ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 1 сентября 2011 года N 12/01-21755-АП

О практике исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений уполномоченных органов и должностных лиц об административном приостановлении деятельности за первое полугодие 2011 года

Федеральной службой судебных приставов проведен анализ информации, представленной территориальными органами ФССП России, о практике исполнения судебными приставами-исполнителями исполнительных документов об административном приостановлении деятельности в порядке ст.109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - приостановление деятельности) за первое полугодие 2011 года.

Согласно данным ведомственной статистической отчетности ФССП России, в первом полугодии 2011 года в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России находилось на исполнении около 27 тыс. исполнительных производств о приостановлении деятельности должников. Из них более 21 тыс. окончены и прекращены (78,4%). В первом полугодии 2010 года находилось на исполнении 25,3 тыс. исполнительных производств, из них окончено более 20,3 тыс. (80,4% от общего количества исполнительных производств указанной категории).

Таким образом, общее количество находившихся на исполнении исполнительных производств о приостановлении деятельности в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличилось на 6,7%.

Из общего количества исполнительных производств указанной категории, находившихся на исполнении:

более 15,8 тыс. составляют постановления судов, принятые на основании протоколов должностных лиц государственного пожарного надзора МЧС России (58,6% от общего количества исполнительных документов о приостановлении деятельности);

более 4,2 тыс. - постановления судов, принятые на основании протоколов об административном правонарушении органов ФМС России (15,7%);

более 1,9 тыс. - постановления судов, принятые на основании протоколов об административном правонарушении органов Роспотребнадзора (7,3%);

около 1,5 тыс. - судебные акты (постановления и исполнительные листы), принятые по возбужденным прокурорами делам об административных правонарушениях и по искам прокуроров в защиту интересов неопределенного круга лиц (5,5%);

более 1 тыс. - постановления судов, принятые на основании протоколов об административном правонарушении органов Ростехнадзора (3,8%).

Количество находившихся на исполнении постановлений судов, принятых на основании протоколов иных уполномоченных органов (Россельхознадзор, Ространснадзор, ФНС России, Роскомнадзор и т.д.), менее значительно.

Постановления, вынесенные судами на основании протоколов, составленных должностными лицами государственного пожарного надзора МЧС России (далее - ГПН МЧС России), по-прежнему составляют наибольшую часть исполнительных документов об административном приостановлении деятельности должников, инициированных уполномоченными органами.

Всего в первом полугодии 2011 года окончено и прекращено более 21 тыс. исполнительных производств о приостановлении деятельности. Из них 12,2

тыс. составляют исполнительные производства по постановлениям, вынесенным органами ГПН МЧС России.

Фактическим исполнением окончено свыше 19,8 тыс. исполнительных производств (93,8% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств). Из них около 11,9 тыс. исполнительных производств о приостановлении деятельности - по постановлениям ГПН МЧС России.

В первом полугодии 2011 года на исполнении находилось 815 исполнительных производств о приостановлении эксплуатации зданий, помещений, в которых постоянно проживают граждане (жилые дома, общежития, интернаты и т.д.), из них 806 исполнительных производств о приостановлении деятельности инициированы ГПН МЧС России. Окончено и прекращено 668 исполнительных производств (82% от общего количества исполнительных производств данной категории), в том числе 648 исполнительных производств окончено фактическим исполнением (79,5% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств).

В отчетном периоде в территориальных органах ФССП России на исполнении находилось 3,8 тыс. исполнительных производств о приостановлении деятельности объектов, занимаемых учреждениями образования (24,2% от общего количества исполнительных производств данной категории). Из них более 2,93 тыс. окончено и прекращено (76,5%), в том числе 2,91 тыс. окончено фактическим исполнением (75,9%).

По информации территориальных органов ФССП России, в отчетном периоде текущего года 826 должников приняли меры по устранению нарушений, послуживших основанием для назначения данного вида административного наказания, в том числе по обеспечению пожарной безопасности - 533 должника (4,4% от общего количества оконченных и прекращенных исполнительных производств указанной категории).

При осуществлении контроля по приостановленным объектам судебными приставами-исполнителями за первое полугодие 2011 года выявлено 108 фактов нарушения должниками запрета на осуществление деятельности (повреждение пломб и печатей, фактическое возобновление деятельности) до окончания установленного судом срока административного приостановления, в большей части по пожароопасным объектам - 63 факта.

По указанным фактам, а также по иным фактам неисполнения должниками требований о приостановлении деятельности и законных требований судебного пристава-исполнителя в первом полугодии 2011 года судебными приставами-исполнителями возбуждено 235 дел об административных правонарушениях, в том числе по ст.17.14 КоАП РФ - 129, по ст.17.15 КоАП РФ - 99, по ст.19.4 КоАП РФ - 6, по ст.17.8 КоАП РФ - 1.

При приостановлении пожароопасных объектов было возбуждено 85 дел об административных правонарушениях.

В первом полугодии 2011 года в территориальных органах ФССП России оформлено 7021 заявка на обеспечение судебными приставами по ОУПДС

исполнительных действий по данной категории исполнительных производств.

Наибольшее количество заявок, поступивших от судебных приставов- исполнителей, отмечено в управлениях ФССП России по Республике Северная Осетия - Алания (437), по Республике Башкортостан (286), по Удмуртской Республике (371), по Кемеровской области (400).

Не оформлялись в первом полугодии 2011 года заявки на обеспечение судебными приставами по ОУПДС исполнительных действий при приостановлении деятельности должников в управлениях ФССП России по Чеченской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Республике Бурятия, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Татарстан, Приморскому и Хабаровскому краям, Чукотскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, Курской, Новгородской, Тверской областям.

Анализ показал, что порядок исполнения заявок соответствует требованиям п.6 Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденной приказом Минюста России от 03.08.99 N 226.

В ходе проведения с участием судебных приставов по ОУПДС исполнительных действий по приостановлению деятельности должников нарушений законодательства не допущено, физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие не применялись.

Участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий по данной категории исполнительных производств является сдерживающим фактором для лиц, желающих воспрепятствовать исполнению, и в целом способствует успешному окончанию фактическим исполнением исполнительных производств о приостановлении деятельности.

В ходе анализа выявлены проблемы, препятствующие эффективному исполнению исполнительных документов указанной категории:

1. Приостановление эксплуатации зданий, помещений, в которых постоянно проживают граждане.

Данная категория исполнительных производств, исполнение которых требует переселения граждан, по-прежнему остается наиболее сложной с точки зрения применения мер принудительного исполнения.

Так, в отделе судебных приставов по Октябрьскому району г.Красноярска на исполнении находилось исполнительное производство об административном приостановлении деятельности филиала ОАО "РЖД" сроком на 60 суток в форме запрещения эксплуатации помещения общежития путем опечатывания входных дверей здания, с разрешением доступа в помещение исключительно сотрудников оперативных служб, а также лиц, выполняющих работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности.

Судебным приставом-исполнителем установлено, что в общежитии постоянно проживают граждане и их несовершеннолетние дети. В целях исполнения требований указанного исполнительного документа главе администрации района направлено письмо с просьбой об оказании помощи во временном размещении граждан, проживающих в общежитии, организована рабочая встреча с сотрудниками ГУ МЧС России по Красноярскому краю. Также судебным приставом-исполнителем направлено в суд заявление о разъяснении способа и порядка исполнения требований исполнительного документа. Судом вынесено определение, в котором разъяснено, что деятельность общежития должна быть приостановлена путем отключения электроэнергии и опечатывания чердачного помещения. С учетом разъяснения суда судебным приставом-исполнителем требования исполнительного документа исполнены.

В Иркутском районном отделе судебных приставов УФССП России по Иркутской области на исполнении находилось исполнительное производство, возбужденное на основании постановления о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности путем запрета осуществления деятельности детского оздоровительного лагеря "Приморский" ООО "База отдыха Приморская" сроком на 15 суток.

Исполнить вышеуказанное постановление немедленно не представлялось возможным по причине нахождения на момент приостановления деятельности на территории детского лагеря 233 воспитанников.

Организация действий по выселению детей занимает не менее 3 дней, так как уведомление родителей и руководителей социальных заведений, на попечении которых находится часть воспитанников, требует определенных временных затрат. После решения вопроса с выездом детей исполнительные действия произведены в полном объеме, деятельность оздоровительного лагеря приостановлена. Исполнительное производство окончено фактическим исполнением.

В отделе судебных приставов по Ленинскому району г.Красноярска УФССП России по Красноярскому краю на исполнении находилось исполнительное производство об административном приостановлении

деятельности инфекционного отделения стационара городской больницы N 5 сроком на 60 суток. Главному врачу вручались требования об исполнении решения суда, за неисполнение которых к должностному лицу применены меры административного воздействия, а также взыскан исполнительский сбор.В целях правильного исполнения требований исполнительного документа, а также исключения возможности причинения вреда жизни и здоровью лиц, находящихся на стационарном лечении, судебными приставами- исполнителями под руководством специалистов аппарата Управления организовано взаимодействие с министерством здравоохранения Красноярского края, в результате чего решен вопрос о размещении людей, нуждающихся в медицинской помощи. Таким образом, решение суда исполнено без возникновения какой-либо социальной напряженности вокруг приостановления деятельности лечебного учреждения.

Управлением ФССП России по Ульяновской области при исполнении судебного решения о приостановлении деятельности зданий общежитий N 1 и N 2 ФГОУ СПО "Ульяновский строительный колледж" было организовано взаимодействие с губернатором Ульяновской области, министерством образования Ульяновской области и уполномоченным по правам человека в Ульяновской области.

В результате совместной работы в общежитии N 2 были полностью и в короткие сроки выполнены мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности. В дальнейшем исполнительное производство окончено фактическим исполнением в связи с досрочным прекращением административного приостановления деятельности общежития N 2. Министерством образования и науки Российской Федерации был принят к рассмотрению вопрос о выделении дополнительного финансирования противопожарных мероприятий в общежитии N 1.

Таким образом, практика исполнения исполнительных производств об административном приостановлении деятельности (эксплуатации) зданий, помещений, в которых постоянно проживают граждане, показала, что успешному решению проблем исполнения судебных актов о приостановлении деятельности в отношении социально значимых объектов способствует активное взаимодействие территориальных органов ФССП России с органами государственной власти.

2. Смена собственника или арендатора после назначения судом наказания в виде административного приостановления деятельности зачастую приводит к невозможности исполнения судебных решений о приостановлении деятельности.

Так, в Серпуховском районном отделе судебных приставов УФССП России по Московской области на исполнении находилось исполнительное производство, возбужденное на основании постановления Серпуховского городского суда Московской области по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Бугарин Е.А. и назначении ей наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток кафе "Подвал".

В результате совершения исполнительных действий установлено, что по договору аренды арендатором кафе "Подвал" является Маркаданов А.В. Ремонтные работы в кафе по устранению нарушений, установленных судом, не производились. ИП Бугарин Е.А. предпринимательскую деятельность по адресу, указанному в исполнительном документе, не осуществляет в связи с расторжением договора аренды с собственником помещения, по причине чего должник не может в добровольном порядке исполнить постановление суда, о чем составлен соответствующий акт. Должник предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст.315 УК РФ.

Исполнительное производство окончено в соответствии с подп.3 ч.1 ст.47 ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с невозможностью исполнения требований, указанных в исполнительном документе.

В УФССП России по Омской области сложилась следующая практика исполнения исполнительных документов при установлении фактов смены собственника или арендатора объекта, деятельность которого подлежит приостановлению.

Поскольку фактически утрачена возможность исполнения исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем направляется в суд заявление о прекращении исполнительного производства. Судом после исследования представленных материалов выносится определение о прекращении исполнительного производства.

Однако прекращение исполнительного производства по данным основаниям не достигает цели административного наказания, так как нарушения, послужившие основанием для назначения административного приостановления деятельности, остаются неустраненными, следовательно, не обеспечивается принцип неотвратимости наказания. Таким образом, в настоящее время порядок приостановления деятельности при смене собственника (арендатора) после назначения судом наказания в виде административного приостановления деятельности законодательно не урегулирован.

Судами за отчетный период рассмотрено 16 заявлений (жалоб) на действия судебных приставов-исполнителей при исполнении требований о приостановлении деятельности, в том числе 3 - на постановления судебных приставов-исполнителей о наложении административного штрафа и 3 - на постановления о взыскании исполнительского сбора, из них 3 признаны обоснованными.

По информации территориальных органов ФССП России, в первом полугодии 2011 года внесено 4 представления прокуратуры о нарушениях судебными приставами-исполнителями законодательства Российской Федерации при исполнении постановлений данной категории.

Руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации довести настоящую информацию до сведения судебных приставов-исполнителей для использования в практической деятельности и обеспечить контроль за выполнением судебными приставами-исполнителями поручений ФССП России по рассматриваемому вопросу и за соблюдением ими действующего законодательства при исполнении требований исполнительных документов об административном приостановлении деятельности.

Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А.О.Парфенчиков

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 11, 2011 год