерирующие объекты (проекты по строительству генерирующих объектов) которых исключены из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет.

Сведения о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, действия (бездействие) которых явились в соответствии с пунктом 28(7) настоящих Правил основанием для исключения генерирующего объекта (проекта по строительству генерирующего объекта) из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, подлежат исключению из реестра лиц, генерирующие объекты (проекты по строительству генерирующих объектов) которых исключены из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим пунктом, при одновременном соблюдении следующих условий:

в отношении указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей истекли 5 лет с даты исключения из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики указанного субъекта Российской Федерации последнего из генерирующих объектов (проектов по строительству генерирующих объектов), указанных в абзаце втором настоящего пункта;

указанными в абзаце двенадцатом настоящего пункта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обеспечены ввод в эксплуатацию других генерирующих объектов, проекты по строительству которых были включены в предусмотренный подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики указанного субъекта Российской Федерации или других субъектов Российской Федерации, а также их квалификация в соответствии с Правилами квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии.

При получении уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации от лица, указанного в абзаце втором настоящего пункта и соответствующего условиям, указанным в абзаце тринадцатом настоящего пункта, документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию и квалификацию генерирующих объектов, включенных в предусмотренный подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики указанного субъекта Российской Федерации или других субъектов Российской Федерации и принадлежащих на праве собственности или ином законном основании указанному лицу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет проверку соответствия указанного лица условию, предусмотренному абзацем четырнадцатым настоящего пункта, в течение 5 рабочих дней с даты получения указанных документов. В случае если по итогам указанной проверки подтверждается выполнение лицом, указанным в абзаце втором настоящего пункта, условий, предусмотренных абзацами тринадцатым и четырнадцатым настоящего пункта, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключает из реестра лиц, генерирующие объекты (проекты по строительству генерирующих объектов) которых исключены из предусмотренного подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, сведения о таком лице в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока указанной проверки.

28(4). Организации и индивидуальные предприниматели, намеренные принять участие в отборе проектов, в течение установленного срока подачи заявок на отбор проектов в порядке, опубликованном в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 28(2) настоящих Правил, вправе направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявки на участие в отборе проектов.

Каждая заявка на участие в отборе проектов должна содержать:

а) данные о подавшем заявку лице (далее - участник отбора):

полное наименование юридического лица, его место нахождения с указанием наименования муниципального образования, адрес юридического лица в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер, если заявка подается юридическим лицом;

фамилию, имя и отчество (если имеется), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, если заявка подается индивидуальным предпринимателем;

б) наименование проекта строительства генерирующего объекта;

в) плановую дату ввода генерирующего объекта в эксплуатацию, которая не может наступить позднее 31 декабря календарного года, наступающего через 4 года после года, в котором проводится текущий отбор проектов;

г) плановый объем установленной мощности генерирующего объекта. В отношении проектов строительства генерирующих объектов на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, плановый объем установленной мощности генерирующего объекта должен быть равен или более 300 кВт и менее 25 МВт;

д) плановый годовой объем производства электрической энергии (мощности), выраженный в мегаватт-часах в год, который не может превышать определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "з" пункта 28(2) настоящих Правил предельный годовой объем производства электрической энергии (мощности), доступный к отбору;

е) вид генерирующего объекта, соответствующий одному из видов генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, предусмотренных приложением N 5 к Правилам квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии;

ж) муниципальное образование, в котором планируется реализация проекта;

з) плановую величину стоимости производства одного мегаватт-часа электрической энергии (мощности) с учетом возврата инвестиционного капитала, которая не может превышать опубликованного в соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 28(2) настоящих Правил для соответствующих вида генерирующего объекта и планового года ввода генерирующего объекта в эксплуатацию предельного максимального уровня цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированном генерирующем объекте;

и) плановый срок возврата инвестиционного капитала - в отношении проектов строительства генерирующих объектов на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Плановый срок возврата инвестиционного капитала не может превышать 30 лет;

к) плановый показатель локализации производства генерирующего оборудования, который не может быть ниже установленного Правительством Российской Федерации и опубликованного в соответствии с подпунктом "л" пункта 28(2) настоящих Правил целевого показателя локализации производства генерирующего оборудования для соответствующего вида генерирующего объекта, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "е" настоящего пункта, - в отношении проектов строительства генерирующих объектов на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка;

л) заверение об отсутствии на дату подачи заявки обстоятельств взаимозависимости с организациями, ранее не исполнившими обязательства по строительству на территории субъекта Российской Федерации двух или более генерирующих объектов по итогам проводимого в соответствии с пунктом 28(2) настоящих Правил отбора проектов.

К заявке на участие в отборе проектов прилагаются:

учредительные документы в редакции, действующей на дату подачи заявления, а также документ, подтверждающий факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица, - для юридических лиц;

документ, подтверждающий факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей.

В случае несоответствия заявки на участие в отборе проектов или участника отбора, подавшего заявку, требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, соответствующий проект к отбору не допускается.

Если в составе генерирующего объекта - электрической станции планируется строительство нескольких энергоустановок по производству электрической энергии (энергоблоков), то заявки на участие в отборе проектов подаются отдельно в отношении каждой энергоустановки по производству электрической энергии (энергоблока), которая функционирует на основе использования возобновляемых источников энергии либо в режиме комбинированного использования возобновляемых источников энергии с иными видами топлива, в том числе с иными видами возобновляемых источников энергии. При этом, если несколько энергоустановок по производству электрической энергии (энергоблоков), входящих в состав проекта строительства генерирующего объекта - электрической станции, функционируют на основе использования одного и того же вида возобновляемого источника энергии либо в режиме комбинированного использования одного и того же вида возобновляемых источников энергии с иными видами топлива, то в отношении совокупности указанных энергоустановок по производству электрической энергии (энергоблоков) может быть подана одна заявка на участие в отборе проектов.

28(5). Участники отбора подают заявки на участие в отборе проектов и прилагаемые к ним документы в запечатанных конвертах, не позволяющих просматривать содержание заявок до вскрытия. На конверте указываются наименование отбора проектов и год его проведения, позволяющие определить отбор проектов, на участие в котором подается заявка.

Каждый конверт с заявкой на участие в отборе проектов, поступивший в срок, регистрируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в отборе проектов, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.

Участник отбора вправе подать только одну заявку на участие в отборе проектов в отношении одного проекта.

Прием заявок на участие в отборе проектов прекращается в последний день подачи заявок на участие в отборе проектов со времени окончания подачи таких заявок.

Конверт с заявкой на участие в отборе проектов, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в отборе проектов, не вскрывается, и в случае если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается такому лицу.

В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в отборе проектов не подано ни одной заявки на участие в отборе проектов, отбор проектов признается несостоявшимся.

Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в отборе проектов в дату и время в соответствии с подпунктом "н" пункта 28(2) настоящих Правил. Конверты с заявками на участие в отборе проектов вскрываются публично в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в опубликованной информации о проведении отбора проектов. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в отборе проектов осуществляется в один день. Представители каждого из участников отбора, представивших конкурсную заявку, вправе присутствовать на процедуре вскрытия конкурсной комиссией поступивших конвертов с заявками на участие в отборе проектов.

Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в отборе проектов, если такие конверты с заявками поступили до истечения срока подачи заявок на участие в отборе проектов в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта. В случае установления факта подачи одним участником отбора проектов двух и более заявок на участие в отборе проектов в отношении одного и того же проекта при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в отборе проектов не отозваны, все заявки на участие в отборе проектов этого участника, поданные в отношении одного и того же проекта, не рассматриваются и возвращаются этому участнику.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в отборе проектов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания этого протокола, подлежит опубликованию уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на его официальном сайте в сети Интернет. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в отборе проектов должен содержать следующие сведения:

фамилия, имя, отчество присутствующих на процедуре вскрытия конвертов;

общее количество поступивших заявок на участие в отборе проектов и перечень участников отбора, представивших заявки, с их адресами;

указание на заявки, которые были поданы с нарушением срока или не были запечатаны соответствующим образом;

информация, которая была оглашена в ходе процедуры (в обязательном порядке оглашаются плановые величины стоимости производства одного мегаватт-часа электрической энергии, плановые объемы производства электрической энергии (мощности), а также указание на перечень отсутствующих документов (сведений), предоставление которых было обязательным в соответствии с опубликованной информацией о проведении конкурсного отбора проектов.

Заявки на участие в отборе проектов рассматриваются не позднее даты окончания отбора проектов, указанной в опубликованной информации о проведении отбора проектов.

Заявка на участие в отборе проектов признается надлежащей, если такая заявка и подавший ее участник отбора соответствуют требованиям, указанным в опубликованной информации о проведении отбора проектов. Заявки, признанные ненадлежащими, отклоняются.

Заявки на участие в отборе проектов, признанные надлежащими, отбираются последовательно, начиная с проектов, в отношении которых указаны наименьшие плановые величины стоимости производства одного мегаватт-часа электрической энергии. В случае если в отношении двух и более проектов в заявках указаны одинаковые плановые величины стоимости производства одного мегаватт-часа электрической энергии, то сначала отбираются проекты с наиболее ранним сроком подачи заявки.

Если сумма заявленных плановых годовых объемов производства электрической энергии (мощности) с использованием планируемых к строительству генерирующих объектов превышает предельный годовой объем производства электрической энергии (мощности), доступный к отбору, то проекты отбираются до наступления равенства (превышения) суммы заявленных плановых объемов производства электрической энергии (мощности) на планируемых к строительству генерирующих объектах и предельного годового объема производства электрической энергии (мощности), доступного к отбору. Если сумма заявленных плановых объемов производства электрической энергии (мощности) на планируемых к строительству генерирующих объектах превысила предельный годовой объем производства электрической энергии (мощности), доступный к отбору, более чем на 10 процентов, то из числа проектов исключаются проекты с наибольшей (среди заявленных в отношении отобранных проектов) плановой величиной стоимости производства электрической энергии.

По результатам отбора проектов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется перечень отобранных проектов, в котором в отношении каждого проекта указываются идентификационный номер проекта, присваиваемый проекту уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и следующие указанные участником отбора в заявке на участие в отборе проектов данные:

а) сведения об участнике отбора проектов (полное наименование юридического лица, его место нахождения с указанием наименования муниципального образования, адрес юридического лица в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер, если заявка подается юридическим лицом; фамилия, имя и отчество (если имеется), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, если заявка подается индивидуальным предпринимателем);

б) наименование проекта;

в) указание на место нахождения территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России, или технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы на территории субъекта Российской Федерации, для которой проводится отбор проектов, - в случае проведения отбора проектов на территории, технологически не связанной с Единой энергетической системой России; или указание на то, что строительство генерирующего объекта планируется на территории, технологически связанной с Единой энергетической системой России (без указания планируемого места расположения генерирующего объекта), - в случае проведения отбора проектов на территории, технологически связанной с Единой энергетической системой России;

г) плановый объем установленной мощности генерирующего объекта;

д) вид соответствующего генерирующего объекта;

е) плановый годовой объем производства электрической энергии (мощности), выраженный в мегаватт-часах в год;

ж) плановая величина стоимости производства одного мегаватт-часа электрической энергии (мощности) с учетом возврата инвестиционного капитала;

з) плановая дата ввода генерирующего объекта в эксплуатацию;

и) плановый срок возврата инвестиционного капитала - для проектов строительства генерирующих объектов на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

к) год проведения отбора проектов.

28(6). Результаты рассмотрения заявок на участие в отборе проектов и результаты отбора проектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации фиксирует в протоколе рассмотрения заявок на участие в отборе проектов.

Перечень отобранных проектов, а также копия протокола рассмотрения заявок на участие в отборе проектов подлежат опубликованию уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на его официальном сайте в сети Интернет не позднее 15 дней с даты окончания срока приема заявок на участие в отборе проектов. Перечень отобранных проектов также подлежит опубликованию в указанный срок в печатных изданиях, в которых в соответствии с законами субъекта Российской Федерации опубликовываются официальные материалы органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информация о планируемых к строительству генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, отобранных в соответствии с настоящим пунктом, включается в предусмотренный подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона, утверждаемой в календарном году, в котором проведен отбор указанных проектов, а также в последующие годы с учетом положений абзацев шестого - девятого пункта 28(1) настоящих Правил, с указанием сведений, опубликованных по результатам отбора проектов в соответствии с настоящим пунктом.

Не позднее 10 дней с даты утверждения схемы и программы развития электроэнергетики региона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в совет рынка копию утвержденных схемы и программы развития электроэнергетики региона или выписку из нее, содержащую информацию, предусмотренную настоящим пунктом, о всех генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, включенных в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона. Указанный документ должен быть заверен (подписан) уполномоченным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего разработку схемы и программы развития электроэнергетики такого субъекта Российской Федерации.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает на официальном сайте в сети Интернет перечень существующих и планируемых к строительству генерирующих объектов, включенных в предусмотренный подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона, с указанием в отношении каждого генерирующего объекта сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" пункта 28(5) настоящих Правил, не позднее 5 календарных дней с даты внесения изменения в предусмотренный подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона.

28(7). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключает генерирующий объект (проект по строительству генерирующего объекта) из указанного в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики региона в случае наступления хотя бы одного из следующих условий:

нарушение срока ввода генерирующего объекта в эксплуатацию, строительство которого предусмотрено указанным проектом, более чем на 24 месяца с даты ввода генерирующего объекта в эксплуатацию, указанной в предусмотренном подпунктом "г" пункта 28 настоящих Правил разделе схемы развития электроэнергетики региона;

повторное прекращение квалификации генерирующего объекта в связи с нарушением в отношении такого генерирующего объекта критерия, указанного в подпункте "а" пункта 3 Правил квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, или в связи с непредставлением собственником или иным законным владельцем квалифицированного генерирующего объекта в совет рынка документов в соответствии с требованиями пункта 22(3) Правил квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии;

непризнание генерирующего объекта квалифицированным в течение 2 лет с даты ввода генерирующего объекта в эксплуатацию;

представление недостоверных сведений, предусмотренных подпунктом "л" пункта 28(2) настоящих Правил, в заявке, поданной в отношении соответствующего проекта;

двукратное непредставление в соответствии с требованиями настоящего пункта в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации владельцем генерирующего объекта, с даты ввода в эксплуатацию которого прошло более 14 календарных месяцев и сведения о котором включены в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации по результатам проведенного в соответствии с настоящими Правилами после 31 декабря 2020 г. отбора проектов, копий документов, полученных от гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 65(2) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", и содержащих данные за предыдущий календарный год об объемах продажи электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства (далее соответственно - копии уведомлений от гарантирующего поставщика, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии).

Проект исключается из указанного в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики региона не позднее 10 рабочих дней с даты выявления обстоятельства, при наступлении которого проект подлежит исключению из указанного в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздела схемы развития электроэнергетики региона.

Владелец генерирующего объекта, с даты ввода в эксплуатацию которого прошло более 14 календарных месяцев и сведения о котором включены в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона, по результатам проведенного в соответствии с настоящими Правилами после 31 декабря 2020 г. отбора проектов ежегодно, не позднее 1 марта, представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии уведомлений от гарантирующего поставщика.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 календарных дней с даты предоставления указанных в настоящем пункте копий уведомлений от гарантирующего поставщика на основании содержащейся в таких документах информации определяет объем продажи электрической энергии, произведенной на генерирующем объекте, сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства за предыдущий календарный год. В случае если определенный в соответствии с настоящим пунктом суммарный объем продажи электрической энергии, произведенной на генерирующем объекте, сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства за предыдущий календарный год составляет менее 80 процентов планового объема производства электрической энергии, указанного в схеме развития электроэнергетики региона, плановый объем производства электрической энергии на таком генерирующем объекте, указываемый в схеме развития электроэнергетики региона при ее очередном утверждении, подлежит уменьшению до величины, равной произведению коэффициента 1,25, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом суммарного объема продажи электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, сетевым организациям в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства за предыдущий календарный год.

В случае однократного непредставления указанных в настоящем пункте копий уведомлений от гарантирующего поставщика в соответствии с требованиями настоящего пункта плановый объем производства электрической энергии на таком генерирующем объекте, указываемый в схеме развития электроэнергетики региона при ее очередном утверждении, подлежит уменьшению на 20 процентов.

После ввода в эксплуатацию генерирующего объекта, проект строительства которого включен в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вносит сведения о фактическом месте расположения генерирующего объекта в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона в течение 30 дней с даты ввода генерирующего объекта в эксплуатацию.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней с даты получения сведений и заверенной надлежащим образом копии соглашения о передаче прав и обязанностей, указанных в пункте 42(1) стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", вносит в раздел схемы развития электроэнергетики региона, указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил, в отношении соответствующего генерирующего объекта сведения о производителе, являющемся продавцом по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии (мощности), указанных в абзаце пятом пункта 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет в письменной форме совет рынка о вносимых изменениях в указанный в подпункте "г" пункта 28 настоящих Правил раздел схемы развития электроэнергетики региона в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о внесении таких изменений.

28(8). Включение в схему и программу развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, относящегося к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, мероприятий, указанных в пункте 27(1) настоящих Правил, осуществляется по результатам рассмотрения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложений о перечне мероприятий по обеспечению возможности вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, полученных в соответствии с подпунктом "ж" пункта 26 настоящих Правил.

Выбор варианта мероприятий по обеспечению возможности вывода объекта электроэнергетики из эксплуатации, включаемого в схему и программу развития электроэнергетики соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

с учетом заключения субъекта оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы о невозможности вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации, в том числе указанных в нем технических решений по перспективному развитию электроэнергетики;

исходя из минимизации совокупных расходов потребителей электрической энергии на оплату электрической энергии (мощности) и услуг по передаче электрической энергии.

29. Схемы и программы развития электроэнергетики регионов используются в качестве:

основы для разработки схем выдачи мощности региональных электростанций;

основы для формирования с использованием перспективной расчетной модели для субъектов Российской Федерации предложений по определению зон свободного перетока электрической энергии (мощности);

основы для формирования исходных данных, учитываемых при оценке возможности вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации, определения технических решений и мероприятий, обеспечивающих возможность вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации.

30. Схемы и программы развития электроэнергетики регионов являются основой для разработки инвестиционных программ распределительных сетевых компаний.

31. В целях мониторинга реализации схем и программ перспективного развития электроэнергетики уполномоченный орган в сфере электроэнергетики:

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" осуществляет мониторинг реализации генеральной схемы и готовит отчет о реализации генеральной схемы для представления в Правительство Российской Федерации;

совместно с системным оператором и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляет мониторинг реализации схемы и программы развития Единой энергетической системы России и ежегодно готовит отчет о реализации схемы и программы развития Единой энергетической системы России.

32. По итогам мониторинга реализации схем и программ перспективного развития электроэнергетики за предыдущий период уполномоченный орган в сфере электроэнергетики при участии системного оператора, организации по управлению единой национальной (общероссийской) сетью, других сетевых организаций и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" готовит предложения по корректировке генеральной схемы, схемы и программы развития Единой энергетической системы России, схем и программ развития электроэнергетики регионов на очередной год и плановый период.

33. В целях мониторинга реализации схем и программ перспективного развития электроэнергетики системный оператор публикует ежегодно, до 1 февраля, на своем официальном сайте в сети Интернет отчет о функционировании Единой энергетической системы России.

34. В целях квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, и (или) в целях заключения в отношении такого генерирующего объекта договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии (мощности), указанного в абзаце пятом пункта 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий разработку схемы и программы перспективного развития электроэнергетики этого субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами, на территории которого расположен соответствующий генерирующий объект, выдает собственнику или иному законному владельцу, уполномоченному собственником указанного генерирующего объекта, а до ввода генерирующего объекта в эксплуатацию - участнику отбора проектов по его письменному запросу выписку из схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации о включении этого генерирующего объекта в схему и программу.

V. Особенности регулирования отношений, связанных
с утверждением схем и программ перспективного развития
электроэнергетики, в связи с введением мер по недопущению
распространения новой коронавирусной инфекции

35. В 2020 году схемы и программы развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации на 5-летний период утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) до 1 августа 2020 г., схема и программа развития Единой энергетической системы России на 7-летний период утверждаются уполномоченным органом с сфере электроэнергетики до 1 июля 2020 г.