ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 3 июня 2014 года N 00122/14/32188-АП

О результатах работы по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны уделять особое внимание выявлению, предупреждению, пресечению и профилактике коррупционных правонарушений.

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной службе) для государственных гражданских служащих установлены ограничения и запреты, а также определена ответственность за их нарушение. В ФССП России создана и постоянно совершенствуется система мер, обеспечивающих контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства и норм уголовного права.

С учетом складывающейся обстановки территориальным органам ФССП России необходимо уделять пристальное внимание работе, проводимой в целях недопущения и пресечения коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности. Реализацию мероприятий, направленных на противодействие коррупции, надлежит осуществлять систематически и на плановой основе.

В целях достижения положительной динамики в данном направлении деятельности в территориальные органы ФССП России (далее также - ТО ФССП России) неоднократно направлялись поручения о необходимости реализации комплекса мер по предупреждению и пресечению взяточничества (от 10.04.2012 N 12/12-8516-СВ* , от 02.11.2012 N 12/12-27944-АП, от 15.05.2013 N 12/12-12953-АП, от 31.10.2013 N 12/12-30965-АП, от 29.04.2014 N 000121/14/24096-АП). ________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 10.04.2012 N 12/12-8516- СВС". - Примечание изготовителя базы данных.

Вместе с тем, несмотря на представляемую ТО ФССП России информацию о реализации комплекса мер по противодействию коррупционным правонарушениям, имеют место недостатки в организации работы по пресечению фактов дачи взяток работникам ТО ФССП России, не в полной мере реализуется комплекс мер, направленных на формирование у государственных гражданских служащих нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

На протяжении ряда лет ФССП России проводилась целенаправленная работа, способствовавшая снижению количества фактов взяточничества в Службе (в 2011 году соответствующие уголовные дела возбуждены в отношении 81 работника, в 2012 году - 70 работников, в 2013 году - 64 работников).

Однако за истекший период 2014 года в отношении работников ФССП России (включая уволенных) возбуждено уже 43 уголовных дела в отношении 46 работников.

Наибольшее количество уголовных дел данной категории возбуждено в отношении работников в следующих территориальных органах ФССП России:

в УФССП России по Санкт-Петербургу - 8 работников; в УФССП России по Краснодарскому краю - 6 работников; в УФССП России по Москве - 7 работников. Анализ причин и условий совершения преступлений данной категории позволяет условно разделить их на две группы.

К преступлениям первой группы представляется возможным отнести преступные деяния, разово совершенные государственными гражданскими служащими в целях незаконного обогащения под влиянием ряда обстоятельств, без осознания ими в полной мере последствий совершаемых преступлений. Как правило, данные преступления характеризуются сравнительно небольшими суммами вымогаемых денежных средств и непринятием лицами, совершающими данные преступления, существенных мер конспирации.

Пресечение таких преступлений не сопряжено с проведением сложных оперативно-разыскных мероприятий, что позволяет правоохранительным органам без особых сложностей осуществлять задержание с поличным взяточников данной категории.

При этом системное выявление таких преступлений достаточно затруднено, так как единичные проявления криминальных деяний трудно предсказуемы. Совершение преступлений данной категории легче предотвратить путем надлежащего контроля за повседневной служебной деятельностью подчиненных со стороны руководства, системной воспитательной работой среди сотрудников ФССП России, способствующей профилактике коррупционных проявлений, организацией наглядно- агитационных мероприятий, предупреждающих о последствиях, которые повлекут за собой совершенные преступления, осуществлением разъяснений неотвратимости и суровости наказания за коррупционные преступления.

Вторая группа преступлений характеризуется совершенно иными признаками. Как правило, данные деяния связаны со значительными суммами взяток, совершаются опытными работниками (или группой работников) ФССП России. Этапы подготовки преступления и его совершения характеризуются высокой степенью конспирации. Зачастую преступники имеют связи в правоохранительных органах и пытаются их использовать, чтобы обезопасить себя в момент совершения преступлений.

Выявление и пресечение подобных преступлений органами внутренних дел и ФСБ России в значительной степени затруднено: зачастую преступники владеют знаниями о формах и методах оперативно-разыскной деятельности, имеют осведомителей в правоохранительных органах, а зачастую и покровителей среди различного уровня руководителей территориального органа ФССП России.

Вместе с тем, как показывает практика, данные работники Службы регулярно нарушают требования к служебному поведению, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, проявляя в повседневной

служебной деятельности признаки коррупционного поведения.

Принятие профилактических мер в отношении таких работников позволило бы своевременно склонить их к отказу от совершения коррупционных правонарушений или своевременно уволить с государственной службы.

По результатам проверок деятельности ряда ТО ФССП России, расположенных в Южном, Центральном, Приволжском, Северо-Западном федеральных округах, установлены существенные нарушения и недостатки в работе по профилактике коррупции, связанные с несоблюдением требований нормативных актов, регламентирующих организацию деятельности в данном направлении.

Например, недостаточно применяется такая мера профилактики коррупции, как проведение проверок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными государственными гражданскими служащими, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению".

В ходе проверки деятельности УФССП России по Краснодарскому краю совместно с подразделением по противодействию коррупции проанализированы справки о доходах ряда государственных гражданских служащих Управления. В результате выявлены факты, свидетельствующие о представлении государственными гражданскими служащими недостоверных и неполных сведений, которые подлежат проверке в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065.

Заседания комиссий, работа которых регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Указ N 821), проведены с нарушениями требований Указа N 821.

Так, в УФССП России по Краснодарскому краю проведено заседание комиссии по вопросу нарушения Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) вследствие указания рядом государственных гражданских служащих недостоверных либо неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Основанием для проведения заседания в нарушение п.16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом N 821 (далее - Положение о комиссиях), послужило представление прокуратуры Краснодарского края об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе (факты выявлены не отделом противодействия

коррупции Управления). В результате одного государственного гражданского служащего рекомендовано привлечь к дисциплинарной ответственности по результатам служебной проверки, предусмотренной ст.59 Закона о государственной службе, что является нарушением порядка применения взыскания за коррупционные правонарушения, определенного ст.59_3 Закона о государственной службе.

Копии протоколов заседаний комиссии или выписки из них в нарушение п.37 Положения о комиссиях к личным делам государственных служащих, в отношении которых были рассмотрены вопросы о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, не приобщались. Необходимо отметить, что деятельность комиссии с нарушением требований нормативных документов и приказа ФССП России от 24.05.2011 N 239 ставит под сомнение легитимность принимаемых ею решений.

Аналогичные нарушения в деятельности комиссий выявлены в управлениях ФССП России по Калужской, Кировской, Рязанской, Новгородской, Саратовской областям и Санкт-Петербургу.

Требует существенного совершенствования и организация работы по проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными государственными гражданскими служащими, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению.

В ходе проверки УФССП России по Краснодарскому краю было установлено, что у большинства работников, совершивших преступление, предусмотренное ст.290 УК РФ, а также у работников, в отношении которых правоохранительные органы располагают оперативной информацией о вовлеченности их в противоправную деятельность, в справках о доходах имеются данные, свидетельствующие о сокрытии ими источников и размеров полученных ими или членами их семьи доходов, непредставлении достоверных сведений об имеющейся недвижимости. Представление указанными лицами недостоверных сведений о доходах и имуществе является основанием для их увольнения с государственной службы в порядке, установленном действующим законодательством.

Таким образом, принятие Управлением своевременных и надлежащих профилактических мер позволило бы исключить вероятность совершения указанных преступлений данными работниками.

В целях профилактики коррупционных правонарушений следует рассматривать вопрос о регулярной ротации руководителей структурных подразделений, в рамках которой осуществлять перемещение начальников отделов - старших судебных приставов из одного структурного подразделения в другое по истечении 3-5 лет пребывания в должности.

Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что денежные выплаты работникам ФССП России, осуществляемые региональными властями в качестве дополнения к наградам субъекта Российской Федерации,

также подлежат неукоснительному декларированию в справках о доходах. Отсутствие обозначенных сведений в указанных документах также является коррупционным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.59_1 и 59_2 Закона о государственной службе.

Нарушения порядка проведения проверки кандидатов на замещение вакантных должностей влекут за собой принятие на государственную гражданскую службу граждан, склонных к совершению должностных и коррупционных преступлений.

Так, на государственную службу в УФССП России по Краснодарскому краю без надлежащей проверки подразделением по противодействию коррупции был принят гражданин, ранее осужденный гарнизонным военным судом по ст.286 УК РФ. При получении данной информации Управлением в отношении работника надлежащие меры реагирования приняты не были. В 2014 году указанный работник был задержан в ходе оперативно-разыскных мероприятий при получении взятки в размере 300 тыс. руб. за незаконное окончание исполнительного производства.

Целесообразно более активно применять меры материального стимулирования к работникам, по уведомлениям которых проводились оперативно-разыскные мероприятия в отношении взяткодателей, что также является одной из действенных профилактических мер.

Кроме того, обращаю внимание на необходимость соблюдения ограничений и запретов, установленных п.5 ч.1 ст.16 Закона о государственной службе, ч.2 ст.11 Закона о противодействии коррупции. Центральным аппаратом ФССП России (письмо от 15.05.2014 N 00124/14/27464) указывалось на недопустимость нарушения указанных норм законодательства, несоблюдение которых является предпосылкой к совершению коррупционных правонарушений.

Согласно п.1 ст.19 Закона о государственной службе конфликт интересов - это ситуация при которой личная заинтересованность гражданского государственного служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Нахождение на государственной гражданской службе в одном территориальном органе ФССП России работников, состоящих в родстве или свойстве, может привести к возникновению конфликта интересов, особенно в случаях подконтрольности или подотчетности одного другому.

Таким образом, в соответствии со ст.11 Закона о противодействии коррупции государственный гражданский служащий обязан принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а именно обязан письменно уведомить представителя нанимателя о сложившейся ситуации и возможных последствиях. При таких обстоятельствах руководитель территориального органа ФССП России обязан согласно п.3 ст.11 Закона о противодействии коррупции принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Тем не менее в управлениях ФССП России по Брянской, Рязанской областям по-прежнему не организована надлежащим образом деятельность

по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Отсутствие культуры антикоррупционного поведения во многом порождает необратимые последствия. В связи с этим вопросам антикоррупционной тематики, правовому просвещению и формированию правильных стереотипов поведения государственных гражданских служащих необходимо уделять больше внимания.

Каждый факт взяточничества должен быть предметом обсуждения во всех структурных подразделениях ТО ФССП России в рамках служебной подготовки.

В целях реализации на постоянной и плановой основе мероприятии по противодействию коррупции руководителям территориальных органов ФССП России главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо продолжить работу по применению установленных поручениями ФССП России мер, направленных на предупреждение и пресечение взяточничества в Службе, в том числе:

установить соответствующим приказом порядок стимулирования государственных гражданских служащих, уведомивших представителя нанимателя о попытках склонения их к совершению коррупционных правонарушении, а также государственных гражданских служащих, предоставивших информацию о коррупционных правонарушениях, нарушениях требований к служебному поведению и конфликте интересов - ввести в практику заслушивание руководителей структурных подразделений о результатах работы по выявлению взяткодателей, определив порядок такого заслушивания;

включить, издав соответствующий приказ, в рейтинг эффективности работы структурных подразделений показатель по противодействию коррупции, предусматривающий начисление баллов за поступившее уведомление, по результатам проверки которого в отношении взяткодателя проведены оперативно-разыскные мероприятия;

организовать работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов строго в соответствии с Указом N 821;

определить порядок ротации членов комиссии, в соответствии с которым регулярно осуществлять замену представителей структурных подразделений (кроме правового отдела, отдела государственной службы и кадров, отдела противодействия коррупции) по истечении года;

разработать и утвердить порядок работы территориального органа ФССП России в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными государственными гражданскими служащими, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению";

в целях реализации положений ст.11 Закона о противодействии коррупции

и ст.19 Закона о государственной службе разработать и утвердить порядок уведомления о личной заинтересованности;

разработать и утвердить алгоритм собеседования с каждым кандидатом на замещение должностей государственной гражданской службы, с перечнем подлежащих доведению до кандидата документов по противодействию коррупции, а также с наглядными пособиями и видеоматериалами, пропагандирующими отказ от совершения коррупционных и иных правонарушений;

разработать и утвердить порядок уведомления государственных гражданских служащих, увольняющихся с государственной службы, чьи должности входили в перечень установленный Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"";

рассматривать вопрос о регулярной ротации руководителей структурных подразделений, в рамках которой осуществлять перемещение начальников отделов -старших судебных приставов из одного структурного подразделения в другое по истечении 3-5 лет пребывания в должности;

каждый факт взяточничества рассматривать в рамках служебной подготовки во всех структурных подразделениях ТО ФССП России с использованием видеозаписей судебных разбирательств в отношении работников, занимавших ранее должности государственной гражданской службы ФССП России и осужденных за получение взятки;

ввести в практику проведение проверок оконченных и переданных на архивное хранение исполнительных производств, при исполнении которых могли возникнуть коррупционные риски, в целях проверки обоснованности принятых по ним процессуальных решений;

в целях установления причин и условий, способствовавших совершению преступлений, предусмотренных чч.3, 4 ст.159, ст.290, 291 УК РФ, проводить с участием специалистов-психологов внеплановые комплексные проверки деятельности структурных подразделений, работники которых подозреваются в совершении соответствующих коррупционных преступлений. В ходе указанных проверок подлежат обязательному установлению обстоятельства назначения работников на должность, а также осуществляется оценка эффективности проведенных ранее профилактических мероприятий и степени участия в них ответственных должностных лиц ТО ФССП России (курирующего заместителя руководителя ТО ФССП России, начальника структурного подразделения, начальника подразделения по противодействию коррупции, а также курирующих структурное подразделение работников профильных отделов аппарата). Результаты проверок с приложением копий подтверждающих документов не позднее месяца со дня выявления коррупционного правонарушения следует представлять в Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности ФССП России.

Информацию о результатах выполнения требований настоящего письма и проделанной работе по устранению причин и условий, способствовавших

совершению коррупционных преступлений, представить до 25.12.2014 в Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности.

Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А.О.Парфенчиков

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 7, 2014 год