Статьи и документы

« Назад

03.11.2014 03:37

Минздрав России уточнил порядок выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет

Изменения внесены на основании решения Верховного Суда РФ от 25.04.2014 N АКПИ14-105, который признал недействующим абзац второй пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

Норма была признана недействующей в части, не допускающей выдачу листка нетрудоспособности при уходе за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ним в медицинской организации при оказании стационарной медицинской помощи.

Согласно Приказу при уходе за больным ребенком, не достигшим 7 лет, листок нетрудоспособности будет выдаваться члену семьи на весь период амбулаторного лечения ребенка или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации, если медицинская помощь оказывается ребенку в стационарных условиях, но не более следующих периодов:

60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за таким ребенком;

90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за ребенком, имеющим заболевание, включенное в перечень, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 N 84н.

Действие Приказа распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 25.04.2014 N АКПИ14-105.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 июля 2014 г. N 348н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПУНКТ 35 ПОРЯДКА ВЫДАЧИ ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ,
УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 ИЮНЯ 2011 Г. N 624Н

В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2014 г. N АКПИ14-105 приказываю:

1. Абзац второй пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 г., регистрационный N 23739), изложить в следующей редакции:

"в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем на 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 84н "Об утверждении перечня заболеваний ребенка в возрасте до 7 лет, при возникновении которых выплата пособия по временной нетрудоспособности за период ухода за ребенком осуществляется не более чем на 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанными заболеваниями" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2008 г., регистрационный N 11287), не более чем на 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;".

2. Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2014 г. N АКПИ14-105.

Министр
В.И.СКВОРЦОВА

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. N АКПИ14-105

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. об оспаривании абзаца второго пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н,

установил:

пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н (далее - Порядок), закрепляет, что листок нетрудоспособности выдается по уходу за больным членом семьи, в том числе ребенком в возрасте до 7 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении - на весь период острого заболевания или обострения хронического заболевания (абзац второй).

Данный пункт также имеет сноску <14>, согласно которой особенности выплаты пособий по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи установлены частью 5 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного нормативного положения, ссылаясь на то, что оспариваемая норма предусматривает выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком только за период острого заболевания или обострения хронического заболевания и ограничивает таким образом ее право на получение пособия по временной нетрудоспособности по всем случаям ухода за больным ребенком. Считает, что абзац второй пункта 35 Порядка не соответствует пункту 1 части 5 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", который не содержит таких ограничений.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемая норма не противоречит действующему федеральному законодательству и не является препятствием для выдачи листка нетрудоспособности и выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за ребенком в возрасте до 7 лет в случае наличия у данного ребенка заболевания, требующего оказания ему медицинской помощи в стационарных условиях.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) против удовлетворения заявления не возражали и поддержали изложенные в нем доводы.

Л., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав объяснения представителя Минтруда России С., представителя Минздрава России А., представителя Минюста России Б., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит требования подлежащими удовлетворению.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации во исполнение части 5 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ), а также на основании пунктов 1, 5.2.100.82 ранее действовавшего Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, утвердило оспариваемый в части Порядок. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 7 июля 2011 г., регистрационный N 21286, опубликован в "Российской газете", 2011 г., 11 июля.

Согласно действующей редакции части 5 статьи 13 названного выше федерального закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в том числе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, которым в силу пункта I Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, является Минтруд России.

В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, перечисленные в части 1 статьи 2 этого закона, в том числе лица, работающие по трудовым договорам, которые являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2). Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае необходимости осуществления ухода за больным членом семьи (пункт 2 части 1 статьи 5). Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается застрахованному лицу за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием (пункт 1 части 5 статьи 6).

Таким образом, федеральный законодатель связывает необходимость осуществления ухода за больным ребенком с периодом лечения этого ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании медицинской помощи в стационарных условиях.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Основы охраны здоровья), раскрывая содержание используемых в нем понятий, определяет понятие "лечение" как комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента (т.е. изменений организма, возникающих в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующих оказания медицинской помощи), восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (пункты 8 и 17 статьи 2). Лечение и круглосуточное медицинское наблюдение обеспечивается и при оказании медицинской помощи в условиях стационара (пункт 4 части 3 статьи 32).

Из содержания приведенных законоположений следует, что комплекс медицинских вмешательств, выполняемых медицинским работником по отношению к пациенту при проведении лечения, осуществляется в том числе в целях устранения или облегчения проявлений заболевания или заболеваний, а также состояний пациента.
Следовательно, необходимость осуществления ухода за больным ребенком может быть обусловлена лечением заболевания (заболеваний) либо устранением, облегчением состояний пациента или медицинским вмешательством, выполняемым по назначению медицинского работника в целях восстановления или улучшения здоровья ребенка, а также в иных целях, предусмотренных пунктом 8 статьи 2 Основ охраны здоровья.

Пункт 35 Порядка, связывая выдачу листка нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет с периодом лечения острого заболевания или обострения хронического заболевания, вступает в противоречие с пунктом 1 части 5 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", поскольку ограничивает право заявителя на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности в иных случаях ухода за ребенком при его лечении в амбулаторных условиях или при оказании медицинской помощи в условиях стационара при совместном пребывании с ребенком.

На основании изложенного абзац второй пункта 35 Порядка в части, не допускающей выдачи листка нетрудоспособности по всем случаям ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Л. удовлетворить частично.

Признать недействующим абзац второй пункта 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н, в части, не допускающей выдачу листка нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях по всем случаям ухода за этим ребенком, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА

Наши предложения
Юридическая консультация по трудовому, налоговому, земельному, уголовному и административному праву в Кемерово услуга трезвый водитель
Наши юристы окажут квалифицированную помощь юридическим лицам.
Регистрация и ликвидация предприятий. Представление интересов в арбитражном суде и судах общей юрисдикции. Консультации юриста по трудовому, административному и договорному праву. Юридическая помощь по налоговым делам. Содействие в возврате долгов и возмещение причиненного ущерба.
Юрист и адвокат по гражданским делам Автоюрист Частный детектив
Бесплатная консультация всем Услуги для граждан.
Профессиональные юридические консультации и защита граждан. Бесплатная помощь юристов в вопросах наследства. Круглосуточная помощь автоюриста (оспаривание действий ГИБДД, возврат водительского удостоверения, оспаривание виновности в ДТП) Споры со страховыми компаниями. Консультация юриста по семейным вопросам (развод, раздел имущества, определение места жительства детей, алименты, наследство), жилищным, земельным. Банковские споры и многое другое...
Звоните в Кемерово

Звоните в Москве и МО
Нас можно найти по адресу в Кемерово

650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 3 (отдельный вход с право от главного крыльца, со стороны ТРЦ "СОЛНЕЧНЫЙ")

 

Нас можно найти по адресу в Москве
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар, 4 Всесезонный горнолыжный комплекс "СНЕЖ.КОМ." (Юридическая консультация по предварительной записи)
Мы работаем 
Пн-Пт с 9:00 до 20:00

Сб-Вс: предварительная запись
Поделись страницей
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru