ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 12 марта 2015 года N 00043/15/15098-ВВ

О соблюдении уголовно-процессуального законодательства при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях

В Федеральной службе судебных приставов проведен анализ соблюдения территориальными органами ФССП России уголовно-процессуального законодательства при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях в 2014 году.

Защита, восстановление прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, является приоритетной задачей органов дознания Федеральной службы судебных приставов. В этой связи организация работы по принятию и разрешению сообщений о преступлениях находится на постоянном контроле у руководства ФССП России и должностных лиц Управления организации дознания.

Согласно данным государственной статистической отчетности, в органы дознания ФССП России в 2014 году поступило 133530 сообщений о преступлениях, что на 2,3% больше, чем в 2013 году (130541), из них: по ст.157 УК РФ - 103131 сообщение о преступлении (в 2013 году - 98966); по ст.177 УК РФ - 5894 (5721); по ч.1 ст.294 УК РФ - 84 (84); по ст.297 УК РФ - 535 (572); по ч.1 ст.311 УК РФ - 13 (3); по ст.312 УК РФ - 3941 (4527); по ст.315 УК РФ - 16003 (16350); по иным преступлениям - 3929 (4318).

По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях в порядке ст.144-145 УПК РФ органами дознания ФССП России приняты следующие процессуальные решения:

о возбуждении уголовного дела - по 74328 сообщениям о преступлении, что на 5,8% больше, чем в 2013 году (70277);

об отказе в возбуждении уголовного дела - по 39837 сообщениям о преступлениях, что на 2% меньше, чем в 2013 году (40662);

о передаче по подследственности - по 7486 сообщениям о преступлении, что на 10% меньше, чем в 2013 году (8308).

Проведенный анализ свидетельствует, что в процессе реализации требований ст.144-145 УПК РФ и приказа Минюста России от 02.05.2006 N 139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях" (далее - Приказ N 139) продолжают иметь место нарушения в указанной сфере деятельности территориальных органов ФССП России.

Несмотря на неоднократные указания руководства Службы, по-прежнему допускаются значительное количество нарушений учетно-регистрационной дисциплины, а также волокита при рассмотрении сообщений о преступлении, а также принятие по результатам доследственных проверок преждевременных и незаконных процессуальных решений.

Не изжиты факты непринятия мер по регистрации поступающих сообщений о преступлениях, а также несвоевременной их регистрации, что приводит к существенным нарушениям конституционных прав граждан, пострадавших от противоправных деяний.

Так, в Ленинградский районный отдел судебных приставов (далее - РОСП) УФССП России по Краснодарскому краю 31.03.2014 поступили рапорты прокурора об обнаружении в действиях должников Гимиджаева П.Н. и Колениковой Н.В. признаков преступлений, предусмотренных ч.1 ст.157 УК РФ, которые в нарушение п.3 Инструкции, утвержденной приказом Минюста России N 139, в Книге учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) не регистрировались, соответственно доследственные проверки по ним не проводились. Вместе с тем сведения, содержавшиеся в материалах исполнительного производства, указывали на имеющиеся в деяниях должников признаки преступления.

Только 03.06.2014, т.е. спустя более двух месяцев, в ходе инспекционной проверки деятельности данного структурного подразделения указанные нарушения учетно-регистрационной дисциплины выявлены, а сообщения о преступлениях зарегистрированы в КУСП. По результатам процессуальных проверок в отношении Гимиджаева П.Н. и Колениковой Н.В. возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ.

По фактам выявленных нарушений начальник отдела - старший судебный пристав и дознаватель Ленинградского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю привлечены к дисциплинарной ответственности.

Характерным примером несвоевременной регистрации в КУСП сообщений о преступлениях является заявление Ризвонова Н.Ю. о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Саратовской области" по признакам состава преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ, которое 13.02.2014 поступило в Ленинский РОСП УФССП России по Саратовской области, а было зарегистрировано в КУСП только 03.03.2014, т.е. по истечении 18 суток.

По данному факту в отношении начальника отдела (_) старшего судебного пристава Ленинского РОСП Климова А.В. назначена служебная проверка, по результатам которой он привлечен к дисциплинарной ответственности.

Нередко в нарушение требований Приказа N 139 не зарегистрированные в КУСП и нерассмотренные сообщения о преступлении незаконно приобщаются судебными приставами-исполнителями к материалам исполнительных производств.

Так, в ходе приема судебному приставу-исполнителю Черновского РОСП г.Читы УФССП России по Забайкальскому краю Родиковой Е.А. 14.10.2014 от взыскателя Бабичевой Д.Д. поступило заявление о привлечении к уголовной ответственности должника Бабичева В.О. по признакам состава преступления, предусмотренного ст.157 УК РФ.

Судебный пристав-исполнитель Родикова Е.А. о поступлении соответствующего заявления о преступлении начальнику отдела - старшему судебному приставу, его заместителю незамедлительно не доложила, приобщила указанное сообщение о преступлении к материалам исполнительного производства, тем самым скрыв от учета общественно опасное деяние.

Указанное сообщение о преступлении выявлено только 02.12.2014 в ходе проверки деятельности структурного подразделения и незамедлительно зарегистрировано в КУСП.

В связи с допущенными нарушениями при приеме сообщения о преступлении в отношении судебного пристава-исполнителя Черновского РОСП назначена служебная проверка, по результатам которой она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Помимо этого в нарушение п.5 Инструкции, утвержденной Приказом N 139, выявлены факты невыдачи заявителям уполномоченными должностными лицами Службы талонов-уведомлений о принятии заявлений о преступлении и их регистрации в КУСП.

Так, дознавателем отдела судебных приставов (далее - ОСП) N 2 г.Петропавловск-Камчатский УФССП России по Камчатскому краю в нарушение требований ч.4 ст.144 УПК РФ после получения заявления Кравцовой Е.В. о привлечении к уголовной ответственности Кравцова А.В. за уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка талон-уведомление о принятии указанного заявления не выдавался.

Аналогичные нарушения выявлены в ходе инспекционного выезда в Вахитовский и Московский РОСП г.Казани УФССП России по Республике Татарстан, где сообщения о преступлениях, поступающие непосредственно от заявителей, в целях увеличения сроков их рассмотрения необоснованно регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции. При этом талоны-уведомления заявителям не выдаются.

Указанные грубые нарушения при приеме и регистрации сообщений о преступлениях стали возможны не только в связи с отсутствием процессуального контроля со стороны начальников органов дознания, но и вследствие их некомпетентности, поскольку в ряде случаев они не могут отличить сообщение о преступлении, содержащее все признаки общественно опасного противоправного деяния, от иного обращения граждан.

Так, в ОСП по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области 17.01.2014 поступило заявление главного врача ВУЗ ВО "Дом ребенка специализированный N 1" Михайленко Е.А. о привлечении к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ должника Озорниной А.Е.

После поступления указанное заявление о преступлении незамедлительно передано начальнику отдела - старшему судебному приставу Сорокину А.И., который вместо того, чтобы согласно п.6 Инструкции, утвержденной Приказом N 139, дать письменные указания дознавателю о регистрации сообщения о преступлении и проведении проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ, передал его судебному приставу-исполнителю для исполнения в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).

Указанное заявление о преступлении было обнаружено в материалах исполнительного производства в ходе проверки деятельности ОСП по Великоустюгскому району и только 06.02.2014 зарегистрировано в КУСП. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении дознавателем 21.02.2014 в отношении Озорниной А.Е. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ.

По факту выявленных нарушений начальник отдела - старший судебный пристав ОСП по Великоустюгскому району УФССП России по Вологодской области привлечен к дисциплинарной ответственности.

Примером, свидетельствующим о безответственном отношении к исполнению своих должностных обязанностей по пресечению преступлений и защите неотъемлемых конституционных прав граждан, являются действия и. о. начальника Тропарево-Никулинского ОСП УФССП России по Москве Костерева С.В., его заместителя по линии дознания Василькова В.И. и судебного пристава-исполнителя Бондаренко В.В. при рассмотрении заявления Груздевой Н.Е. о преступлении, совершенном Романовым В.В.

Установлено, что 18.11.2014 в данное структурное подразделение поступило заявление Груздевой Н.Е. о привлечении Романова В.В. к уголовной ответственности по ч.1 ст.157 УК РФ.

И.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Костеревым С.В. указанное заявление передано судебному приставу-исполнителю Бондаренко В.В. для рассмотрения в порядке и сроки, предусмотренные Законом N 59-ФЗ.

По результатам его рассмотрения Груздевой Н.Е. направлен ответ, в котором указывается, что в ее заявлении не содержится каких-либо конкретных обстоятельств, указывающих на противоправные действия Романова В.В., в связи с чем оно не подлежит регистрации в КУСП. Кроме того, заявителю сообщено, что указанное обращение не может быть рассмотрено как заявление о преступлении, поскольку ранее по нему проводилась проверка в порядке ст.144 УПК РФ.

Вместе с тем изучение Управлением организации дознания материалов по рассмотрению обращения Груздевой Н.Е. показало, что указанное заявление напрямую содержит достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ст.157 УК РФ, и подлежит безотлагательной обязательной регистрации в КУСП и рассмотрению в порядке и сроки, установленные УПК РФ.

В этой связи центральным аппаратом ФССП России даны указания о регистрации сообщения о преступлении в КУСП и проведении процессуальной проверки, а также о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных государственных гражданских служащих.

Кроме того, в связи с сокрытием от учета заявления Груздевой Н.Е. о совершенном преступлении 18.12.2014 руководством УФССП России по Москве составлен рапорт об обнаружении в действиях судебного пристава- исполнителя Бондаренко В.В. признаков состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, который направлен в Никулинский МРО СУ по ЗАО ГСУ СК России по Москве для рассмотрения по существу.

Также результаты выездных проверок свидетельствуют, что руководством ряда территориальных органов ФССП России уделяется недостаточное внимание вопросам полноты и достоверности размещения информации об организации приема сообщений о преступлениях на стендах в административных зданиях ОСП согласно требованиями приказа ФССП России от 23.10.2013 N 492 "Об утверждении перечня единых требований к информации, размещаемой на стендах в административных зданиях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в структурных подразделениях судебных приставов". Недостатки и недочеты в формировании информационных стендов повсеместно выявляются работниками Управления организации дознания.

Вместе с тем организация соответствующей работы по информированию граждан о реализации их прав на защиту является первостепенной задачей органов дознания ФССП России по профилактике правонарушений и изобличению виновных лиц, совершивших преступления.

Результаты проведенного анализа показывают, что в территориальных органах ФССП России в 2014 году продолжали иметь место многочисленные нарушения УПК РФ в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях.

Несмотря на уменьшение количества отмененных надзирающими прокурорами незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела (с 601 в 2013 году до 483 постановлений в 2014 году) и об отказе в возбуждении уголовного дела (с 15198 до 14907 постановлений) дознавателями большинства территориальных органов ФССП России доследственные проверки проводятся поверхностно и бессистемно. При этом все обстоятельства, доказывающие виновность подозреваемого в совершении преступления, не устанавливаются.

Начальники органов дознания в нарушение Положения, утвержденного приказом ФССП России от 26.08.2014 N 460 "Об утверждении Положения об организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов" (далее - Приказ N 460), упреждающий процессуальный контроль за полнотой и объективностью проведения проверок сообщений о преступлениях, а также обоснованностью, законностью и своевременностью принятия дознавателями процессуальных решений не обеспечивают.

В результате отдельные постановления дознавателей о возбуждении уголовного дела признаются незаконными, необоснованными и отменяются надзирающими прокурорами.

Так, дознавателем ОСП по Березовскому району Управления ФССП России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 07.05.2014 возбуждено уголовное дело в отношении Терентьевой Н.М. по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ.

Надзирающим прокурором 08.05.2014 постановление о возбуждении уголовного дела отменено как незаконное и немотивированное, поскольку дознавателем в ходе проверки не установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях Терентьевой Н.М., а именно: не опрошен муж подозреваемой и иные заинтересованные лица; не истребовались из уполномоченных органов сведения о получении Терентьевой Н.М. пенсии и иных социальных выплат, нахождении на учете в Центре занятости населения в качестве безработной.

Кроме того, из материалов проверки следует, что период уклонения от уплаты алиментов и сумма задолженности дознавателем установлены неверно, поскольку Терентьева Н.М. систематически производила оплату средств на содержание несовершеннолетнего ребенка.

За отсутствие надлежащего процессуального контроля и волокиту при проведении доследственной проверки начальник отдела - старший судебный пристав и дознаватель указанного ОСП привлечены к дисциплинарной ответственности.

Зачастую проведение дознавателями ФССП России неполных и некачественных проверок в порядке ст.144-145 УПК РФ приводит к неоднократному вынесению постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по формальным основаниям, а также к их отмене и возбуждению уголовных дел по инициативе органов прокуратуры.

По данным государственной статистической отчетности, в 2014 году из 3115 отмененных постановлений о возбуждении уголовных дел, по которым впоследствии приняты решения о возбуждении уголовного дела, 555, или 17,8%, отменены по инициативе надзирающих прокуроров.

Так, дознавателем ОСП по Артемовскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю 18.03.2014 по результатам доследственной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления по ч.1 ст.157 УК РФ в действиях должника Горнич В.В.

Надзирающим прокурором указанное решение дознавателя отменено как незаконное, необоснованное. Одновременно даны указания о рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении Горнич В.В.

Дознавателем 22.04.2014 в отношении Горнич В. В. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.157 УК РФ, и по окончании расследования дело с обвинительным актом направлено в суд.Указанный факт свидетельствует, что в ряде случаев начальники органов дознания ход рассмотрения дознавателями сообщений о преступлениях не контролируют, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела на предмет законности и обоснованности принятия процессуального решения зачастую не изучают, при наличии оснований ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателей об отказе в возбуждении уголовного дела перед прокурорами не возбуждают.

Нередко причинами отмены надзирающими прокурорами постановлений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела являются нарушения сроков проведения проверки сообщения о преступлении.

Согласно сведениям государственной статистической отчетности, по итогам 2014 года количество процессуальных решений, принятых в срок свыше трех суток, по сравнению с 2013 годом возросло на 1% (с 56697 до 57067 решений). Также увеличилось количество решений, принятых в срок свыше 10 суток, с 1491 в 2013 году до 1722 в 2014 году, т.е. на 15,5%.

Так, начальником ОСП по Шиловскому и Путятинскому району УФССП России по Рязанской области при проведении доследственных проверок по заявлению временного управляющего ООО "Строитель ПМК N 183" Гудковой О.Е. допущена грубая волокита, нарушены сроки проведения доследственной проверки, установленные ст.144 УПК РФ. В связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального законодательства начальнику отдела - старшему судебному приставу объявлен выговор.

Существенные нарекания со стороны надзирающих прокуроров вызывают нарушения дознавателями ФССП России сроков проведения дополнительных доследственных проверок после отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Так, дознавателем ОСП по Кемеровскому району УФССП России по Кемеровской области 27.02.2014 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Шахова Н.Н. в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ст.157 УК РФ.

Надзирающим прокурором 05.03.2014 указанное решение дознавателя отменено и установлен срок в 10 суток для устранения допущенных нарушений. Однако дознавателем по результатам дополнительной проверки процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято только 20.06.2014, т.е. по истечении более трех месяцев.

За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей дознаватель ОСП по Кемеровскому району привлечен к дисциплинарной ответственности.

Изложенные факты указывают на отсутствие надлежащего всестороннего процессуального контроля со стороны руководства отдельных территориальных органов ФССП России за приемом, регистрацией и рассмотрением сообщений о преступлениях, что приводит к дезорганизации работы по применению мер уголовно-правового воздействия, а также внесению актов прокурорского реагирования.

По итогам 2014 года надзирающими прокурорами внесено 728 актов прокурорского реагирования, связанных с нарушениями уголовно- процессуального законодательства, допущенными при приеме, регистрации - сообщений о преступлениях и в ходе проведения проверок в порядке ст.144-145 УПК РФ, что на 5,7% больше в сравнении с 2013 годом (689 представлений).

Наибольшее количество такого рода актов прокурорского реагирования в 2014 году поступило в управления ФССП России по Республике Башкортостан, по Пермскому краю, по Кемеровской, Новосибирской и Свердловской областям.

Так, в УФССП России по Свердловской области 21.03.2014 поступило представление прокурора о нарушениях уголовно-процессуального законодательства при приеме и регистрации сообщения о преступлении, в том числе связанных с ненаправлением копии процессуального решения по результатам доследственной проверки в надзирающий орган.

Установлено, что дознавателю Качканарского РОСП 15.05.2013 поступило заявление о привлечении к уголовной ответственности Моденова А.А. по факту злостного уклонения от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, которое им было зарегистрировано в КУСП по истечении 10 суток. Кроме того, в нарушение п.4 ст.148 УПК РФ копия постановления от 31.05.2013 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Моденова А.А. направлена надзирающему прокурору спустя 7 месяцев, только 09.01.2014.

По данному факту в отношении дознавателя Качканарского ОСП УФССП России по Свердловской области проведена служебная проверка, по окончании которой ему объявлено замечание.

За анализируемый период 2014 года по результатам служебных проверок в связи с несоблюдением уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и ведомственных приказов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях привлечено к дисциплинарной ответственности всего 152 должностных лица, что крайне незначительно в сравнении с допускаемыми нарушениями в данной сфере деятельности. Таким образом, руководством территориальных органов Федеральной службы судебных приставов принципиальная оценка выявляемым нарушениям дается не всегда.

На основании изложенного в целях исключения нарушений норм уголовно- процессуального законодательства и требований ведомственных правовых актов при принятии и разрешении сообщений о преступлениях, а также эффективной реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление необходимо:

организовать всесторонний и объективный процессуальный контроль за своевременной регистрацией и рассмотрением сообщений о преступлениях строго в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и с требованиями Приказа N 139;

обеспечить в соответствии с требованиями Приказа N 460 на постоянной основе изучение начальниками отделов - старшими судебными приставами (их заместителями по линии дознания) находящихся на рассмотрении у дознавателей материалов проверок, организовать системный упреждающий процессуальный контроль за обоснованностью, законностью и своевременностью принятия процессуальных решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо передаче сообщения по подследственности;

при принятии процессуальных решений в соответствии со ст.145 УПК РФ исключить факты возбуждения уголовного дела без получения подробных объяснений от должников, свидетелей, взыскателей и тщательного исследования документов исполнительного производства, подтверждающих наличие состава преступления;

требовать от начальников отделов - старших судебных приставов при принятии решения о продлении срока проверки до 10 суток проверять наличие фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуальных решений в срок не позднее 3 суток, а также контролировать своевременность возбуждения ходатайства перед прокурором о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток;

обеспечить личный контроль начальников отделов - старших судебных приставов за проведением дополнительных проверок на предмет полноты и принятия по их результатам законных и мотивированных процессуальных решений, исключив факты вынесения постановлений без исполнения в полном объеме указаний прокурора;

обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента их вынесения, а также за приобщением к материалам проверок сведений, подтверждающих выполнение требований ч.4 ст.148 УПК РФ (порядок обжалования);

организовать системное изучение в отделе организации дознания территориального органа ФССП России, находящихся на рассмотрении у дознавателей, не обладающих достаточным опытом работы, материалов проверок до принятия по ним процессуальных решений, при необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий с последующим контролем качества их реализации;

до 10.04.2015 провести учебно-методические занятия (с применением ВКС) с начальниками отделов - старшими судебными приставами, их заместителями, дознавателями и судебными приставами-исполнителями, а также работниками делопроизводства по изучению порядка приема и регистрации сообщений о преступлениях и положений рекомендаций Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2010 N 36-13-2010 о критериях разграничения понятий "сообщение о преступлении" и "сообщения о происшествии";

по каждому выявленному факту нарушений уголовно-процессуального законодательства и ведомственных актов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях рассматривать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Кроме того, при установлении в действиях государственных гражданских служащих обстоятельств, указывающих на сокрытие ими преступлений, незамедлительно составлять рапорт в порядке ст.143 УПК РФ и направлять соответствующие материалы в следственные органы в соответствии со ст.145 УПК РФ.

Информацию о принятых мерах и результатах проделанной работы представить в Управление организации дознания в срок до 21.09.2015. Информацию разместить на ведомственном служебном портале АИС ФССП России в разделе "Исполнение поручений центрального аппарата".

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации В.В.Воронин

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 4, 2015 год