ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 11 февраля 2011 года N 12/04-2909-ВВ

О результатах работы по применению мер уголовно-правового воздействия к должникам, злостно уклоняющимся от уплаты алиментов, в 2010 году

Во исполнение п.5.1 Плана работы Федеральной службы судебных приставов на первое полугодие 2011 года Управлением организации дознания и административной практики проведен анализ деятельности территориальных органов ФССП России по применению мер уголовно- правового воздействия к должникам по исполнительным производствам, возбужденным по фактам уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных родителей), по итогам работы за 2010 год.

В соответствии с данными ведомственной статистической отчетности, за указанный период органами дознания ФССП России рассмотрено 84840 сообщений о преступлениях, предусмотренных ст.157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). По результатам проверок, проведенных в порядке ст.144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), приняты следующие решения:

о возбуждении уголовных дел - 54016 (в 2009 году - 45422; +18,9%); об отказе в возбуждении уголовных дел - 28771 (в 2009 году - 30879; - 6,8%);

о направлении сообщений по подследственности - 2053 (в 2009 году - 3245; -36,7%).

Прогнозный показатель выявляемости преступлений, предусмотренных ст.157 УК РФ, установленный приказом ФССП России от 28.12.2009 "Об утверждении расширенного перечня показателей деятельности на 2010 год для территориальных органов Федеральной службы судебных приставов" (далее - Приказ), выполнен и составил 4,8%.

Активно осуществлялась работа по привлечению лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, к уголовной ответственности в управлениях ФССП России по Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, по Волгоградской, Ивановской, Калужской, Орловской, Омской, Ростовской, Тамбовской областям, по Ненецкому автономному округу.

В то же время не приняты исчерпывающие меры уголовно-правового воздействия к должникам, уклоняющимся от уплаты алиментов, в управлениях ФССП России по Республике Мордовия, Республике Татарстан, по Забайкальскому краю, по Брянской, Курской, Магаданской, Московской, Сахалинской, Томской, Челябинской областям, по Москве, в связи с чем прогнозный показатель в указанных территориальных органах ФССП России значительно ниже среднероссийского. Проведенный анализ показал, что в перечисленных управлениях ослаблен контроль за организацией взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей на этапе выявления преступлений, снижена требовательность к подчиненным работникам по своевременному установлению и документированию признаков уголовно наказуемых деяний.

В 2010 году в производстве органов дознания ФССП России находилось 61173 уголовных дела, возбужденных по признакам преступлений, предусмотренных чч.1, 2 ст.157 УК РФ, что на 7933 дела, или 14,9%, больше, чем в 2009 году (53240).

Из общего количества находившихся в производстве уголовных дел указанной категории окончено расследованием 53069, или 86,8% (в 2009 году - 45214, или 84,9%), из них:

в установленный законом срок (30 суток) - 48536, или 91,5% от числа оконченных производством (в 2009 году - 40938, или 90,5%);

с продлением установленного законом срока дознания - 4533 или 8,5% (в 2009 году - 4276, или 9,5%).

Несмотря на повышение в целом по Службе оперативности производства дознания, продолжают иметь место факты грубейшей волокиты, в том числе при расследовании преступлений, предусмотренных ст.157 УК РФ.

Так, уголовное дело N 552844, возбужденное 08.05.2009 дознавателем Озерского городского отдела судебных приставов Управления ФССП России по Челябинской области в отношении Присяжных В.А. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, окончено дознанием только 04.03.2010. При этом расследование по указанному уголовному делу не приостанавливалось. Уголовное дело дважды возвращалось прокурором для проведения дополнительного дознания и один раз судом в порядке ст.237 УПК РФ. Дознавателем требования надзирающего прокурора своевременно не выполнялись, процессуальный контроль за ходом расследования со стороны начальника отдела - старшего судебного пристава отсутствовал. Кроме того, в нарушение требований приказов ФССП России от 08.06.2009 N 222, от 16.02.2010 N 66 специальные донесения по фактам возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания в Управление ФССП России по Челябинской области не направлялись, обоснованность продления сроков дознания на оперативных совещаниях не рассматривалась.

По выявленным фактам нарушений Управлением организации дознания и административной практики ФССП России инициировано проведение служебной проверки. Начальник и заместитель начальника Озерского городского отдела судебных приставов, курирующий дознание, уволены с государственной гражданской службы, дознаватель переведен на должность, не связанную с производством предварительного расследования.

Количество уголовных дел, возбужденных органами дознания ФССП России по ст.157 УК РФ и направленных в суд с обвинительным актом, возросло по сравнению с 2009 годом на 17,4% и составило 51850 дел.

Судами в отчетном периоде рассмотрено 43678 уголовных дел, из них: с постановлением обвинительного приговора - 41847 уголовных дел, с постановлением оправдательного приговора - 1 уголовное дело. Прекращено судами 1830 уголовных дел, 2 из которых - по реабилитирующим основаниям.

На стадии предварительного расследования органами дознания ФССП России в 2010 году прекращено по реабилитирующим основаниям 246 уголовных дел (в 2009 году - 219 уголовных дел).

Изучение этих уголовных дел Управлением организации дознания и административной практики показывает, что основной причиной их увеличения на 11,9% является некачественное и поверхностное проведение проверок сообщений о преступлениях в порядке ст.144-145 УПК РФ. В

установленные уголовно-процессуальным законодательством сроки в ряде случаев дознавателями недостаточно полно изучаются материалы исполнительных производств, не устанавливаются все участники, не проверяются показания опрашиваемых, не приобщаются необходимые материалы (документы). При этом начальники отделов - старшие судебные приставы не координируют работу дознавателей и приставов-исполнителей. Таким образом, отсутствие должного контроля за работой подчиненных сотрудников приводит к неполноте доследственных проверок и, как следствие, вынесению необоснованных решений без изучения всех обстоятельств дела.

Так, по уголовному делу N 11664, возбужденному 12.05.2010 дознавателем Тамбовского городского отдела судебных приставов Управления ФССП России по Тамбовской области в отношении Тюрина А.Е. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, ни судебным приставом- исполнителем, ни дознавателем не установлен факт заключения брака 16- летней дочерью должника. В соответствии с ч.2 ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Согласно ч.2 ст.120 Семейного кодекса Российской Федерации обязанность выплаты алиментов прекращается на основании приобретения несовершеннолетней дееспособности до достижения совершеннолетия, в связи с чем уголовное дело прекращено по основаниям п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.

По данному факту проведена служебная проверка, дознавателю строго указано на недопущение впредь подобных нарушений.

Проверки территориальных органов ФССП России показали, что в ряде структурных подразделений сложилась практика признания в качестве потерпевших по уголовным делам, возбужденным по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, родителей, а не несовершеннолетних детей, что нередко является причиной возвращения уголовных дел для производства дополнительного дознания. В этой связи необходимо учитывать, что Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 19.03.69 N 46, разъясняющее, что потерпевшими от преступления являются несовершеннолетние или совершеннолетние нуждающиеся нетрудоспособные дети, утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2007 N 8, вместе с тем ряд его положений продолжает носить рекомендательный характер и учитывается судами при рассмотрении уголовных дел.

Всего в 2010 году для производства дополнительного расследования надзирающими прокурорами возвращено 1189 уголовных дел анализируемой категории, что на 8,6% меньше, чем в 2009 году - 1301 дело. Кроме того, 300 уголовных дел возвращено в органы дознания ФССП России для пересоставления обвинительного акта (в 2009 году - 310 дел).

В ходе изучения причин принятия надзирающими прокурорами указанных

решений установлено, что основными из них являются неполнота проведенного предварительного расследования, нарушения уголовно- процессуального законодательства со стороны дознавателей и бесконтрольность за производством дознания со стороны начальников отделов - старших судебных приставов.

Как правило, неполнота дознания обусловлена тем, что дознаватели своевременно не проверяют информацию, поступившую в ходе проведения следственных действий, не устанавливают и не допрашивают свидетелей, располагающих существенными для доказательственной базы сведениями, не истребуют и не приобщают к материалам уголовного дела необходимые документы из налоговых органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, неправильно устанавливают период уклонения обвиняемого от уплаты алиментов и размер задолженности.

Так, в Смидовическом районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Еврейской автономной области 29.01.2010 возвращено для дополнительного расследования уголовное дело N 626533, возбужденное в отношении Шачко Ф.В. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ. В постановлении надзирающий прокурор указал, что в нарушение ст.73 УПК РФ дознавателем не было установлено событие преступления: место, время, способ и другие обстоятельства совершения преступления. Не установлен период времени и срок задолженности по уплате алиментов, в связи с чем рассчитанная задолженность не соответствует собранным материалам уголовного дела.

По указанному факту проведена служебная проверка, за допущенное нарушение п.3.1.1 Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 16.02.2010 N 66, начальнику отдела - старшему судебному приставу объявлено замечание.

Неверно рассчитанная сумма задолженности по алиментам является достаточно распространенной причиной не только возвращения уголовных дел для производства дополнительного дознания, но и отмены надзирающими прокурорами постановлений о возбуждении уголовных дел.

Руководством Федеральной службы судебных приставов неоднократно направлялись в территориальные органы ФССП России обзоры и письма, в которых указывалось на необходимость при возбуждении и расследовании уголовных дел неукоснительно руководствоваться не мнением надзирающего прокурора по тому или иному вопросу, а требованиями уголовного и уголовно- процессуального законодательства, согласованной позицией Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ФССП России по конкретным правовым вопросам, изложенной в официальных документах, что будет способствовать принятию законных и обоснованных процессуальных решений.

Так, 18.06.2010 дознавателем Каменского межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Алтайскому краю возбуждено

уголовное дело N 40567 по факту злостного уклонения Тынтина С.Н. от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетней дочери. 22.06.2010 данное постановление отменено Каменским межрайонным прокурором в связи с тем, что при решении вопроса о возбуждении уголовного дела расчет задолженности по алиментам, с его точки зрения, произведен неверно.

Постановление Каменского межрайонного прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в отношении Тынтина С.Н. обжаловано в прокуратуру Алтайского края, и 13.07.2010 ходатайство удовлетворено. Постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела отменено в связи с тем, что в соответствии с письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.06.2010 N 69- 33-2010 точный расчет образовавшейся задолженности юридического значения для квалификации деяния по ст.157 УК РФ не имеет.

Приведенное уголовное дело 06.08.2010 направлено в суд, постановленный судом обвинительный приговор вступил в законную силу.

Указанные нарушения послужили поводом для внесения органами прокуратуры в 2010 году 113 представлений по фактам нарушения учетно- регистрационной дисциплины, 214 представлений по фактам нарушений законности при рассмотрении сообщений о преступлениях (в том числе 121 в связи с необоснованным отказом в возбуждении уголовного дела) по уголовным делам и материалам доследственной проверки сообщений о преступлениях, предусмотренных ст.157 УК РФ. В ходе изучения в порядке надзора материалов исполнительных производств по алиментным обязательствам прокурорами выявлено 43 материала, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст.157 УК РФ, что также послужило основанием для внесения актов прокурорского реагирования. По фактам выявленных нарушений в ФССП России поступило два обобщенных письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые с соответствующими указаниями ФССП России направлены для организации исполнения.

Вместе с тем целевые проверки территориальных органов ФССП России показали, что начальники отделов - старшие судебные приставы организацию взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей на этапе выявления преступлений должным образом не осуществляют: указания, подготовленные дознавателями, зачастую судебными приставами- исполнителями не выполняются, задолженность по алиментам не определяется, должники об уголовной ответственности по ст.157 УК РФ не предупреждаются, представления (рапорта) о привлечении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, к уголовной ответственности не направляются.

Таким образом, инициативное выявление судебными приставами- исполнителями преступлений в сфере принудительного взыскания алиментов в нарушение указания ФССП России от 21.08.2009 N 12/01-12983-АП "Об алгоритме взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей" осуществляется на неудовлетворительном уровне. Вместе с

тем несвоевременная фиксация в ходе исполнительного производства признаков преступления граничит с умышленным сокрытием преступлений и при определенных обстоятельствах может свидетельствовать о наличии в деянии работников ФССП России признаков должностных преступлений.

Нарабатываемая в территориальных органах ФССП России в соответствии с указанием и. о. директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации Игнатьевой Т . П . от 13.07.2010 N 12/04-16108-ТИ судебно-следственная практика показывает, что внесение должником несистематических проплат, несоизмеримых с размером задолженности и установленным доходом, как правило, осуществляется с целью избежать привлечения к уголовной ответственности.

Например, положительная практика привлечения таких должников к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ наработана в Управлении ФССП России по Пензенской области, где в 2010 году в отношении всех трудоспособных должников, производивших несистематические незначительные выплаты по исполнительным производствам о взыскании алиментов, возбуждены уголовные дела. По ним реализована судебная перспектива и постановлены обвинительные приговоры.

Так, 26.05.2010 в Железнодорожном районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Пензенской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, в отношении Князькина А.В., который в период с 30.05.2009 по 26.05.2010 злостно уклонялся от уплаты алиментов, при этом с целью избежать привлечения к уголовной ответственности произвел выплаты в размере 1000 руб. и 3500 руб. при общей задолженности за данный период в размере 48054 руб. Уголовное дело в установленный срок окончено и направлено в суд с обвинительным актом. Судом Князькин А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, и ему назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 6 месяцев с удержанием в доход государства 5% заработка.

Вместе с тем процесс организации взаимодействия органов дознания ФССП России с органами прокуратуры и судами в целях унификации правоприменительной практики привлечения к уголовной ответственности должников, злостно уклоняющихся от уплаты по решению суда средств на содержание детей (нетрудоспособных родителей), требует совершенствования.

В качестве положительного примера взаимодействия можно привести работу Управления ФССП России по Омской области. На совместно организованном с прокуратурой Омской области межведомственном совещании выработан единый подход к выявлению и расследованию уголовных дел данной категории, в соответствии с которым под злостным уклонением от уплаты алиментов однозначно понимается:

уклонение от уплаты алиментов более четырех месяцев; наличие двух и более предупреждений должника об уголовной

ответственности по ст.157 УК РФ;

наличие реальной возможности трудоустройства (наличие вакантных мест в службе занятости или администрации района; отсутствие медицинских противопоказаний к трудоустройству и т.д.).

В случаях наличия в действиях должника иных признаков злостности (сокрытие от судебного пристава-исполнителя места работы, дохода с целью избежать удержания по исполнительному листу, повторность совершения аналогичного преступления, розыск виновного ввиду сокрытия им своего места нахождения) вопросы возбуждения уголовного дела по ст.157 УК РФ решаются в индивидуальном порядке без учета перечисленных установок.

При этом незначительные выплаты в счет погашения алиментной задолженности расцениваются как способ избежать привлечения к уголовной ответственности.

Аналогичные критерии подхода к квалификации уклонения должников от уплаты по решению суда средств на содержание детей (нетрудоспособных родителей) по ст.157 УК РФ выработаны и в ряде других территориальных органов ФССП России, что позволяет им достигать высоких результатов в служебной деятельности.

Положительно отразилось на результатах деятельности внедрение в практику опыта Управления ФССП России по Ростовской области в части включения в систему оценки работы судебных приставов-исполнителей показателя выявляемости преступлений, подследственных ФССП России, и материального стимулирования высоких достижений в этом направлении (информационное письмо ФССП России от 09.02.2010 N 12/04-2017-АП).

Проведенный анализ свидетельствует, что практика применения к должникам возможностей уголовно-правового принуждения, в том числе превентивного характера, активно способствует достижению целей исполнительного производства.

За 2010 год в ходе реализации уголовно-процессуальных полномочий окончено 32329 исполнительных производств по взысканию алиментов. Фактически взысканная сумма по данной категории исполнительных производств составила 158 млн. 177 тыс.руб.

На основании изложенного в целях соблюдения законности при осуществлении исполнительных и процессуальных действий, а также повышения эффективности принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных родителей), в том числе посредством реализации уголовно-правовых полномочий, необходимо:

организовать изучение настоящего информационного письма работниками отделов организации исполнительного производства, организации дознания и административной практики, начальниками отделов - старшими судебными приставами, судебными приставами-исполнителями и дознавателями структурных подразделений территориального органа ФССП России;

усилить контроль за соблюдением требований законодательства и организационно-распорядительных актов ФССП России, регулирующих вопросы принудительного взыскания по решению суда средств на содержание

несовершеннолетних детей (нетрудоспособных родителей);

обеспечить действенный контроль за выполнением требований указаний ФССП России от 21.08.2009 N 12/01-12983-АП "Об алгоритме взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей" в части активизации инициативного выявления судебными приставами-исполнителями признаков преступлений, подследственных ФССП России, своевременного исполнения указаний, данных по исполнительным производствам, перспективным для возбуждения уголовных дел;

ввести в практику постановку на особый контроль исполнительных производств, в процессе работы по которым выносились постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по формальным основаниям, таким как отсутствие необходимого количества предупреждений, невозможность получения объяснений от взыскателей и должников в связи с их отсутствием по месту жительства на момент проведения доследственных проверок и т.п.; принять иные действенные меры по недопущению фактов сокрытия признаков преступлений;

по фактам неисполнения указаний по исполнительным производствам о взыскании алиментов проводить служебные проверки с последующим рассмотрением их результатов на оперативных совещаниях при руководителях территориальных органов ФССП России и решением вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации В.В.Воронин

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 4, 2011 год