ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 16 мая 2014 года N 00121/14/27988-АП

Об организации работы при проведении оперативно-разыскных мероприятий и (или) следственных действий

Федеральной службой судебных приставов проанализирована информация о проведенных в 2012-2013 годах правоохранительными органами оперативно-разыскных мероприятиях и следственных действиях вне рамок возбужденных уголовных дел, связанных с массовым изъятием оригиналов материалов исполнительных производств.

По информации территориальных органов ФССП России (далее - территориальные органы), в 2012-2013 годах правоохранительными органами всего проведено 104 оперативно-разыскных мероприятия (далее - ОРМ) и (или) следственных действия в 28 территориальных органах вне рамок возбужденных уголовных дел, связанных с массовым изъятием оригиналов материалов исполнительных производств (в 2012 году - 45 ОРМ и (или) следственных действий, в 2013 году - 59), в рамках которых изъято 24694 исполнительных производства (в 2012 году - 10692, в 2013 году -14002). По изъятым исполнительным производствам в 2012-2013 годах правоохранительными органами возбуждено 41 уголовное дело.

Наибольшее количество исполнительных производств в 2012-2013 годах изъято в управлениях ФССП России по Алтайскому краю - 5609 исполнительных производств, по Республике Татарстан - 3059 (в том числе неоконченных - 72 исполнительных производства), по Новосибирской области - 3015, Московской области - 2298, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 1643, по Нижегородской области - 1365, по Республике Тыва - 1098.

В настоящее время сложилась практика принятия сотрудниками правоохранительных органов в ходе проведения ОРМ решений об изъятии значительного количества исполнительных производств, не имеющих отношения к предмету проверки, при отсутствии на осуществление данных действий соответствующего судебного акта. Таким образом, действиями правоохранительных органов создаются предпосылки к разглашению сведений, составляющих охраняемую федеральными законами тайну.

Нередки случаи, когда исполнительные производства возвращаются в ФССП России только после внесения в следственные органы органами прокуратуры представлений об устранении нарушений законодательства (управления ФССП России по Республике Татарстан, Республике Калмыкия и Республике Коми).

Вместе с тем в ряде регионов совершенно обоснованно имеет место изъятие исполнительных производств на основании постановлений, вынесенных судами (в 2013 году - 1 случай изъятия в УФССП России по Приморскому краю, в 2014 году - 2 случая, в управлениях ФССП России по Хабаровскому краю и Оренбургской области).

При этом суды, вынося судебные акты о производстве следственных действий и выемке документов, основывались на положениях ст.29, 165, 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих выемку предметов и документов, содержащих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, исключительно на основании судебного акта.

Таким образом, имеются все основания полагать, что документы, содержащие сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, персональные данные, другая конфиденциальная информация, в том числе предметы и документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, полученные в ходе совершения исполнительных действий, производства предварительного расследования в форме дознания, составляют исполнительскую тайну, выемка которых может быть произведена только на основании соответствующего судебного акта.

Принимая во внимание изложенное, в целях защиты прав и законных интересов сторон исполнительного производства, исключения необоснованного изъятия исполнительных производств, обеспечения надлежащего и своевременного исполнения требований исполнительных документов руководителям территориальных органов необходимо организовать работу в соответствии с указаниями, изложенными в письме ФССП России от 20.07.2012 N 12/12-17579, а именно:

начальникам структурных подразделений территориальных органов ФССП России (и.о. начальников структурных подразделений территориальных органов ФССП России):

1. При прибытии в структурное подразделение территориального органа ФССП России сотрудников органов, являющихся субъектом оперативно- разыскной деятельности, следственных органов для проведения гласного оперативно-разыскного мероприятия по обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее - обследование помещений) либо следственных действий необходимо:

1.1. требовать предъявления служебных удостоверений у прибывших лиц;

1.2. требовать предъявления документа, подтверждающего основания проведения любых действий (распоряжение руководителя (заместителя руководителя)) органа, являющегося субъектом оперативно-разыскной деятельности, для обследования помещений; постановление следователя на производство обыска (выемки) и передачи копии данного документа;

1.3. о прибытии официальных лиц уведомить непосредственного руководителя, лично присутствовать на проводимом мероприятии;

1.4. перед изъятием (выемкой) материалов неоконченных исполнительных производств предлагать сотрудникам правоохранительных органов пояснять, в каких целях производится именно изъятие (выемка) оригиналов исполнительных производств, предлагать рассмотреть возможность замены изъятия (выемки) осмотром на месте материалов исполнительных производств и незамедлительным представлением надлежаще заверенных копий необходимых документов;

1.5. при изъятии оригиналов документов ходатайствовать об изготовлении копий и заверении их официальными лицами, производящими обследование помещений либо следственные действия;

1.6. требовать внесения в протокол подробного перечня изымаемых предметов и документов и их индивидуальных характеристик. Настаивать на невозможности изъятия предметов и документов, не имеющих значения для уголовного дела и не относящихся к факту совершения преступления;

1.7. получать копию протокола после завершения обследования помещений либо следственного действия;

1.8. принимать меры по истребованию оригиналов изъятых исполнительных документов.

2. До начала проведения обследования помещений либо следственных действий необходимо вручать сотрудникам правоохранительных органов под роспись Уведомление о возможных последствиях несоблюдения требований законодательства Российской Федерации при проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия (или следственного действия) (прилагается).

При отказе сотрудников правоохранительных органов в получении или ознакомлении под роспись с данным Уведомлением кратко излагать содержание Уведомления в протоколе.

3. Вносить в протокол замечания и возражения по вопросам проведения обследования помещений либо следственного действия.

4. При необоснованном изъятии из структурных подразделений территориальных органов ФССП России сотрудниками правоохранительных органов исполнительных производств (отдельных документов, содержащихся в исполнительных производствах), содержащих сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, содержащих персональные данные, другую конфиденциальную информацию, в том числе предметы и документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, без наличия на то судебного акта, обжаловать данные действия руководителю следственного органа, органа прокуратуры, а также в судебном порядке.

Положения настоящего письма довести до сведения начальников структурных подразделений территориальных органов ФССП России (их заместителей) и обеспечить наличие письма на рабочих местах указанных должностных лиц.

Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А.О.Парфенчиков

Приложение. Уведомление о возможных последствиях несоблюдения требований законодательства Российской Федерации при проведении гласного оперативно- разыскного мероприятия (или следственного действия)

Приложение к письму ФССП России от 16 мая 2014 года N 00121/14/27988-АП

"___" ___________ 20__ г.

(место составления)

В связи с проведением

(наименование правоохранительного органа, проводящего ОРМ)

гласного оперативно-разыскного мероприятия (или следственного действия) в

(наименование территориального органа ФССП России (структурного подразделения территориального органа ФССП России))

на основании о проведении

(указать основание: поручение, распоряжение, иной документ)

гласного оперативно-разыскного мероприятия (или следственного действия) уведомляем, что изымаемые предметы и документы могут содержать информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также иную охраняемую законом тайну.

Изъятие (выемка) материалов неоконченного исполнительного производства (производств) влечет за собой приостановление и невозможность исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а равно может повлечь воспрепятствование их исполнению и наступление уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что нарушение требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве также влечет предъявление сторонами исполнительного производства иска на основании ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании материального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, а также иска о компенсации морального вреда на основании ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(должность, Ф.И.О., наименование структурного подразделения территориального органа ФССП России)

(подпись)

(должность, Ф.И.О., наименование подразделения правоохранительного органа, проводящего ОРМ (или следственного действия))

(подпись)

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов, N 7, 2014 год