ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 18 ноября 2011 года N 12/03-28277-ТИ

Об организации и обеспечении безопасности социально значимых судебных процессов

Одной из задач Федеральной службы судебных приставов является обеспечение безопасности проведения судебных заседаний. Особое внимание при этом уделяется наиболее важным и социально значимым судебным процессам.

По состоянию на 01.11.2011 на контроле в Федеральной службе судебных приставов находится обеспечение безопасности восьми социально значимых судебных процессов, а именно: в Верховном Суде Кабардино-Балкарской Республики, в Верховном Суде Карачаево-Черкесской Республики, в Верховном Суде Республики Ингушетия, в Северо-Кавказском окружном военном суде, в Верховном Суде Республики Коми, в Ленинском районном суде г.Перми, в Тверском областном суде, в Зюзинском районном суде г.Москвы.

В связи с окончанием судебных процессов и вынесением обвинительных приговоров в Федеральной службе судебных приставов снято с контроля обеспечение безопасности восемнадцати социально значимых судебных процессов, а именно: по Республике Ингушетия (окончен в Ставропольском крае), Кабардино-Балкарской Республике (окончен в Ростовской области), Карачаево-Черкесской Республике, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, по Красноярскому краю, по Ленинградской, Архангельской, Костромской, Вологодской, Магаданской, Свердловской областям и Москве (4 судебных процесса).

В текущем году работниками центрального аппарата ФССП России проведены проверки деятельности управлений ФССП России по Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Ростовской, Тверской областям и городу Москве по вопросам организации и обеспечения безопасности социально значимых судебных процессов, в ходе которых выявлен ряд нарушений.

В связи с этим по инициативе ФССП России проведены координационные совещания как на федеральном, так и на региональном уровнях с оказанием методической и практической помощи территориальным органам ФССП России.

Так, в Верховном Суде Карачаево-Черкесской Республики 05.10.2011 проведено координационное совещание по вопросам обеспечения безопасности социально значимых судебных процессов с участием председателя Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Давыдова А.П. и его заместителя Туника А.П., председательствующих в судебных заседаниях по уголовному делу N 2-04/11 в отношении Апаева М.Д. и уголовному делу N 2-21/11 в отношении Кагиева Р.Б., руководителя Управления ФССП России по Карачаево-Черкесской Республике Узденова Х.- И.М. и представителей центрального аппарата ФССП России.

С учетом выявленных в ходе проверки недостатков судебное заседание было перенесено на 18.10.2011, оглашен приговор, подсудимым назначены различные сроки наказания с отбыванием в местах лишения свободы. Кроме того, по материалам проверок УФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике от обеспечения безопасности социально значимых судебных

процессов были отстранены три судебных пристава по ОУПДС, имеющих родственные отношения с подсудимыми.

В ходе обследования здания Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики выявлено, что частично повреждены сетки ограждения клеток для содержания подсудимых, неисправна охранно-пожарная сигнализация отдельных помещений здания суда.

Табелем поста Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики предусмотрено 60 судебных приставов по ОУПДС (в зависимости от количества лиц, прибывающих на судебные заседания), а фактически несут службу всего 35 человек. В нарушение Рекомендаций по составлению табеля постам, утвержденных 27.10.2009 N 03-1425, в табелях постов не соблюдается последовательность их оформления.

Проверка деятельности Управления ФССП России по Москве показала, что пункты 2.3 и 2.4 Рекомендаций по организации и обеспечению безопасности проведения социально значимых судебных процессов, утвержденных 11.09.2009 N 03-1262, не выполнены. Пунктом 2.5 Плана работы территориального органа, утвержденного и. о. руководителя Управления ФССП России по Москве, предусмотрено создание оперативного штаба только из представителей Управления ФССП России по Москве, т. е. данный оперативный штаб не является межведомственным и легитимным.

Акт обследования здания и помещений суда был утвержден и.о. начальника отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Управления ФССП России по Москве и не содержал ни одного вопроса комплексного обследования. Кроме того, все члены комиссии, утвердившие акт, являлись работниками специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности Московского городского суда.Одним из примеров обеспечения безопасности рассмотрения в судах резонансных дел и непостановки на контроль в Федеральной службе судебных приставов является судебный процесс по уголовному делу N 2- 3/2011, который проходил с 22.09.2010 по 10.10.2011 в Ленинградском областном суде в отношении 21 обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.30, 105, 126, 210, 222, 286 УК РФ. Так, 10.10.2011 судья зачитала вводно-мотивировочную часть приговора, после чего объявила перерыв на 15 минут. В зале суда находился 21 подсудимый, из которых 13 - под охраной сотрудников конвойного подразделения в оборудованном месте для содержания под стражей и 8 подсудимых, находящихся под подпиской о невыезде, - в зале суда.

После возобновления судебного заседания и оглашения приговора выяснилось, что подсудимый Шинкаренко И.Н., находящийся под подпиской о невыезде, в зал судебного заседания после перерыва не вернулся. Судья незамедлительно вынесла решение об объявлении Шинкаренко И.Н. в розыск. Доклад о чрезвычайном происшествии в здании Ленинградского областного суда руководителю Управления ФССП России по Ленинградской области от начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов, и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава специализированного отдела оперативного дежурства не поступал.

Специальное донесение в центральный аппарат ФССП России о необходимости постановки судебного процесса на контроль не направлялось.

По результатам служебной проверки за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей приказом Управления ФССП России по Ленинградской области от 25.10.2011 N 51 работники привлечены к дисциплинарной ответственности.

По результатам проведенных проверок территориальных органов ФССП России установлено, что основными и характерными недостатками организации и обеспечения безопасности судебных процессов являются:

1. Несвоевременное информирование судами о подготовке к рассмотрению судебного процесса социально значимого характера или имеющего широкий общественный резонанс;

2. Отсутствие системного анализа оперативной обстановки в территориальных органах ФССП России и их структурных подразделениях о готовящихся социально значимых судебных процессах;

3. Несвоевременно создается межведомственный оперативный штаб, не разрабатывается межведомственный план по подготовке и обеспечению безопасности проведения социально значимого судебного процесса.

4. На период обеспечения безопасности социально значимых судебных процессов табели постам по усиленному варианту обеспечения охраны и обороны зданий судов при чрезвычайных ситуациях не разрабатываются, вследствие чего отсутствуют планы дислокации постов, не предусматривается взаимозаменяемость судебных приставов по ОУПДС;

5. Отсутствие должного взаимодействия территориальных органов ФССП России с территориальными органами и подразделениями ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФСИН России, управлениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и судами субъектов Российской Федерации;

6. Отсутствие плана работы территориального органа Федеральной службы судебных приставов по подготовке и обеспечению безопасности судебного процесса.

Кроме того, в нарушение указаний ФССП России от 17.03.2011 N 12/03- 5692-АП "О дополнительных мерах по противодействию терроризму" и от 31.03.2011 N 12/03-7166-АП* "О мерах по усилению охраны зданий судов и зданий территориальных органов ФССП России" ежемесячные тренировки по отражению вооруженного нападения на здания судов не проводятся.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 12/03-7155-АП". - Примечание изготовителя базы данных.

В целях надлежащей организации и обеспечения безопасности социально значимых судебных процессов необходимо впредь:

принять меры по устранению выявленных недостатков и недопущению подобных нарушений впредь;

обеспечить должный контроль исполнения требований Рекомендаций по организации и обеспечению безопасности проведения социально значимых судебных процессов, утвержденных 11.09.2009 N 03-1262;

лично довести до сведения председателей судов субъектов Российской Федерации информацию о порядке постановки на контроль в Федеральной службе судебных приставов обеспечения безопасности социально значимых судебных процессов;

поручить старшим судебным приставам структурных подразделений территориальных органов ФССП России провести аналогичные рабочие встречи с председателями городских и районных судов с целью своевременной подготовки к обеспечению безопасности социально значимых судебных процессов;

организовать проведение проверок табелей постам на предмет их соответствия руководящим документам ФССП России, в том числе проверить наличие в них планов дислокации постов, соответствие указанных в табеле постам единиц судебных приставов по ОУПДС фактическому их наличию;

руководителям территориальных органов ФССП России, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, совместно с подразделениями ФСБ России и МВД России проводить ежегодные дополнительные проверки в отношении работников на наличие сведений компрометирующего характера, результаты представлять до 20 декабря в Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности;

обеспечить в полном объеме проведение ежемесячных тренировок по отражению вооруженного нападения на здания судов.

Об исполнении настоящего поручения в срок до 20.12.2011 сообщить в Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов по адресу электронной почты: 777@fssprus.ru. Направление информации на бумажном носителе не требуется.

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации Т.П.Игнатьева

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 1, 2012 год