ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 15 декабря 2014 года N 00043/14/77890-ВВ

О результатах деятельности по профилактике преступлений

Федеральной службой судебных приставов проанализированы результаты работы территориальных органов ФССП России в 2014 году по принятию мер, направленных на устранение выявленных в ходе предварительного расследования нарушений, способствующих совершению преступлений.

Профилактика преступлений является одним из приоритетных направлений деятельности органов дознания ФССП России при применении уголовно-процессуальных полномочий в отношении должников, не исполняющих судебные решения.

Вместе тем результаты работы по предупреждению преступлений в 2014 году по-прежнему указывают на недостаточно высокий уровень применения органами дознания ФССП России мер профилактического характера как в процессуальных (представления), так и непроцессуальных формах.

Согласно сведениям ведомственной статистической отчетности за 11 месяцев 2014 года дознавателями Федеральной службы судебных приставов в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам внесено 37760 представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2013 года (30912 представлений).

При этом предупредительные меры процессуального характера применялись в отчетном периоде дознавателями по 60,3% уголовных дел, оконченных производством (за 11 месяцев 2013 года - 51%).

В 2014 году полномочия, предусмотренные ч.2 ст.158 УПК РФ, наиболее эффективно реализовали в управлениях ФССП России по Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Алтайскому и Забайкальскому краям, Мурманской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Самарской, Саратовской и Тамбовской областям.

Недостаточно внимания внесению представлений по уголовным делам, расследованным дознавателями, уделялось в управлениях ФССП России по Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарскому краю, по Белгородской, Ленинградской, Смоленской областям, по Москве, в Отделе ФССП России по Ненецкому автономному округу.

Наибольшее количество представлений внесено по уголовным делам, возбужденным по признакам злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (по 37072 уголовным делам), что составляет 98% от всех внесенных представлений.

В связи с тем, что к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ привлекаются в основном неработающие лица, ведущие антисоциальный образ жизни, подавляющее большинство представлений обоснованно вносится на имя руководителей структурных подразделений территориальных органов МВД России. По результатам их рассмотрения участковые уполномоченные полиции проводят с указанными лицами профилактические мероприятия, направленные на предотвращение совершения ими подобных, а также более тяжких преступлений.

Так, дознавателем отдела судебных приставов Кольского района УФССП России по Мурманской области по окончанию расследования двух уголовных

дел, возбужденных в отношении Грошикова А.В. и Супруненко Н.В. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, внесены представления начальнику ОМВД России по Кольскому району с требованиями принятия мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению ими преступлений.

Данные представления рассмотрены на оперативном совещании при руководстве отдела внутренних дел, заслушаны участковые уполномоченные полиции по административным участкам, где проживают обвиняемые. Участковым уполномоченным указано на необходимость усиления профилактической работы с лицами данной категории.

По результатам рассмотрения представлений Грошиков А.В. и Супруненко Н.В. поставлены на профилактический учет, участковыми уполномоченными с ними проведены разъяснительные беседы, вследствие чего обвиняемые полностью оплатили сумму задолженности по алиментам.

Конструктивное сотрудничество с администрациями муниципальных образований также способствует решению проблемы трудоустройства лиц, длительно не выплачивающих алименты.

Так, дознавателем Чкаловского районного отдела судебных приставов (далее -РОСП) УФССП России по Нижегородской области в ходе расследования уголовного дела, возбужденного в отношении Воронина В.А. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, установлено, что подозреваемый длительное время злостно уклонялся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, при этом на учет в центр занятости населения не становился.

В этой связи дознавателем в адрес главы Кузнецовской сельской администрации Чкаловского района Нижегородской области внесено представление с требованием должностным лицам муниципального образования усилить работу с населением по разъяснению необходимости трудоустройства для реализации обязанности по уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Администрацией сообщено, что с Ворониным В.А. проведена профилактическая беседа, в результате чего он принят на работу в ООО "Чкаловский электромеханический завод". Судебным приставом- исполнителем копия исполнительного листа направлена для удержания с заработной платы должника.

В отдельных случаях только после непосредственного, активного вмешательства дознавателей ФССП России в деятельность государственных органов исполнительной власти виновные лица в полной мере несут уголовную ответственность за совершенное противоправное деяние.

Так, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного дознавателем Конаковского РОСП Управления ФССП России по Тверской области в отношении Башковой М.С. по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, установлено, что сотрудниками отдела по Конаковскому району УФМС России по Тверской области (далее - Отдел) допущены грубые нарушения при оформлении и выдаче документа,

удостоверяющего личность подозреваемой. При таких обстоятельств последняя могла избежать законного привлечения к уголовной ответственности.

В этой связи дознавателем в адрес начальника Отдела в порядке ч.2 ст.158 УПК РФ внесено представление. По данному факту проведена служебная проверка, по результатам которой виновные должностные лица Отдела привлечены к дисциплинарной ответственности.

В некоторых территориальных органах ФССП России представления дознавателями вносятся в адрес начальников отделов - старших судебных приставов в связи с неприменением судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения в отношении должников.

Например, дознавателем Фокинского РОСП УФССП России по Брянской области в ходе производства дознания по уголовному делу, возбужденному в отношении Можаева В.Н. по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, внесено представление в адрес начальника отдела - старшего судебного пристава о принятии мер, направленных на исполнение должником судебного решения об уплате алиментов.

Начальником отдела - старшим судебным приставом данное представление рассмотрено на оперативном совещании, заслушан судебный пристав-исполнитель, у которого на исполнении находится судебное решение в отношении Можаева В.Н.

В результате должностными лицами отдела с должником проведена профилактическая беседа с разъяснением последствий неисполнения требований исполнительного документа, после чего Можаев В.Н. внес плату в счет погашения задолженности по алиментам 200000 руб.

Анализ показал, что по остальным уголовным делам о преступлениях, подследственных ФССП России, внесено всего 688 представлений профилактического характера, из них: по ст.177 УК РФ - по 60 уголовным делам; ч.1 ст.294 УК РФ - по 4; ст.297 УК РФ - по 39; ст.312 УК РФ - по 392; ст.315 УК РФ - по 193 делам.

Так, дознавателем Гавриловского РОСП Управления ФССП России по Тамбовской области 24.03.2014 возбуждено уголовное дело в отношении механика Гавриловской центральной районной больницы Породина И.Д. по признакам состава преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ. Установлено, что Породин И.Д., являясь служащим районной больницы, не исполнял решение суда по перерегистрации транспортных средств медицинского учреждения, проведению их технического осмотра и ремонта.

В целях предупреждения в дальнейшем причин и условий, способствующих совершению преступления, дознавателем в процессе расследования уголовного дела в адрес главного врача больницы внесено представление в порядке ч.2 ст.158 УПК РФ. Только после этого руководством судебное решение выполнено, а исполнительное производство судебным приставом-исполнителем окончено фактическим исполнением.

Вместе с тем при наличии устойчивой тенденции к росту количества преступлений, подследственных ФССП России, в том числе совершенных

повторно, руководителями ряда территориальных органов Федеральной службы судебных приставов рассматриваемому направлению деятельности достаточного внимания не уделяется.

Обращает на себя внимание, что уведомления о принятии мер, на которые указано в представлениях, направленных дознавателями ФССП России в организации или соответствующим должностным лицам, поступили только по 76% от числа рассмотренных (за 11 месяцев 2013 года - по 64%). В ряде случаев должностными лицами организаций нарушаются сроки рассмотрения представлений, имеют место факты невыполнения должностными лицами органов исполнительной власти представлений органов дознания Федеральной службы судебных приставов.

В этой связи в целях исключения нарушений сроков рассмотрения представлений, а также получения достоверной и полной информации о принятых мерах, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, начальникам отделов - старшим судебным приставам, дознавателям необходимо инициировать внесение повторных представлений, а в необходимых случаях в обязательном порядке рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ.

Так, дознавателем Балейского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в отношении генерального директора ООО Управляющей компании "Уют" Ушакова О.В. по признакам состава преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ, внесено представление об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления и удержании с заработной платы должника Новиковой Н.Г. дохода в счет погашения алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Ушаков О.В. требование, касающееся недопустимости уклонения от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, не выполнил, уведомление о результатах рассмотрения данного представления в установленный законом срок дознавателю не направил. При таких обстоятельствах в отношении Ушакова О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 60 Балейского района Забайкальского края Ушаков О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.

Вместе тем за анализируемый период дознавателями ФССП России по фактам невыполнения руководителями организаций или должностными лицами законных требований, содержащихся в представлениях, составлено всего 78 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.7 КоАП РФ.

При этом в 72 территориальных органах ФССП России за 11 месяцев 2014 года, несмотря на наличие оснований, полномочия административной юрисдикции, предусмотренные ст.17.7 КоАП РФ, не применялись. Изложенное

свидетельствует о формальном подходе при использовании процессуальных полномочий и незаинтересованности в конечных результатах рассмотрения представлений руководителями организаций или должностными лицами, а также об отсутствии контроля со стороны начальников органов (подразделений) дознания за данным направлением деятельности.

Кроме того, анализ показал, что в ряде территориальных органов ФССП России порядок составления и внесения органами дознания представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, не соответствует положениям письма ФССП России от 18.10.2013 N 12/04-29361-АП "О деятельности территориальных органов ФССП России по профилактике преступлений".

Дознавателями не уделяется должного внимания качеству вносимых представлений. Зачастую в них не ставится вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, а содержание документов является шаблонным. В резолютивной части отсутствуют конкретные предложения по устранению выявленных обстоятельств, предлагаемые для предотвращения совершения новых преступлений меры формальны и неэффективны.

По-прежнему начальниками органов (подразделений) дознания надлежащий контроль за подготовкой и внесением дознавателями представлений профилактического характера осуществляется бессистемно. Перед направлением в организации или должностным лицам они на предмет обоснованности и законности не проверяются.

В свою очередь, подразделения дознания аппаратов отдельных территориальных органов ФССП России работе по профилактике преступлений внимания не уделяют. Текущая деятельность в указанной сфере осуществляется эпизодически, методическая и практическая помощь структурным подразделениям на постоянной основе не оказывается.

Действенным аспектом профилактики преступлений является активное применение ее непроцессуальных форм, таких как: выступления в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, средствах массовой информации, перед населением; направление писем (сообщений) руководителям организаций, предприятий и учреждений; публикация материалов в печати, в информационной сети "Интернет".

При этом анализ выявил пренебрежительное отношение руководства ряда территориальных органов ФССП России (управления ФССП России по Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, по Астраханской, Новгородской, Пензенской областям, г.Москве) к применению таких непроцессуальных форм профилактики преступлений, как направление писем, справок и предложений руководству организаций, государственных органов с целью предупреждения и устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

Так, за анализируемый период текущего года дознавателями ФССП России руководителям организаций и должностным лицам направлено только 510 писем профилактического характера. При этом по более чем 60 тыс. расследованных уголовных дел никаких мер предупредительного

реагирования непроцессуального характера не осуществлено.

Как показывает практика, первостепенное значение в организации профилактической работы имеют мероприятия, направленные на создание в обществе представления о неотвратимости ответственности за совершенное преступление, в том числе организованные во взаимодействии с общественными организациями, представителями духовенства.

С учетом указанного необходимо обратить внимание на такую форму профилактики, как выступления должностных лиц ФССП России перед общественностью с разъяснением складывающейся правоприменительной практики, в том числе с использованием печати, информационной сети "Интернет", радио, телевидения и непосредственного общения с трудовыми коллективами.

Так, за 11 месяцев 2014 года территориальными органами ФССП России в средствах массовой информации опубликован и размещен в информационной сети "Интернет" 6341 материал о результатах расследования уголовных дел, имеющих целью предупреждение совершения подобных преступлений. Кроме того, организовано более 400 выступлений должностных лиц ФССП России в средствах массовой информации, перед общественностью, а также на собраниях трудовых коллективов.

В этой связи заслуживает внимания опыт УФССП России по Орловской области, где организовано взаимодействие с Орловско-Ливенской епархией Русской Православной Церкви по профилактике преступлений, связанных со злостным уклонением от уплаты алиментов.

Так, в рамках совместных мероприятий в 2014 году должностными лицами структурных подразделений УФССП России по Орловской области с представителями духовенства проводятся беседы со злостными неплательщиками алиментов об обязанности заботиться о воспитании и содержании своих несовершеннолетних детей.

По итогам проведенных мероприятий 69 должников полностью погасили задолженность по алиментам, 58 граждан трудоустроились, 87 лиц встали на учет в качестве безработных, по 12 исполнительным производствам взыскатели в добровольном порядке отозвали исполнительные документы в связи с разрешением спорных вопросов.

Аналогичное успешное взаимодействие с представителями духовенства организовано и в других территориальных органах ФССП России.

На основании изложенного в целях повышения эффективности деятельности, направленной на предупреждение преступлений, необходимо:

организовать дополнительное изучение письма ФССП России от 18.10.2013 N 12/04-29361-АП в аппарате управления и в структурных подразделениях территориального органа ФССП России, а также обеспечить соблюдение его положений в части составления и внесения органами дознания представлений профилактического характера;

при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, обеспечить внесение представлений, предусмотренных ч.2 ст.158 УПК РФ, по каждому уголовному делу;

при совершении преступления лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности, в обязательном порядке выявлять конкретные обстоятельства, способствующие совершению повторного преступления, вносить мотивированные и обоснованные представления в адрес соответствующих органов и учреждений, добиваться принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

в случаях невыполнения в установленный законом месячный срок требований должностных лиц ФССП России, указанных в представлениях, вносить повторные представления, а при наличии оснований - привлекать виновных в игнорировании законных требований дознавателей к административной ответственности, предусмотренной ст.17.7 КоАП РФ;

шире использовать непроцессуальные формы профилактики преступлений;

обеспечить в отделах организации дознания территориальных органов ФССП России учет вносимых представлений и контроль за своевременностью информирования о результатах их рассмотрения.

О принятых мерах и результатах работы по профилактике преступлений, подследственных ФССП России, по итогам деятельности в первом полугодии 2015 года доложить в Управление организации дознания в срок до 16.07.2015. Информацию разместить на ведомственном служебном портале АИС ФССП России в разделе "Исполнение поручений центрального аппарата".

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации В.В.Воронин

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 1, 2015 год