ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 15 августа 2011 года N 12/01-19986-ТИ

Об исполнении приказа ФССП России от 18.03.2010 N 145

В соответствии с п.3 приказа ФССП России от 18.03.2010 N 145 "О мерах по осуществлению контроля за ведением исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений и исполнительных производств об обязании юридических лиц освободить незаконно занимаемые помещения" Федеральной службой судебных приставов проведен анализ исполнения территориальными органами ФССП России исполнительных производств указанных категорий в первом полугодии 2011 года.

Согласно представленной информации, в территориальных органах ФССП России и их структурных подразделениях в первом полугодии 2011 года на исполнении находилось 7252 исполнительных производства о сносе самовольно возведенных строений (в аналогичном периоде прошлого года (далее - АППГ) - 6268 исполнительных производств), при этом 3959 исполнительных производств находилось на исполнении более полугода.

В результате принятых судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, окончено 1628 исполнительных производств (АППГ - 1375 исполнительных производств) и 498 окончено по иным основаниям.

Остаток исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений по состоянию на 01.07.2011 составил 5129 исполнительных производств (АППГ - 4437 исполнительных производств), или 70%, и остается на том же уровне, что и в первом полугодии 2010 года.

Таким образом, несмотря на увеличение количества находящихся на исполнении исполнительных документов, удается не допускать увеличения остатка исполнительных производств благодаря активизации действий судебных приставов-исполнителей по применению мер принудительного исполнения и, как следствие, увеличения количества оканчиваемых исполнительных производств, в том числе в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Следует отметить, что наибольшее количество исполнительных производств указанной категории находилось на исполнении в УФССП России по Краснодарскому краю (1373 исполнительных производства) и в УФССП России по Москве (1236 исполнительных производств).

При этом в целях координации действий и обеспечения контроля за исполнением судебных решений в рамках реализации программы подготовки зимних Олимпийских игр 2014 года на контроль в Управлении организации исполнительного производства поставлена работа УФССП России по Краснодарскому краю (далее - Управление) по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений в городе-курорте Сочи.

Всего в первом полугодии 2011 года на исполнении в структурных подразделениях Управления, расположенных в городе-курорте Сочи, находилось 334 исполнительных производства рассматриваемой категории, из которых окончено и прекращено 148 исполнительных производств, в том числе фактическим исполнением - 125 исполнительных производств.

Кроме того, в Сочинском межрайонном отделе судебных приставов на

принудительном исполнении находилось 4 исполнительных производства о сносе самовольно возведенных строений, расположенных в зоне олимпийского строительства. В результате мер, принятых судебным приставом-исполнителем, 3 исполнительных производства окончены в связи с фактическим исполнением требований исполнительных документов.

В рамках исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений судебными приставами-исполнителями территориальных органов ФССП России в отчетном периоде было вынесено 3356 постановлений о взыскании исполнительского сбора (АППГ - 3100 постановлений), а также 1742 постановления о привлечении должника к административной ответственности в соответствии со ст.17.15 КоАП РФ (АППГ - 1636 постановлений).

За 6 месяцев 2011 года по результатам 22 проведенных проверок в соответствии со ст.144-145 УПК РФ в рамках указанных исполнительных производств возбуждено 7 уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ (АППГ - 13 уголовных дел).

Кроме того, 8 уголовных дел возбуждено в рамках исполнительных производств об обязании юридических лиц освободить незаконно занимаемые помещения в отношении руководителей должников-организаций.

Согласно сведениям, представленным территориальными органами ФССП России, всего в первом полугодии 2011 года на исполнении находилось 1158 исполнительных производств об обязании юридических лиц освободить незаконно занимаемые помещения (АППГ - 1209 исполнительных производств). Фактическим исполнением окончено 396 исполнительных производств (АППГ - 528 исполнительных производств). Остаток неоконченных исполнительных производств указанной категории составил 678 исполнительных производств (58%).

Увеличение количества находившихся на исполнении исполнительных документов об обязании юридических лиц освободить незаконно занимаемые помещения произошло в основном за счет исполнительных производств, находившихся на исполнении в УФССП России по Москве, где в первом полугодии 2011 года находилось 219 исполнительных производств рассматриваемой категории.

В целях разрешения указанной ситуации проведено совещание при заместителе мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителе Департамента имущества города Москвы Сергуниной Н.А. с участием Федеральной службы судебных приставов, в ходе которого принято решение о постановке на контроль в Управлении организации исполнительного производства исполнительных документов указанной категории, а также о проведении совместной сверки с Департаментом имущества города Москвы и Департаментом земельных ресурсов города Москвы.

Следует отметить, что письмом ФССП России от 28.10.2010 N 12/01- 24240-ТИ "Об исполнении приказа ФССП России от 18.03.2010 N 145" до сведения территориальных органов ФССП России доведена информация о нарушениях, выявленных в ходе комплексной проверки УФССП России по Краснодарскому краю, в части непостановки на территориальный контроль

исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений в соответствии с п.2.2 приказа ФССП России от 18.03.2010 N 145.

Вместе с тем комиссиями центрального аппарата ФССП России в ходе проверки территориальных органов ФССП России продолжают выявляться аналогичные нарушения.

Так, в ходе проведенной в июне 2011 года комплексной проверки УФССП России по Хабаровскому краю выявлены исполнительные производства о сносе самовольно возведенных строений, находящиеся на исполнении свыше 2 месяцев, которые в установленном порядке на территориальный контроль не поставлены.

При изучении аналитической справки УФССП России по Хабаровскому краю о состоянии работы по исполнительным производствам о сносе самовольно возведенных строений и об обязании юридических лиц освободить незаконно занимаемые помещения по итогам первого полугодия 2011 года также установлены факты несвоевременной постановки исполнительных производств указанных категорий на территориальный контроль.

При изучении сведений, представленных территориальными органами ФССП России, установлено, что в нарушение указания ФССП России от 24.03.2010 N 12/01-5188-АП УФССП России по Астраханской области не проинформированы органы прокуратуры об отзыве администрацией г.Астрахани с исполнения 2 исполнительных документов о сносе самовольно возведенных строений.

Письмом ФССП России от 03.05.2011 N 12/01-10370-ВВ в целях повышения эффективности исполнения указанной категории исполнительных документов территориальным органам ФССП России поручено в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора, разъяснять взыскателю возможность самостоятельного исполнения исполнительного документа в соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ, с последующим взысканием с должника всех понесенных расходов. В случае неоплаты должностным лицом юридического лица административного штрафа, наложенного в соответствии с о ст.17.14, 17.15 КоАП РФ, судебным приставам-исполнителям рекомендовано обращаться в суд с заявлением о временном ограничении указанному должностному лицу на выезд из Российской Федерации.

Как следует из представленной территориальными органами ФССП России информации, указанные требования доведены до сведения структурных подразделений, работа в данном направлении организована.

В результате реализации взыскателем права, предоставленного ст.206 ГПК РФ, в первом полугодии 2011 года фактическим исполнением окончено 77 исполнительных производств.

В то же время практика установления временного ограничения должностному лицу организации-должника на выезд из Российской Федерации в случае неоплаты штрафов, наложенных судебным приставом- исполнителем, в настоящее время не получила широкого применения.

Данные обстоятельства объясняются тем, что в рамках большинства находящихся на исполнении исполнительных производств о сносе самовольно возведенных строений должниками являются физические лица. Так, количество находившихся на исполнении в первом полугодии 2011 года исполнительных производств рассматриваемой категории в отношении физических лиц составило 6476 исполнительных производств, в отношении юридических лиц - 776 исполнительных производств, или 11%.

При этом штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем, как правило, оплачиваются должником в установленный срок. Кроме того, в ряде случаев установить местонахождение должника-организации не представляется возможным, что также исключает возможность применения к нему указанных мер принудительного исполнения.

В соответствии с указанным выше поручением ФССП России территориальными органами ФССП России проведен анализ практики применения обеспечительного ареста имущества должника до фактического взыскания расходов по совершению исполнительных действий либо расходов, понесенных взыскателем в ходе исполнения судебного решения. Согласно представленной территориальными органами ФССП России информации, указанная практика применения обеспечительных мер носит единичный характер, поскольку зачастую у должников отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание.

При этом в случае наложения ареста на имущество, как правило, должники погашают задолженность по вынесенным судебным приставом-исполнителем постановлениям о взыскании штрафа и расходов по совершению исполнительных действий.

В судебных органах действия судебных приставов-исполнителей по положению обеспечительного ареста имущества должника до фактического взыскания расходов по совершению исполнительных действий либо расходов, понесенных взыскателем в ходе исполнения судебного решения, не обжаловались.

Следует отметить, что информация о проведении указанного анализа рядом территориальных органов ФССП России не представлена (управления ФССП России по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, Самарской, Саратовской, Новгородской, Калининградской областям, Республике Тыва и Республике Бурятия).

Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено, что в ряде территориальных органов ФССП России ненадлежащим образом организована работа по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений.

В связи с изложенным необходимо: провести служебные проверки в отношении должностных лиц, допустивших нарушения приказа ФССП России от 18.03.2011 N 145, а также писем ФССП России от 24.03.2010 N 12/01-5188-АП и от 03.05.2011 N 12/01- 10370-ВВ;

составлять и приобщать к материалам исполнительных производств план-

схему земельного участка, на котором расположены подлежащие сносу объекты, с указанием количества входов/въездов на указанный земельный участок, иных объектов, расположенных в его границах, а также фотографии подлежащих сносу объектов;

в рамках исполнительных производств направлять письма взыскателям с предложением обратиться в суд с заявлением об исполнении судебного решения самостоятельно в порядке ст.206 ГПК РФ;

после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора проводить проверку имущественного положения должника, в том числе в целях установления возможности взыскания с него в дальнейшем административных штрафов и расходов по совершению исполнительных действий;

активизировать принятие в отношении должников мер по привлечению их к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.17.15, ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. В случае неоплаты должниками в установленный срок штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, организовывать привлечение их к ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

О проделанной работе и принятых мерах необходимо представить подробную информацию одновременно с представлением информации в соответствии с требованиями приказа ФССП России от 18.03.2010 N 145.

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, Т.П.Игнатьева

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 12, 2011 год