ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 6 октября 2010 года N 12/06-22263-АП

О причинах увеличения количества обращений в территориальных органах ФССП России в первом полугодии 2010 года

Во исполнение поручений по пунктам 7.1 и 16 решения коллегии ФССП России от 4 августа 2010 года "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов за первое полугодие 2010 года и мерах по активизации работы во втором полугодии 2010 года", объявленного приказом ФССП России от 13 августа 2010 года N 359, Управлением делопроизводства изучена информация, содержащаяся в справках территориальных органов ФССП России, о причинах значительного увеличения количества обращений граждан и представителей организаций в ряде территориальных органов ФССП России в первом полугодии 2010 года, а также причинах резкого (более чем на 50%) увеличения количества обращений в управлениях ФССП России по Республике Калмыкия, по Хабаровскому краю, по Брянской и Смоленской областям.

Следует отметить, что в первом полугодии 2010 года наметилась положительная тенденция к уменьшению количества обращений, поступающих в территориальные органы ФССП России. Так, в территориальные органы ФССП России поступило 171591 обращение, что на 8158 обращений (или на 4,5%) меньше, чем в первом полугодии 2009 года (179749 обращений).

В качестве положительного момента следует отметить также снижение темпов роста числа обращений. Если в первом полугодии 2009 года в отдельных территориальных органах ФССП России по сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество обращений увеличилось в 2-3 раза (в Управлении ФССП России по Смоленской области - в 2,9 раза, в Управлении ФССП России по Новосибирской области - в 2,4 раза, в Управлении ФССП России по Томской области - в 2,1 раза, в Управлении ФССП России по Республике Ингушетия - в 2 раза), то в первом полугодии 2010 года максимальный рост их количества составил 85,9%.

Вместе с тем увеличение числа обращений в отчетном периоде произошло в 52 территориальных органах ФССП России, что составляет 62,7% от общего количества территориальных органов ФССП России (83), что на 3,6% меньше, чем в первом полугодии 2009 года - в 55 территориальных органах (66,3%).

В первом полугодии 2010 года по сравнению с первым полугодием 2009 года значительно (более чем на 50%) увеличилось число обращений в управлениях ФССП России по Республике Калмыкия, по Хабаровскому краю, по Брянской и Смоленской областям.

Так, в Управлении ФССП России по Брянской области количество обращений увеличилось на 85,9% (с 354 до 658), в Управлении ФССП России по Смоленской области - на 68,8% (с 602 до 1016), в Управлении ФССП России по Республике Калмыкия - на 64,9% (с 74 до 122), в Управлении ФССП России по Хабаровскому краю - на 53,6% (с 1065 до 1636).

В качестве одной из главных причин увеличения числа обращений в аналитических справках указывается возросший в первом полугодии 2010 года объем исполнительных документов, поступивших на исполнение в указанные территориальные органы ФССП России.

Рост количества исполнительных документов, поступивших на исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России,

безусловно влияет на увеличение числа обращений. Вместе с тем изучение статистических данных свидетельствует о том, что прямо пропорциональная зависимость между увеличением количества исполнительных документов и ростом количества обращений во многих территориальных органах ФССП России отсутствует.

В частности, количество исполнительных документов, находившихся на исполнении в структурных подразделениях Управления ФССП России по Республике Калмыкия, увеличилось на 39,6%, Управления ФССП России по Хабаровскому краю - на 35,1%), по Брянской области - на 26,1%, по Смоленской области - на 17,5%).

Отсутствие указанной взаимозависимости наблюдается и в других территориальных органах ФССП России.

Так, в Управлении ФССП России по Омской области рост количества обращений в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 47,9%, тогда как количество исполнительных документов увеличилось лишь на 28,6%. В Управлении ФССП России по Удмуртской Республике указанные показатели составили 45,9% и 34,1%, в Управлении ФССП России по Республике Карелия - 44,4% и 13,9%, в Управлении ФССП России по Забайкальскому краю - 37,3% и 24,8%.

Показатели увеличения количества обращений и увеличения числа исполнительных документов (в процентном отношении) соразмерны лишь в 9 территориальных органах ФССП России из 83 (управления ФССП России по Республике Башкортостан, по Республике Адыгея, по Орловской области и др.).Из 52 территориальных органов ФССП России, в которых имело место увеличение количества обращений, в 24 (т.е. в каждом втором) темпы роста количества исполнительных документов значительно опережают темпы роста числа обращений (управления ФССП России по Воронежской, Калининградской, Рязанской областям и др.).

Как недоработку руководителей управлений - главных судебных приставов 18 территориальных органов ФССП России следует отметить увеличение (в процентном отношении) количества обращений в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (управления ФССП России по Республике Бурятия, по Республике Саха (Якутия), по Ульяновской, Нижегородской областям и др.).

Процент увеличения колеблется от 8,1% в Управлении ФССП России по Сахалинской области до 34,4% в Управлении ФССП России по Республике Бурятия. При этом в указанных территориальных органах ФССП России в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года имела место тенденция к уменьшению количества обращений.

Напротив, в 19 территориальных органах ФССП России (управления ФССП России по Краснодарскому, Ставропольскому краям, по Костромской, Тверской, Кемеровской, Новосибирской областям, по Санкт-Петербургу и др.) количество обращений в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшилось.

Управлением делопроизводства по результатам изучения справок, представленных территориальными органами ФССП России, в числе основных причин резкого увеличения количества обращений отмечаются следующие.

1. В 29 территориальных органах ФССП России, т.е. в каждом третьем, имеет место диспропорция в поступлении обращений в аппарат управления и структурные подразделения.

Среди территориальных органов, где имело место резкое (более 50%) увеличение количества обращений, указанная диспропорция наблюдается лишь в Управлении ФССП России по Брянской области. В первом полугодии 2010 года в аппарат управления поступило 67% от общего количества обращений, в структурные подразделения - 33%. В управлениях ФССП России по Республике Калмыкия, по Хабаровскому краю, по Смоленской области обращения распределились пропорционально.

Среди других территориальных органов наиболее резкая диспропорция наблюдается в управлениях ФССП России по Чукотскому автономному округу (96,2% и 3,8%), по Кабардино-Балкарской Республике (73,9% и 26,1%), по Амурской области (61,6% и 38,4%).

В остальных территориальных органах ФССП России обращения между аппаратом управления и структурными подразделениями распределяются достаточно пропорционально.

2. Значительное влияние на общий рост количества обращений оказало увеличение количества обращений отдельных категорий, в частности, по вопросам неисполнения судебных решений о взыскании алиментов и денежных средств.

Наиболее часто в первом полугодии 2010 года граждане обращались в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов именно в связи с неисполнением судебных решений по указанным видам исполнительных документов (о взыскании денежных средств - 94942 обращения (55,3% от общего числа), о взыскании алиментов - 36458 (21,2%)). В первом полугодии 2009 года указанные показатели составили 68152 (37,9%) и 39228 (21,8%) обращений соответственно.

Количество обращений по вопросам неисполнения решений судов о взыскании денежных средств увеличилось с 68152 в первом полугодии 2009 года до 94942 в первом полугодии 2010 года.

Во многих территориальных органах ФССП России обращения граждан по вопросам неисполнения судебных решений о взыскании денежных средств составляют 40-65% от общего количества обращений (в Управлении ФССП России по Кировской области - 65,5%, в Управлении ФССП России по Челябинской области - 60%, в Управлении ФССП России по Республике Алтай - 55%, в Управлении ФССП России по Нижегородской области - 55,7%, в Управлении ФССП России по Самарской области - 54%, в Управлении ФССП России по Ульяновской области - 51,4%, в Управлении ФССП России по Ростовской области - 51,2%, в Управлении ФССП России по Алтайскому краю - 49%), в Управлении ФССП России по Забайкальскому краю - 46%, в Управлении ФССП России по Еврейской автономной области - 42,9%, в Управлении ФССП России по Амурской области - 41%, в Управлении ФССП России по Республике Северная Осетия - Алания - 39,4%, в Управлении ФССП России по Республике Саха (Якутия) - 39%).

Резкое увеличение количества обращений по исполнительным документам указанной категории произошло в управлениях ФССП России по Республике Калмыкия - в 3,6 раза, по Смоленской области - в 2,7 раза.

Вопросы принудительного исполнения судебных решений о взыскании алиментов поставлены в 36458 обращениях граждан, что составляет 21,2% от общего количества поступивших обращений.

В ряде территориальных органов ФССП России обращения граждан по вопросам взыскания алиментов составляют около 40% от общего количества обращений (в Управлении ФССП России по Чукотскому автономному округу - 42,3%, в Управлении ФССП России по Еврейской автономной области - 44%, в Управлении ФССП России по Республике Калмыкия - 36,8%, в Управлении ФССП России по Забайкальскому краю - 36,3%, в Управлении ФССП России по Курской области - 33%, в Управлении ФССП России по Ивановской области - 31,5%).

Обращения по вопросу неисполнения судебных решений о взыскании алиментов в Управлении ФССП России по Хабаровскому краю составляют 25,5%, в Управлении ФССП России по Смоленской области - 24,2%, в

Управлении ФССП России по Брянской области - 23,1% (каждое четвертое обращение).

3. В ряде территориальных органов ФССП России большая часть обращений в отношении работников поступает в те структурные подразделения, работа в которых организована ненадлежащим образом.

Так, в Управлении ФССП России по Республике Калмыкия наибольшее количество обращений поступило в Элистинский городской отдел судебных приставов (52), межрайонный отдел по особым исполнительным производствам при Верховном и Арбитражном судах Республики Калмыкия (12). Таким образом, в отношении работников вышеуказанных отделов поступило 52,5% от общего количества обращений. В Управлении ФССП России по Республике Карелия 36,2% от общего количества поступивших обращений составили обращения, поступившие в межрайонный отдел судебных приставов по г.Петрозаводску и Прионежскому району и в межрайонный отдел по особым исполнительным производствам.

В УФССП России по Хабаровскому краю наибольшее количество обращений поступило в отделы судебных приставов по г.Комсомольску-на- Амуре и Комсомольскому району (364), Ванинскому (231), Индустриальному (153), Центральному (151) районам, в УФССП России по Нижегородской области - в отделы судебных приставов по Автозаводскому (166), Нижегородскому (145), Канавинскому (131) районам.

4. Несмотря на сокращение количества повторных обращений, поступивших в территориальные органы ФССП России в первом полугодии 2010 года (с 6262 до 5753), т.е. на 509 (или на 8,1%), их число по-прежнему остается значительным.

Рост числа повторных обращений, несомненно, оказал негативное влияние на увеличение общего количества обращений.

Значительное количество повторных обращений поступило в следующие управления ФССП России: по Тульской области - 20,1% от общего числа обращений, по Нижегородской области - 12,9%, по Республике Хакасия - 12,2%, по Самарской области - 11,1%, по Кабардино-Балкарской Республике - 10,4%, по Воронежской области - 10%, по Ростовской области - 8%, по Смоленской области - 7,7%, по Владимирской области - 7,5%.

Среди территориальных органов ФССП России, в которых наблюдается наиболее резкий (более 50%) рост количества обращений, наиболее значительна доля повторных обращений в Управлении ФССП России по Смоленской области (7,7%). Поскольку в управления ФССП России по Республике Калмыкия, по Хабаровскому краю, по Брянской области поступило незначительное количество повторных обращений, это не оказало влияния на общий рост числа обращений в указанных территориальных органах ФССП России.

5. В целях предотвращения поступления обращений, а также снижения их количества, предупреждения нарушений судебными приставами- исполнителями законодательства о работе с обращениями территориальными органами ФССП России принимаются организационно-управленческие меры.

На оперативных совещаниях в аппаратах управления заслушиваются начальники отделов - старшие судебные приставы, ненадлежащим образом организовавшие работу по данному направлению деятельности. По результатам изучения итогов работы с обращениями в структурные подразделения территориальных органов ФССП России направляются информационные письма.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на значительное количество проводимых территориальными органами ФССП России мероприятий, направленных на снижение количества обращений, их результативность невысока. Управленческие решения по указанному направлению деятельности принимаются руководителями территориальных органов ФССП России, как правило, по выявленным в ходе рассмотрения обращений фактам нарушения норм действующего законодательства.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о невысоком качестве профилактической работы, направленной на снижение количества поступающих обращений, отсутствии комплексного подхода и руководящей составляющей в деятельности аппаратов управления территориальных органов ФССП России.

В отношении виновных должностных лиц по фактам нарушений проводятся служебные проверки.

Так, в Управлении ФССП России по Омской области по фактам ненадлежащего рассмотрения обращений проведено 19 служебных проверок, к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц.

В Управлении ФССП России по Пермскому краю проведено 38 служебных проверок, по результатам которых 19 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

По результатам 13 служебных проверок, проведенных в Управлении ФССП России по Кабардино-Балкарской Республике, 9 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

В Управлении ФССП России по Кировской области проведено 9 служебных проверок, 8 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Управлением ФССП России по Приморскому краю за отчетный период проведено 8 служебных проверок, по результатам которых 4 судебных пристава-исполнителя привлечены к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, ни количество подготовленных территориальными органами ФССП России обзоров, информационных писем, ни количество проведенных служебных проверок не могут служить гарантией надлежащей организации работы на данном направлении.

Результатом ненадлежащей организации работы явились многочисленные нарушения, которые привели к увеличению количества обращений в 52

территориальных органах ФССП России.

6. Основной причиной увеличения количества обращений является непринятие руководителями территориальных органов ФССП России мер по исполнению судебных решений и, как следствие, отсутствие должной требовательности со стороны старших судебных приставов, слабый контроль за исполнительской дисциплиной, формальный характер ответов на поступающие обращения, что вынуждает заявителей обращаться в территориальные органы ФССП России повторно.

Для руководителей большинства территориальных органов ФССП России работа с обращениями по-прежнему остается второстепенным направлением деятельности. При этом не учитывается, что обращения граждан и представителей организаций являются важным источником информации, необходимой для принятия качественных управленческих решений.

Подтверждением указанного обстоятельства является отнесение к причинам резкого увеличения количества обращений значительной текучести кадров (без конкретных показателей, характеризующих данный процесс в структурных подразделениях), повышения уровня юридической грамотности населения.

Широкое информирование населения о праве на обращение благодаря мероприятиям, проводимым территориальными органами ФССП России и направленным на формирование информационного и технического обеспечения работы с обращениями граждан (активное освещение в средствах массовой информации деятельности территориальных органов ФССП России, функционирование официальных интернет-сайтов территориальных органов ФССП России), приводит к излишнему мотивированию заявителей на обращение непосредственно в аппарат управления территориального органа, минуя структурные подразделения.

Вышеперечисленные факторы, несомненно, влияют на рост количества обращений, но оправданием упущений в работе не являются.

Следует отметить, что указанные причины характерны для всех территориальных органов ФССП России, однако не во всех территориальных органах количество обращений увеличилось.

Показательным в этом отношении является пример Управления ФССП России по Кировской области. В числе причин увеличения количества обращений среди прочих указаны: тяжелая социально-экономическая обстановка в Кировской области, особенности менталитета населения Кировской области.

В целях снижения количества обращений, поступающих в территориальные органы ФССП России, повышения эффективности их работы, принятия мер, направленных на восстановление и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, руководителям территориальных органов ФССП России необходимо:

проанализировать причины поступления обращений о несоблюдении требований законодательства об исполнительном производстве по ознакомлению сторон исполнительного производства с материалами исполнительного производства; разработать комплекс мер, направленных на

предупреждение поступления подобных обращений, с указанием конкретных сроков исполнения и ответственных исполнителей. О результатах проинформировать Управление делопроизводства по итогам работы за 2010 год;организовать контроль за ходом исполнительных производств, являющихся предметом обращений, поступивших в ходе личного приема населения руководителями территориальных органов ФССП России - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации и их заместителями, до разрешения по существу всех доводов заявителей, определить сроки (периодичность) контроля и ответственных исполнителей. О результатах проинформировать Управление делопроизводства по итогам работы за 2010 год;

организовать прием населения начальниками отделов - старшими судебными приставами с участием кураторов аппарата управления территориальных органов ФССП России по графику, утвержденному руководителем территориального органа ФССП России - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации;

на оперативных совещаниях руководителей территориальных органов ФССП России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации ежеквартально заслушивать начальников отделов - старших судебных приставов тех структурных подразделений, в которые поступает наибольшее количество обращений;

проводить проверки в структурных подразделениях с целью оказания методической и практической помощи, о результатах которых ежеквартально докладывать руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации;

провести учебные занятия с судебными приставами-исполнителями по работе с обращениями с учетом типичных нарушений, выявленных в ходе проверок в структурных подразделениях. О результатах доложить в Управление делопроизводства по итогам работы за 2010 год.

А.О.Парфенчиков

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: Бюллетень Федеральной службы судебных приставов,

N 12, 2010 год