ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 10 мая 2012 года N 12/12-11016-АП

О мерах противодействия служебным подлогам и злоупотреблениям должностными полномочиями

В соответствии с п.11.2 решения коллегии ФССП России от 16.02.2012 "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2011 году и задачах на 2012 год", объявленного приказом ФССП России от 05.03.2012 N 80, Управлением противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности совместно с Организационно-контрольным управлением и Управлением исполнительного производства по итогам первого квартала 2012 года проведен анализ преступлений, совершенных работниками территориальных органов ФССП России, по признакам составов преступлений, предусмотренных ст.292, 293 и 285 УК РФ.

В первом квартале 2012 года уголовные дела по ст.293 УК РФ в отношении работников территориальных органов не возбуждались (за тот же период 2011 года уголовные дела были возбуждены в отношении четверых работников).

По части 1 ст.285 УК РФ уголовные дела были возбуждены в отношении девяти работников (за тот же период прошлого года - в отношении 15) семи территориальных органов. Среди лиц, которым предъявлено обвинение по данной статье, один -заместитель начальника отдела, остальные - судебные приставы-исполнители.

В отношении четверых работников уголовные дела были возбуждены по материалам правоохранительных органов без участия Службы, после проверок оконченных исполнительных производств оперативными подразделениями МВД России.

Во всех случаях злоупотребление должностными полномочиями осуществлялось с прямым умыслом, как правило, из иной личной заинтересованности (сокращение количества неоконченных исполнительных производств) либо из корыстной заинтересованности (использование в личных целях денежных средств, полученных от должников).

По статье 292 УК РФ уголовные дела были возбуждены в отношении 28 работников (за тот же период прошлого года - в отношении 32) 19 территориальных органов, при этом 21 работнику обвинения были предъявлены только по данному составу, пяти работникам - в совокупности со ст.285 УК РФ, одному - со ст.286 УК РФ, одному - со ст.160 УК РФ;

Среди обвиняемых - 24 судебных пристава-исполнителя, два начальника отдела и два заместителя начальника отдела. Распределение по полу и возрасту следующее: женщин - 82% (23 человека), мужчин - 18% (5), работников до 30 лет - 44% (13), от 30 до 40 лет - 37% (10), старше 40 - 19% (5).Схемы служебных подлогов сводились к следующему:

1. Внесение в официальные документы (акты совершения исполнительных действий, постановления об окончании исполнительных производств) заведомо ложных сведений, позволяющих возвратить исполнительный документ взыскателю без осуществления взыскания. Как правило, в этих случаях также вносились фиктивные сведения о понятых. Это наиболее распространенный способ подлога, его использовали 20 работников.

2. Внесение заведомо ложных сведений в платежные документы (платежные поручения, квитанции об оплате), позволяющих окончить исполнительное производство на основании фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (четыре работника).

3. Изготовление заведомо подложных писем, позволяющих отозвать исполнительный документ (один работник).

4. Изготовление заведомо подложного акта о наложении ареста на имущество должника (один работник).

5. Изготовление заведомо подложного реестра сверки с ГИБДД (один работник).

6. Изготовление заведомо подложного акта об исполнении должником судебного решения (один работник).

В отношении 15 лиц уголовные дела возбуждены на основании проверочных материалов Службы.

В отношении 13 лиц уголовные дела были возбуждены по инициативе правоохранительных органов без участия Службы, в том числе: в отношении 7 - после проверки оконченных исполнительных производств сотрудниками ФСБ России либо оперативных подразделений МВД России; 4 - по инициативе органов прокуратуры (2 - после прокурорских проверок, 1 - по жалобе, 1 - явка с повинной); 1 - после вынесения частного определения суда; 1 - в ходе расследования другого уголовного дела.

В двух случаях постановления о возбуждении уголовных дел были обжалованы территориальными органами ФССП России (по Чувашской Республике и по Свердловской области). Решений на сегодняшний день не имеется.

Исходя из результатов проведенного анализа, к основным условиям, способствующим совершению служебных подлогов работниками ФССП России, следует отнести:

1. Ненадлежащий контроль начальников отделов - старших судебных приставов за осуществлением исполнительных действий, а также за обоснованностью окончания исполнительных производств.

2. Большое количество исполнительных производств, взыскателями по которым выступают различные государственные органы, в первую очередь ГИБДД, вследствие чего контроль за обоснованностью их окончания затруднен.

3. Неэффективность мер реагирования со стороны руководства территориальных органов при возбуждении уголовных дел по фактам служебных подлогов и превышения должностных полномочий.

В большинстве случаев мотивом совершения подобных преступлений являлось стремление снизить остаток неоконченных исполнительных производств.

Несоответствие размера взыскиваемых сумм и служебного времени, которое затрачивается на их взыскание, приводит к тому, что судебные приставы-исполнители стремятся окончить подобные исполнительные производства в максимальном количестве и в возможно короткие сроки, прибегая в ряде случаев к служебным подлогам.

Сверки с государственными органами, в частности с ГИБДД, не могут полностью предотвратить эти преступления, поскольку, как показывает практика, могут фальсифицироваться и результаты самих сверок.

Предложенный центральным аппаратом комплекс мер, в том числе по контролю за обоснованностью окончания исполнительных производств, реализуемых в большинстве территориальных органов ФССП России, позволил не только стабилизировать, но и на 16% сократить количество лиц, в отношении которых возбуждались уголовные дела по служебным подлогам. Кроме того, реализация этих мер позволила сократить время выявления подобных преступлений: из 28 работников, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, 23 совершили преступления в 2011 году, 2 - в 2010 году и только 3 - до 2010 года.

Можно заключить, что в целом данные меры дают позитивный результат. Кроме того, серьезным шагом в предотвращении подобных преступлений должно стать повсеместное внедрение последней версии программного комплекса ОСП АИС ФССП России, которая позволяет оканчивать исполнительные производства только после того, как взысканные денежные средства перечисляются взыскателю. Использование этой версии всеми судебными приставами-исполнителями позволит свести к минимуму случаи окончания исполнительных производств якобы в связи с фактическим исполнением, но без реального взыскания долга.

В связи с изложенным с целью устранения причин и условий, способствующих совершению служебных подлогов, руководителям территориальных органов ФССП России необходимо:

1. Продолжать реализацию предложенной системы мер, в частности:

контролировать обоснованность окончания исполнительных производств, в том числе посредством увеличения количества встречных сверок с должниками, а также выборочной сверки фактов оплаты задолженности и перечисления денежных средств взыскателю с суммами денежных средств, поступающих во временное распоряжение структурного подразделения;

осуществлять обязательные проверки исполнительных производств, в материалах которых фамилии понятых, присутствовавших при исполнительных действиях, повторяются либо внесены машинописным способом, копии платежных документов имеют плохое качество и должным образом не заверены;

проводить выборочные проверки оконченных исполнительных производств, в рамках которых не удалось установить место жительства должника, на предмет полноты принятия мер по получению информации о его местонахождении, а также исполнительных производств, оконченных в связи с отзывом исполнительного документа;

контролировать своевременность перечисления денежных средств взыскателям;

исключать длительное нахождение на депозитном счете отдела взысканных и нераспределенных денежных средств;

контролировать проведение сверок с государственными органами, выступающими взыскателями по административным штрафам, коммунальным и налоговым платежам, в сроки, предусмотренные межведомственными актами, в том числе в форме межведомственного электронного взаимодействия;

осуществлять не реже одного раза в месяц выборочные проверки протоколов об административных правонарушениях, составленных судебными приставами по ОУПДС, с опросом лиц, привлеченных к административной ответственности;

2. Дополнительно:

проводить выборочные проверки исполнительных производств, возбужденных и оконченных в течение одного дня;

обеспечить доведение до всех работников территориальных органов информации о выявляемых фактах служебных подлогов, превышения должностных полномочий и халатности, а также приговорах судов в отношении лиц, осужденных по ст.292, 285 и 293 УК РФ;

при выявлении правонарушений, предусмотренных ст.292, 285 и 293 УК РФ, и последующем возбуждении уголовных дел без участия начальника отдела - старшего судебного пристава проводить проверки структурных подразделений, в которых выявлены нарушения;

обеспечить неукоснительное исполнение п.1.4 приказа ФССП России от 03.03.2010 N 105 "О мерах реагирования при возбуждении уголовных дел по признакам коррупционных правонарушений в отношении государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной службы судебных приставов", предусматривающего представление в Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности справок о результатах проведенных проверок и принятых мерах в десятидневный срок после завершения проверки.

Информацию о принятых мерах, а также предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению вышеупомянутых преступлений, направить в УПК до 01.11.2012 по адресу электронной почты trunaeva@fssprus.ru (продублировать по адресу svbor@fssprus.ru).

Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А.О.Парфенчиков

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 7, 2012 год