ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 19 октября 2009 года N 12/05-16715-СВС

О результатах проведения заседаний коллегий территориальных органов ФССП России по итогам работы за первое полугодие 2009 года

В целях повышения эффективности работы коллегий территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальные органы) Организационно-контрольным управлением ФССП России изучено качество проведения заседаний коллегий по вопросам подведения итогов первого полугодия 2009 года.

Анализ представленных материалов показал, что территориальные органы в основном учли рекомендации, изложенные в информационном письме ФССП России от 25.03.2009 N 12/05-3765-СВС, уделив больше внимания подготовке заседаний коллегий и качеству оформления итоговых документов.

Вместе с тем в организации проведения заседаний коллегий территориальных органов и оформлении их результатов имеют место отдельные типичные недостатки.

Так, Регламент работы коллегии Федеральной службы судебных приставов, утвержденный приказом ФССП России от 15.01.2007 N 7, предусматривает доработку проектов решений коллегий и приказов об их объявлении в срок, не превышающий 10 календарных дней. Однако в отдельных территориальных органах эти сроки значительно превышены (управления ФССП России по Владимирской (16 дней), Оренбургской (17 дней) и Саратовской (24 дня) областям).

Управлениями ФССП России по Кемеровской и Тюменской областям представлены не решения коллегий, а объявленные приказом протоколы.

Имеются недостатки в оформлении самих приказов территориальных органов об объявлении решений коллегий.

Так, должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа согласно Инструкции по делопроизводству в ФССП России, утвержденной приказом Минюста России от 25.06.2008 N 126 (далее - Инструкция по делопроизводству), не может быть одним из исполнителей поручения. В нарушение п.21 Инструкции по делопроизводству в приказах об объявлении решений коллегий 18 управлений ФССП России выполнение решений поручено заместителям руководителя территориального органа, и на них же возложено осуществление контроля исполнения.

В приказах управлений ФССП России по Республике Коми и Омской области об объявлении решения коллегии ответственность за организацию контроля возлагается не на конкретное должностное лицо, а на структурное подразделение - отдел организационно-контрольной работы и взаимодействия со СМИ.

В постановочную часть решений коллегий ряда территориальных органов не включены конкретные меры, направленные на активизацию деятельности в предстоящем периоде и выполнение задач, поставленных Федеральной службой судебных приставов.

Так, управления ФССП России по Краснодарскому краю, Воронежской, Кемеровской, Липецкой, Пензенской, Сахалинской областям, которые не достигли по итогам полугодия положительных результатов по линии реализации имущества должников, на заседаниях коллегий не приняли ни одного решения, направленного на исправление сложившейся ситуации во

втором полугодии 2009 года, что следует считать серьезным управленческим просчетом.

Коллегии некоторых территориальных органов разрабатывают, в основном, мероприятия для отделов аппарата Управления, оставляя без внимания необходимость повышения эффективности работы структурных подразделений. Решение коллегии Управления ФССП России по Республике Дагестан не содержит ни одного поручения начальникам отделов - старшим судебным приставам, решения коллегий Управления ФССП России по Краснодарскому краю - одно, управлений ФССП России по Республике Хакасия и Тульской области - по два.

Одним из существенных недостатков является отсутствие в постановочной части решений коллегий конкретного разрешения проблем, указанных в констатирующей части.

Отдельные территориальные органы в преамбуле констатировали отсутствие взаимодействия с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом, однако в резолютивную часть предложения по разрешению возникшей проблемы не включены (Управление ФССП России по Брянской области и другие).

Проект решения коллегии Управления ФССП России по Краснодарскому краю содержал предложения о необходимости продолжения наступательной борьбы с проявлениями коррупции, осуществлении комплекса мер по профилактике преступлений среди работников ФССП России, однако меры в ходе заседания выработаны не были.

Коллегиями отдельных территориальных органов в качестве основных причин невыполнения прогнозных показателей в решениях отмечены не собственные упущения в работе, а иные, не зависящие от Службы обстоятельства: "снижение платежеспособности населения" (Управление ФССП России по Амурской области), "неэффективная организация работы со стороны ТУ Росимущества" (Управление ФССП России по Курганской области).

Одним из показателей качества подготовки итоговых документов коллегий является определение сроков выполнения предписаний.

Анализ представленных решений подтвердил факт постановки неопределенных сроков. Так, сроки исполнения поручений "в дальнейшей деятельности" поставлены коллегией Управления ФССП России по Брянской области, "немедленно до особого распоряжения" - Управлением ФССП России по Камчатскому краю, "поэтапно в течение второго полугодия" - Управлением ФССП России по Оренбургской области.

Поручения со сроками "постоянно", "в течение второго полугодия", "ежемесячно", "еженедельно", "ежедневно" преобладают в решениях коллегий практически 20% территориальных органов.

Коллегиями отдельных территориальных органов приняты многочисленные поручения без установления сроков исполнения, что свидетельствует о заведомо низкой результативности их выполнения. Решения коллегии управлений ФССП России по Республике Карелия содержат 11 подобных

поручений, Тюменской области - 15, Чукотскому автономному округу - 17.

Достаточно распространена постановка задач, выполнение которых актуально при наступлении каких-либо условий. Применяются формулировки: "в случае неисправления сложившегося положения заслушать на совещании" (Управление ФССП России по Амурской области), "при необходимости организовать заслушивание начальников отделов - старших судебных приставов на оперативном совещании" (Управление ФССП России по Республике Марий Эл).

Зачастую в решения коллегий включены предписания, регламентированные другими организационно-распорядительными документами ФССП России. Так, в решении коллегии Управления ФССП России по Тюменской области начальнику отдела - старшему судебному приставу поставлена задача в указанный срок "представить план устранения недостатков, выявленных в результате проведенной отделами аппарата Управления инспекционной проверки". При этом сроки представления плана установлены приказом ФССП России от 27.03.2007 N 96 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок в Федеральной службе судебных приставов".

В качестве решений, выработанных на коллегиях, предлагалось совершить различные, но, большей частью, однотипные организационно-управленческие действия (проведение инвентаризаций, ревизий исполнительных производств). В решения коллегий большинства территориальных органов включено проведение многочисленных внеплановых проверок деятельности структурных подразделений, служебных проверок, которые в условиях сокращения бюджетных ассигнований требуют значительных материальных затрат.

Многие территориальные органы продолжают включать в решения коллегий мероприятия, представляющие собой функции структурных подразделений и обязанности их руководителей. Так, в Управлении ФССП России по Московской области руководителям структурных подразделений поручено "принять меры к подбору кандидатов для включения в кадровый резерв для замещения вакантных должностей структурных подразделений Управления", в Управлении ФССП России по Тверской области - "довести до сведения всех сотрудников отдела на оперативном совещании вопросы, обсуждаемые на заседании коллегии, и принятое решение, принять меры к неукоснительному его выполнению".

В решениях коллегий территориальных органов встречаются поручения, не имеющие конечной реализации, что делает невозможным контроль за их исполнением. "Обеспечить", "принять меры", "взять под личный контроль" - такого рода формулировки включены в решения коллегий более 20 управлений ФССП России.

Организационно-контрольное управление не раз отмечало, что решения, принимаемые коллегией, должны быть емкими, краткими, доступными для восприятия. Однако до сих пор можно встретить формулировки следующего содержания: "провести анализ состояния работы по взаимодействию с

военными комиссариатами Оренбургской области при организации подбора кандидатов на вакантные должности в аппарате Управления ФССП России по Оренбургской области и его территориальных отделах с формулированием задач ее улучшения, которые доложить при рассмотрении данного вопроса на расширенном оперативном совещании при руководителе Управления в ноябре".

Все еще распространены грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки, допускаемые в итоговых документах коллегий. Применяются и невыверенные формулировки, такие как: "подготовить распорядительные письма" (Управление ФССП России по Удмуртской Республике), "охрана установленного порядка деятельности судов" (Управление ФССП России по Тульской области), "розыск должников- алиментщиков" (Управление ФССП России по Республике Тыва), "проанализировать арестную работу" (Управление ФССП России по Москве) и т.п.Отмеченные выше недостатки свидетельствуют, в первую очередь, о формальном отношении к подготовке заседаний коллегий работников организационно-контрольных подразделений территориальных органов. Вместе с тем необходимо повысить требовательность ко всем руководителям, ответственным за подготовку материалов коллегии, активнее применять полномочия ответственного секретаря по возврату для доработки документов, подготовленных с нарушением предъявляемых требований.

Таким образом, основными недостатками, влияющими на снижение эффективности решений, принимаемых на заседаниях коллегий территориальных органов, являются:

- несогласованность постановляющей и констатирующей частей; - включение в решения коллегий мероприятий, не подразумевающих конкретной формы исполнения;

- применение формулировок, содержащих положения должностных регламентов и повседневные функциональные обязанности;

- установление неконкретных сроков исполнения поручений; - большое количество различного рода грамматических ошибок и нарушений терминологии.

В соответствии с изложенным в целях повышения эффективности проведения коллегий руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации надлежит:

- исключить впредь указанные недостатки; - оформлять решения коллегий в соответствии с приказом Минюста России от 25.06.2008 N 126 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов", Положениями о коллегиях территориальных органов, Регламентами их работы.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Организационно- контрольным управлением ведутся работы по разработке Типового положения о коллегии территориального органа Федеральной службы судебных приставов. Окончательный срок работ - 1 полугодие 2010 года.

И.о. директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации С.В.Сазанов

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 1, 2010 год