ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 6 марта 2015 года N 0001/15/14001-АП

О практике применения должностными лицами территориальных органов ФССП России полномочий административной юрисдикции в 2014 году в сфере исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Применение к должникам мер административного воздействия, в том числе предусмотренных ст.17.15 КоАП РФ, имеет большое профилактическое значение и способствует обеспечению установленных задач в исполнительном производстве.

Согласно сведениям ЦБД АИС ФССП России, в 2014 году возбуждено 295275 исполнительных производств неимущественного характера, перспективных для привлечения должников к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ, что на 2,5% меньше, чем в 2013 году (302729). Несмотря на уменьшение количества поступивших исполнительных документов, количество выявленных административных правонарушений увеличилось на 460 дел, или на 1,4%. Так, за 2014 год должностными лицами ФССП России возбуждено 33933 дела об административных правонарушениях по анализируемой статье КоАП РФ (приложение 1*). ________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных. Вместе с этим при реализации полномочий, предусмотренных ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), судебные приставы-исполнители сталкиваются с такими проблемами, как отрицательная судебная практика по взысканию исполнительского сбора и недостаточное финансирование дополнительных полномочий и обязательств должников-бюджетополучателей, возложенных на них решениями судов, а также предоставление судами отсрочки (рассрочки) исполнения требований исполнительного документа на срок до нескольких лет.

Кроме того, имеются случаи некачественной работы судебных приставов- исполнителей по документированию признаков правонарушений, неполного исследования обстоятельств совершения противоправного действия, незнания норм КоАП РФ должностными лицами территориальных органов ФССП России, что приводит к отмене постановлений должностных лиц ФССП России о привлечении должника к административной ответственности.

Так, насудебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Куркинского района Управления ФССП России по Тульской области установлен факт неисполнения должником - Администрацией МО требований исполнительного документа неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В связи с этим Администрация МО привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Однако в протоколе об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем указано на невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.17.14 КоАП РФ.

В результате постановление о привлечении должника к административной ответственности отменено.

В целях повышения эффективности организации работы по исполнению исполнительных документов неимущественного характера, а также контролю за деятельностью территориальных органов ФССП России по применению к должникам мер административно-правового понуждения ФССП России с января 2015 года введен дополнительный показатель "Процент выявляемости административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.15 КоАП РФ".В 2014 году в отношении 121568 правонарушителей возбуждены административные дела по ч.1 и ч.3 ст.17.14 КоАП РФ, что на 23678 дел, или 16,3%, меньше, чем в 2013 году (145246).

Основной причиной, влияющей на снижение выявленных административных правонарушений по указанной статье, является активное взаимодействие ФССП России с регистрирующими органами и использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия, что в значительной степени уменьшило количество выставляемых судебными приставами-исполнителями требований лицам, участвующим в исполнительном производстве.

По итогам 2014 года должностными лицами территориальных органов ФССП России к административной ответственности за неуплату административных штрафов, назначенных судами, в установленный законом срок привлечено 174335 должников, что на 13921, или 8,7%, должников больше, чем в 2013 году.

Применение одной из основных мер понуждения должников к исполнению постановлений судов и должностных лиц ФССП России о наложении административных штрафов остается на низком уровне. Меры по привлечению лиц, уклоняющихся от уплаты административного штрафа, к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, применялись по 12,2% исполнительных производств (приложение 2*). ________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

По итогам работы за 2014 год показатель "Процент выявляемости административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ" с превышением среднероссийского значения достигнут 54 управлениями ФССП России. Из них наибольший процент выявляемости достигнут управлениями ФССП России: по Владимирской области (61,1%), Чукотскому автономному округу (57,5%), Санкт-Петербургу (39,0%).

Не достигнуто среднероссийское значение показателя 32 территориальными органами ФССП России. Наименьший процент выявляемости отмечается в управлениях ФССП России: по Ульяновской (3,0%), Московской (4,4%) и Новосибирской (5,1%) областям.

Территориальным органам ФССП России неоднократно поручалось проведение рабочих встреч с судейским сообществом с участием работников прокуратуры, а также иных заинтересованных уполномоченных органов, на которых предлагалось обсудить совместные пути решения проблем, связанных с выявлением административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, а также выработать порядок взаимодействия при реализации полномочий административной юрисдикции.

Однако проблемы, препятствующие реализации должностными лицами ФССП России полномочий административной юрисдикции по привлечению правонарушителей к административной ответственности за неуплату административных штрафов, назначенных судами в установленный законом срок, продолжают оставаться актуальными.

В связи с имеющимися проблемами в вопросах привлечения должников к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ ФССП России принято решение о внесении изменений в методику подсчета показателя "Процент выявляемости административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ" путем исключения из него исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений, поступивших на принудительное исполнение после истечения сроков давности привлечения должника к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений судебных органов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, исполнительных производств, возбужденных на основании заведомо неисполнимых исполнительных документов, где правонарушитель умер, никогда не проживал (не располагался) по адресу, указанному в исполнительном документе, ликвидирован и т.д., а также исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений, вынесенных без участия лица, привлеченного к административной ответственности.

На исполнении в 2014 году находилось 99311 постановлений об административном наказании в виде обязательных работ, что на 88258 исполнительных производств больше, чем в 2013 году (11053). В связи с этим количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч.4 ст.20.25 КоАП РФ, значительно увеличилось (приложение 3*). ________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Несмотря на то, что количество лиц, уклонявшихся от отбывания обязательных работ, в 2014 году составляло 2984, а количество составленных протоколов по ч.4 ст.20.25 КоАП РФ - 2988, не всеми территориальными органами ФССП России применялась данная мера административного воздействия.

Например, в Управлении ФССП России по Челябинской области количество лиц, уклонявшихся от отбывания обязательных работ, составило 529, а количество составленных протоколов по ч.4 ст.20.25 КоАП РФ - 60, в Управлении ФССП России по Тверской - 93 и 17, Управлении ФССП России по Архангельской области - 134 и 62 соответственно.

Большую социальную значимость имеют исполнительные производства об определении порядка общения с несовершеннолетними детьми и об определении места жительства ребенка.

По итогам работы за 2014 год должностными лицами территориальных органов ФССП России возбуждено 289 административных дел по ч.2 и ч.3 ст.5.35 КоАП РФ, что на 261 дело, 1или 47,5%, меньше, чем 2013 года.

По данным территориальных органов ФССП России, снижение количества выявленных административных правонарушений анализируемой категории объясняется добровольным исполнением должниками судебных решений.

Дополнительный показатель деятельности территориальных органов ФССП России "Процент дел об административных правонарушениях, рассмотренных с назначением административного наказания по ст.5.35, чч.2 и 2.1 ст.17.14, ст.19.5, 19.6, 19.7, 20.25 КоАП РФ" при его прогнозном значении 98% в 2014 году выполнен и составляет 99,4%. Прогнозное значение не достигнуто тремя управлениями ФССП России: по Чеченской Республике (87,7%), Республике Калмыкия (95,9%), Тюменской области (97,0%).

Одной из задач административного законодательства является предупреждение административных правонарушений, в том числе путем внесения судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Данное право закреплено ст.29.13 КоАП РФ.

В случае непринятия по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.19.6 КоАП РФ.

Управление организации исполнительного производства

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 4, 2015 год